зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Куда пропадают лекарства?

На Горячую линию редакции обратилась Ольга, жительница поселка Матвеев Курган.

– Дорогая редакция! Не могли бы вы разузнать, что вообще происходит с нашими аптеками? Куда из них пропадают лекарства? Врач назначил мне антибиотик Ровамицин. И я не смогла найти его нигде, ни в одной аптеке – его просто нет! В итоге врач назначила Сумамед-форте. Его я купила, но – только в третьей по счету аптеке. Потому что в двух первых мне были готовы предложить только его аналог – отечественный Азитромицин. Который я, из собственного опыта, просто физически не могу использовать – у меня от него начинается расстройство желудка, в отличие от абсолютно лишенного этих побочных эффектов импортного Сумамеда.

Моя тетя из Ростова, аллергик, неделю назад звонит и говорит, что в аптеках поблизости от ее дома нигде нет Преднизолона – это в сезон укусов насекомых – мол, ей хоть в гроб ложись, если что! Соседка с диабетом, которой раньше постоянно назначали препарат Весел Дуэ – улучшать кровообращение, теперь тоже нигде не может его найти. В интернете прочла, что по всей стране разом исчез амиодарон – лекарство, которое моя мама раньше несколько лет принимала от аритмии. Что вообще происходит? Почему одни действующие лекарства совсем исчезают из аптек, а другие, пусть и дорогие, постепенно заменяются дешевыми аналогами, действующими гораздо хуже?

На условиях анонимности мы побеседовали с фармацевтом одной из аптек Примиусья. И вот рассказал нам о ситуации на лекарственном рынке Андрей Иванович (имя отчество изменено).

– В нынешнем году вообще упали продажи лекарств. И не только у нас в Примиусье – по всей стране. Особенно дорогих препаратов. Конечно, вовсе не потому, что граждане стали меньше болеть. Просто люди, у которых несколько лет подряд падают доходы, начали экономить уже и на самом насущном – на лекарственных препаратах. От некоторых лекарств отказываются полностью. Например, у нас в аптеке в этом году упали продажи иммуномодуляторов и препаратов для лечения вирусных респираторных заболеваний. Теперь многие люди предпочитают лечить насморк и грипп, а также укреплять иммунитет «народными» методами, чтобы сэкономить. А там, где полностью отказаться от лекарства невозможно, большинство стараются покупать более дешевые отечественные аналоги. Хотя, как справедливо заметила обратившаяся к вам в редакцию женщина относительно того же азитромицина, – дженерики по многим характеристикам часто оказываются гораздо хуже, чем оригинальные препараты.

При этом цены на сами лекарства выросли, причем, сильнее всего – именно на лекарства «среднего» ценового сегмента, которые раньше и покупались чаще всего. Это вынудило покупателей еще больше поменять приоритеты в сторону выбора самых дешевых препаратов. Аптеки, естественно, в этом вопросе вынуждены подстраиваться под своего покупателя…

Но это – только касательно вопроса Ольги, почему в аптеках стало больше дешевых, но хуже действующих аналогов. Относительно же того, почему препараты вообще исчезают из аптек, ситуация еще более сложная. Кстати, пару дней назад прочел в центральной прессе, что в целом по стране за последние несколько лет из аптек исчезло более семисот различных препаратов! Причем, очень многие аптеки продолжают «доторговывать» тем, что закупили ранее, поэтому проблема пока не так заметна. А вот в будущем году мы можем «прочувствовать» ее на себе в полной мере.

Потому что первыми покидают аптеки, как ни странно, лекарства из списка жизненно-важных и необходимых препаратов, цены на которые регулируются государством. Все потому, что при попадании лекарства в этот список, производители лекарства обязаны регистрировать его цену и дальше практически не имеют права ее изменять. Это можно сделать только один раз в год и на незначительную долю процента. Учитывая, что многие лекарства были регистрированы в этом списке уже много лет назад, сегодняшняя их цена, по которой их обязаны продавать, оказалась гораздо ниже стоимости их производства. Что в итоге привело к тому, что производители лекарств, особенно иностранные производители, стали массово покидать Россию или закрываться, чтобы не работать себе в убыток.

Я вам прочту выдержку из статьи в «Московском комсомольце», где эксперт фармацевтического рынка Елена Григоренко говорит как раз об этой проблеме: «В итоге, об этом мало кто говорит, но уже три года в стране вообще нет противостолбнячной сыворотки из крови человека: российская компания прекратила ее выпуск. Это просто ужасный прецедент. Все в шоке от того, что страна лишилась действительно жизненно важной позиции. Да, есть сыворотка из крови лошади, но новорожденным детям нужна только из крови человека! Могу привести еще примеры: пропало известное средство от диареи, скоро с рынка уйдет популярный антигистаминный препарат, исчезло средство от кашля; перестали производить несколько препаратов для ВИЧ-инфицированных; пропал популярный гормональный препарат преднизолон. И вообще – в аптеках и больницах существенные перебои с лекарствами.

Ситуация только ухудшится: готовится новое постановление о снижении цен на лекарственные препараты. Уже на все, а не только из перечня ЖНВЛП. Производители оригинального препарата должны будут перерегистристровать цену в обязательном порядке, что подразумевает ее снижение, ибо основным критерием станут цены в референтных странах. Производителям копий оригинальных препаратов (дженериков) цены пересчитают «силовым методом». Многие компании, просчитав последствия, поняли: пора валить. У нас крах системы: регуляторы рынка испытывают на нас нововведение, совершенно не думая о последствиях».

Подготовила Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: