зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Как заработать в деревне?

Вопрос, как заработать приличные деньги, которых хватило бы для нормальной жизни, волнует сегодня многих селян. Настолько, что все чаще они, разуверившись в финансовых возможностях своих земляков, обращают взгляды на богатых ростовчан, москвичей и питерцев.

Журналисты нашей редакции постарались выяснить, на чем сегодня могут заработать жители деревни, и что востребовано у покупателей из столиц разного уровня и крупных городов.

Заработки, требующие небольших или средних вложений

Самое «хайповое» и перспективное на сегодня направление торговли – продажа товаров «экологической» направленности, органических продуктов питания и так далее. Дело в том, что чем дальше, тем больше богатые люди, живущие в городах, озабочиваются тем, что они едят пластиковые овощи с фруктами и мясо с гормональными добавками, а пьют молоко из «пальмы» и крахмала.

В связи с чем все чаще столичные реализаторы ищут выход на жителей провинции, у которых скупают яблоки и ягоды, гусей и свиней, грибы и мед. Большую роль в организации этого сотрудничества на сегодняшний день играют специализированные интернет-площадки: agroserver.ru, derevna.com, agrobazar.ru, agroru.com, foragro.ru, agroru.net и так далее. Что очень удобно, на этих ресурсах группируются как производители сельхозпродукции, в том числе органической, так и покупатели. Причем, очень удобно то, что покупатели (московских очень много) не только указывают свои координаты и то, какую именно продукцию они хотели бы приобрести, но и публикуют свои точные требования к качеству этой продукции. Например, гусей в партии должно быть не меньше, чем сто штук, а вес каждого должен начинаться от 3,5-4,5 килограммов. И тогда покупатели согласны забирать до пятисот-тысячи голов в месяц, а за каждый килограмм платить по 250-350-400 рублей, в зависимости от качества и сезона. При этом, что нередко, покупатели требуют на птицу полный пакет ветеринарных документов. Хотя есть и те, кто каким-то образом обходится и без них. Если у домохозяйства есть земельные паи, а значит, кормовая база для животноводства, то те, кто не боится физического труда, чтобы выращивать партии птицы от ста штук, могут зарабатывать таким образом.

Причем, как рассказала нам жительница Матвеево-Курганского района Татьяна, многие селяне, даже не выходя пока на Москву и Питер, уже активно осваивают поиск покупателей из Таганрога и Матвеева Кургана через интернет и методом сарафанного радио, когда рекомендации о хорошем молоке или сметане передаются потенциальным покупателям от знакомых. И тогда каждый четверг, например, Татьяна обслуживает в Матвеевом Кургане весь микрорайон вокруг третьей школы, привозя из своей деревни кому творог со сметаной, кому сливочное масло с молоком, кому сыворотку, кому курятину и яйца. Единственный, хотя и очень большой минус такой торговли – практически вся она проходит мимо государства и находится в тени: как в плане налогообложения, так и в плане санитарного контроля.

К сожалению, в этом секторе существуют уже и свои мошенники, научившиеся ловко обманывать горожан. Об одном из способов такого мошенничества нам рассказали честные производители деревенской курятины. Фальсификаторы, желая как можно больше заработать, покупают на птицефабриках подрощенных цыплят-бройлеров и держат их у себя пару недель, все это время кормят исключительно кукурузой и добавками с провитамином «А». И когда от такого рациона кожа бройлеров приобретает специфический желтый цвет, забивают, выдавая за птиц, выращенных на свободном выгуле и без использования гормонов и антибиотиков.

Еще один вид бизнеса, «привязанный» к сельскому хозяйству, но в некотором роде, чуть более «легкий» – переработка. Через вышеперечисленные интернет-площадки, соцсети и методом сарафанного радио наши земляки все чаще находят спрос у городских жителей на услуги по копчению на заказ мяса или рыбы, производству домашних колбас, варений, солений и маринадов, а так же домашнего вина и пива. Перспективным направлением, пока малоосвоенным в Примиусье, является развитое, например, в Крыму, производство домашних сладостей и чаев из лекарственных растений в подарочных упаковках, которые затем реализуются в торговых точках для туристов. Вместе с самодельными магнитиками, глиняными свистульками, ручной работы куколками, сувенирным мылом и прочими мелочами, так популярными у туристов.  

 

Заработки, требующие серьезных вложений

Пожалуй, самая известная в нашей местности фирма, позиционирующая себя как производитель органических продуктов, – «Биохутор Петровский» из Неклиновского района. Как уточняют ее собственники, Алексей и Наталья Шепетьевы: «Биохутор – это семейное предприятие, основанное в 1997 году, специализацией которого изначально стало растениеводство: выращивание зерновых, крупяных, бобовых культур. С 2010 года мы решили часть предприятия перевести на экологическое хозяйствование, став, таким образом, первым экологически хозяйствующим предприятием в Ростовской области. Сейчас мы производим экологически чистые продукты собственного производства из выращенных нами культур, таких как: полба (спельта), рожь, голозерный овес, чечевица красная, чечевица зеленая. С 2010 года наше предприятие сертифицируется по системе добровольной сертификации экологического и биодинамического хозяйствования – БИО».

Под брендом «Биохутор Петровский» сегодня выпускается уже достаточно большой ассортимент органических продуктов премиум-качества: шесть видов бездрожжевого био-хлеба (из пророщенного зерна, с семечками, с сухофруктами и так далее), четыре вида цельнозерновой муки (из полбы, спельты, ржи и овса), шесть видов круп и шесть видов хлопьев (например, чечевица и зеленый горох), семь видов сухарей и био-яйца от несушек, выращенных исключительно в условиях «воли».

Чем отличаются продукты «Биохутора» от обычных «магазинных»? Вот, например, что говорят хозяева «Биохутора» о самом популярном у покупателей своем хлебе «Тонус»: «Хлеб «Тонус» выпекается по специальной запатентованной технологии из цельного пророщенного зерна. В его составе отсутствуют мука и дрожжи, химические добавки. Продукт содержит все ценные питательные вещества, которые имеет ожившее зерно. В «Тонусе» в 20 раз выше пищевых волокон, чем в традиционном «белом». Аналогов этому хлебу на рынке пока не представлено».

А вот на то, чтобы крепкому хозяйству суметь попасть со своей продукцией на полки крупных сетевых магазинов, «Биохутору» потребовалось больше года. Как признаются корреспондентам его владельцы, очень много времени у них ушло на оформление всех необходимых документов, сертификатов, на работы по организации упаковки, а так же согласование сроков и объемов поставок. Хотя в каких-то вопросах ретейлеры шли на уступки, в том числе, не требуя платы за «входной билет». Такому «привилегированному» отношению способствовала уникальность производителя: ведь товары, которые он предлагает, несмотря на их востребованность у покупателей, пока представлены на рынке в совсем ограниченном количестве и желающих их производить еще не так много. 

Возможно, именно ставка на уникальность продукции, а так же ее востребованность у людей, стремящихся вести здоровый образ жизни и обладающих определенными финансовыми возможностями, вкупе с огромным трудом и несомненным предпринимательским талантом привела к тому, что на сегодняшний момент «Биохутор Петровский» – это уже достаточно широко известное сельхозпредприятие, которое имеет наработанную базу как оптовых, так и розничных клиентов в самых различных городах страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Барнауле, Смоленске и так далее. При этом руководство «Биохутора» принимает активнейшее участие в различных всероссийских и региональных форумах и выставках (например, «Продэкспо» - крупнейший в России и Восточной Европе международный форум), а так же конкурсах производителей (в прошлом году крупы «Биохутора» вошли в «100 лучших товаров России»). Следовательно, география покупателей продукции Алексея и Натальи Шепетьевых будет только расширяться.

Еще одно перспективное в будущем направление, на котором можно зарабатывать, имея первоначальный капитал в несколько миллионов рублей и подходящее местоположение – агротуризм и этнотуризм. В Ростовской области имеется уже минимум два успешных проекта, ставших известными за ее пределами и принимающих туристов не только из Ростова-на-Дону. Первый – в хуторе Кружилинском, где с 2006 года открыто «Казачье подворье конца XIX-начала ХХ вв.». Объект является точной реконструкцией, дающей любому гостю полное представление о быте донских казаков, описанном в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». На подворье – курень с «пекаркой» (летней кухней), ледник, амбар, конюшня, баз для скотины, сельскохозяйственный инвентарь под навесом. На базу – лошади, быки, коровы, овцы, козы, индюки, гуси, утки, куры. Приехавшие ростовчане, москвичи или петербуржцы могут покормить домашнюю птицу, подоить корову, затопить печь, вспахать и проборонить землю при помощи быков, сжать пшеницу и связать из неё сноп, провеять зерно на грохоте, перемолоть его на старинных жерновах в муку. И все это – примерив традиционные казачьи костюмы. А после завершения всех трудов – отведать домашние угощения: холодец, яичницу на сале, блины, пышки с медом, знаменитый донской «взвар». И все это – на фоне самых разных культурных программ с казачьими песнями, танцами и прибаутками. И ведь от желающих нет отбоя!

Второй успешный проект – частный этно-археологический комплекс «Затерянный мир» из хутора Пухляковского. Гости комплекса могут не только «стандартно» отдохнуть на базе отдыха, но и полностью окунуться в древний мир, попробовав себя в качестве постояльца первобытных хижин, средневекового кузнеца или лучника, гончара из бронзового века или участника обрядов на древних курганных святилищах. Так же собственники «Затерянного мира» систематически устраивают для всех своих гостей разнообразную культурную программу: фестивали народной песни, праздники ухи, экскурсии по местам проходивших в этих местах ранее археологических раскопок и так далее.

Увы, но пока никто из наших земляков не взялся всерьез за нашу историю и не придумал «оживить», например, нашу Крынкскую слободу начала XVIII века в Алексеевском лесу. Или возить туристов от Самбекских высот по местным памятникам и краеведческим музеям Миус-фронта. Или селить их в гостевом доме у заросшего деревьями красивого пруда на сельской ферме, где ведется органическое хозяйство и где гость может почувствовать себя селянином: надоить молока от коровы, собрать свежих яиц на утреннюю яичницу, «потяпать» сотку-другую огорода. Или от души порыбачить, поймав в пруду карпа килограммов пятнадцать весом…

В Неклиновском районе, например, пока развиваются только частные объекты, где предлагается стандартный набор: банкетный зал (беседка на природе), рыбалка и, в лучшем случае, купание в водоеме или бассейне.

 

Заработок, не требующий финансовых затрат

Если бы не наблюдаемый нами в интернете успешный способ реализации данной идеи, мы бы восприняли этот способ, как шутку. Однако, насколько мы смогли убедиться, способ работает. И нужны для его воплощения всего лишь две вещи: компьютер с хорошим интернетом и видеокамерой и талант быть интересным для людей. Умение вызвать постоянный интерес у зрителей – это залог большого количества просмотров и подписчиков, а значит – гарантия приличных заработков и доходов от рекламы. 

Первое «деревенское» направление, которое как мы выяснили, «эксплуатируют» видеоблогеры, это, по факту, продажа воздуха. Выглядит примерно так: парень с внешностью метросексуала, явно не нюхавший деревенского навоза, рассказывает в своем видеоролике, что, имея дом в селе, а в нем – интернет, можно зарабатывать гораздо проще и гораздо больше, чем связав свою жизнь с сельским хозяйством или переработкой. А в конце предлагает ссылку на другой ролик (рекламный), где рассказывается, чем конкретно можно заниматься. А дальше предлагает 120 тысячам своих подписчиков купить у него необходимое для успеха в дальнейшей деятельности пособие или наняться работать через интернет в какую-то рекомендованную им фирму и так далее. Лучше всего выгоду этой торговли смутными перспективами будущего характеризует сказанная самим продавцом фраза: «Когда я был таксистом и курьером, мой доход составлял 15 тысяч рублей в месяц. А сейчас я зарабатываю 150 тысяч за тридцать дней».

Второе направление – более честное. Когда жители деревни честно и интересно рассказывают от первого лица о деревенской жизни. Например, канал «Семья в деревне», на котором Антон и Алевтина Хорошевы из Волгоградской области уже почти четыре года показывают и рассказывают в Уoutube всем желающим горожанам, как принять роды у коровы, приготовить обед из улиток или наловить рыбы при помощи вил. И поток зрителей стабильно растет – сейчас подписчиков канала уже почти 217 тысяч! Если четыре года назад эта семья думала, где взять денег, то сегодня она, благодаря заработкам в интернете, не только сменила дом на новый и современный, с куда большим по площади участком, но и занялась расширением собственного агробизнеса. Вот такая вот «работа в интернете»…

Так что, кто ищет, тот, как говорится, всегда найдет. Потому совсем не обязательно ругать и костылять богатых жителей столиц за самые разнообразные грехи и чуждый провинции менталитет, как это нередко делают многие селяне. Именно потому, что на таких горожанах можно и нужно зарабатывать…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: