зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

С песней по полю жизни

Этого человека, как одного из лучших в регионе специалистов-агрономов, знают практически все сельхозпроизводители Матвеево-Курганского, Неклиновского, Куйбышевского, Родионово – Несветайского, Октябрьского, Азовского районов. Знают его и те, кто любит советские эстрадные песни, с которыми в нашем крае выросло не одно поколение людей. Знают, и очень любят настолько, что даже сообщили в редакцию, что 18 октября в Матвеево-Курганском районном Доме культуры состоится юбилейный творческий концерт Ивана Ивановича Галиченко – ученого-агронома; кандидата сельскохозяйственных наук; лауреата огромного количества районных, областных, краевых и республиканских песенных конкурсов; а так же просто хорошего человека, у которого журналисты нашей редакции просто не могли не взять интервью накануне большого его Юбилея – «50 лет с песней по жизни».

 

– Иван Иванович, расскажите нашим читателям о себе. Откуда Вы родом? И как начиналась Ваша дружба с песней?

– Родился я в Конезаводе имени Будённого №158 Сальского района, в простой крестьянской семье, где было пятеро детей. Мой отец работал табунщиком, мать была дояркой, старший брат – механизатором и комбайнером, меньший – водителем, сестра – бухгалтером. Я был единственным в семье, кто получил двойное высшее образование, защитил кандидатскую диссертацию.

А петь я начал еще в Будённовской средней школе, где меня заметил учитель Кривко Василий Прокофьевич – фронтовик, который вел у нас пение, черчение, рисование и танцевальный коллектив, настолько он был одаренный человек. Случилось это в 1969 году: школа готовилась к вечеру встречи с выпускниками. А как раз в это время вышел на экраны кинофильм «Щит и меч». И вот приходит наш учитель пения к нам и говорит: «Нужно расширить количество номеров, которые мы готовим. И исполнить песню «С чего начинается Родина?» Выставил он нас в ряд и начал играть по нотам на своем красивом немецком аккордеоне. Один ученик запел, второй, третий – никто не подходит. А я только начал что-то петь, учитель и говорит: «Все свободны, Галиченко остается». Вот с этого момента, можно сказать, и началась моя творческая деятельность, как певца и солиста. С песни «С чего начинается Родина?»Параллельно я начал петь в мужском вокальном ансамбле из 9 человек, который существовал в нашем совхозе, где тоже начал набираться опыта.

А к районному смотру-конкурсу композитор Дмитрий Покрас предложил Василию Прокофьевичу свою песню, написанную им к Юбилею образования Ростовской области «Степи мои, сальские степи мои». К сожалению, я нигде не могу сейчас найти ее текст. Но это была очень красивая песня о нашем донском крае. Мы исполнили ее на районном конкурсе, и нас сразу отправили с нею в область, в Ростов. А там, в ДК завода «Ростсельмаш», тоже прослушали наше исполнение и сказали: «Едите в Москву». Мы: «Как в Москву? У нас же выпускные экзамены – окончание учебы в школе!» А нам: «Вы уже включены в сводный концерт от Ростовской области. Так что надо ехать». И мы «Тихим Доном» уехали в Москву. И там, на ВДНХ, где фонтаны, выступали на сцене, специально установленной по случаю концерта к Юбилею нашего донского края. Говорят, это мое выступление даже показывали по центральному телевидению, хотя я, конечно,его не смог посмотреть. Но все мои знакомые рассказывали мне после, что они виделименяпо телевизору.

После школы я поступил в Донской сельскохозяйственный институт, и там моя певческая карьера продолжила строиться еще более основательно. Хотя я и в школе немножко играл на баяне, пел и занимался сольфеджио, в институте и пением, и сольфеджио я занялся очень серьезно – из Ростова к нам специально приезжал преподаватель, который занимался со всеми институтскими солистами. Именно эти занятия в результате и позволили мне неоднократно становиться лауреатом местных, областных, краевых и республиканских конкурсов.

– А какие песни больше всего нравилось исполнять?

– Песни о родном крае, о Родине, лирические песни. О комсомоле и о партии тоже пел – нам надо было идти в ногу со временем. У меня где-то сохранилась дома программа концерта семидесятых годов, где я пел даже казачьи песни. А любимых песен у меня много: «Родная земля», «День Победы», «Человеческая жизнь», «Соловьиная роща», «Родительский дом». Все песни, которые близки очень многим людям. Они были очень популярны в советские времена, и сейчас тоже очень популярны.

– А что Вы чувствуете, когда выходите на сцену?

– Конечно, всегда немного волнуюсь, хотя уже и выхожу туда пятьдесят лет. Просто волнение каждый раз чуть-чуть другое. Но всегда беру себя в руки и стараюсь спеть так, чтобы зрители могли сопереживать той песне, которую я исполняю… Я рад, когда души людей откликаются на мое пение.

– И как же при этом получилось, что Вы, при  Вашем таланте, выбрали профессию агронома? В певцы не было соблазна податься?

– Разговор об этом у меня произошел, когда я в первый раз поехал в Москву, на тот самый концерт на ВДНХ, о котором рассказал выше. Василий Прокофьевич мне тогда сказал: «Пение – это хорошо. Но тебе надо получить серьезную специальность». И я ответил: «Василий Прокофьевич, я все понял». И стал агрономом.

– Но ведь не каждый агроном становится в итоге ученым-агрономом. Как получилось так, что Вы решили стать кандидатом наук?

– Еще когда я учился в институте, а учился я очень хорошо, меня заметили преподаватели. После армии я был в своем институте на кафедре селекции семеноводства в должности старшего научного сотрудника. А потомпо направлению института был откомандирован в колхоз «Миусский» Неклиновского района для заключения договора на проведение научно-исследовательских работ. Председатель колхоза Ф.К. Шак уговорил меня остаться работать, так  я трудился шесть лет. В 1982 году  переехал в колхоз имени Калинина Матвеево-Курганского района, где создал «Поле агронома», начав заниматься научной деятельностью. Председателем колхоза тогда был Виктор Александрович Татьянко. Я у него спросил: «Виктор Александрович, Вы не против, если я буду заниматься научной деятельностью и поступлю в аспирантуру?» Он сказал: «Учись». И я начал в этом хозяйстве проводить свои исследования и закладывать опыты – в общем, делать всю ту работу, которая в дальнейшем и легла в основу моей диссертации.

– А какие опыты проводили?

– В основном по озимой пшенице – «Формирование урожая озимой пшеницы на карбонатно-мицеллярном черноземе» – с применением различных способов посева, норм высева и множества других факторов, которые влияют на формирование урожая. Были заложены опыты по контурно- полосному размещению лесных полос на земляных валах, которые сейчас защищают урожай с/х культур от неблагоприятных условий для получения хороших урожаев ООО «Имени Калинина». Высажены сосны на площади 40 гектаров, сейчас они украшают агроландшафт, односельчане собирают в них грибы.

– Помогла ли в конечном итоге Ваша научная работа колхозу имени Калинина? Урожаи стали выше?

– Конечно, помогла. Сейчас, конечно, и технологии, и сорта – все это шагнуло далеко вперед. Тогда, когда мы начинали, урожаи пшеницы в 30-40 центнеров с гектара – это были очень хорошие урожаи! А сейчас и технологии, и сорта, новые средства защиты растений позволяют добиваться средних урожаев в 50-60 центнеров с гектара практически каждый год. Надо лишь уметь все имеющиеся знания и средства грамотно применять. Хотя, конечно, при этом аграрии все равно еще очень во многом зависят от погодных условий. Но грамотный агроном все равно сможет максимально снивелировать и эти неблагоприятные факторы. Мне повезло с учителями на жизненном пути: академик Калиненко И.Г., Половой Н.И. - герой социалистического труда, профессор Алабушев В.А., профессор Ковтун В.И.

– А сейчас, при современном уровне распространения информации, в хозяйствах все равно нужен агроном?

– Очень нужен. Особенно в крупных хозяйствах, где требуется даже не один агроном. Нужны и семеновод, и агрохимик. Потому что главному агроному, если хозяйство от 5 до 15 тысяч гектаров и выше, очень трудно за всем успевать. Ведь задача стоит всегда одна: получить максимальную урожайность хорошего качества сельхозпродукции при минимальных затратах труда.

– Хороший агроном – это насколько сегодня дефицитный специалист?

– Сейчас требования к специалистам очень жесткие и отбор при обучении и трудоустройстве очень серьезный. Потому хороших специалистов совсем немного, можно сказать, их большой недостаток. Тем более что сейчас рушится наш любимый институт ДСХИ, который многие более молодые люди знают, как ДонГАУ. И лично мне жалко и обидно, что то, что столетиями, десятилетиями создавалось на нашей земле, прекращает свое существование…Обидно, что совсем другие высшие учебные заведения будут выпускать для нашего края агрономов, хотя Ростовская область – благодатнейший для ведения сельского хозяйства край. Ведь огромное число наших специалистов, работающих сегодня в сельском хозяйстве: агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей – получили образование именно в ДСХИ.

– Я слышала, что Вы написали множество книг по агрономии. Сколько их у Вас?

– Я – автор 55 научных статей, книг и брошюр. Недавно случай был такой. Моя нынешняя работа связана с поездками по  районам Приазовья, где я сотрудничаю с сельхозпредприятиями самых разных форм собственности. И вот приезжаю в одно хозяйство, а в конторе за столом сидит молодой специалист, и на столе у него – моя книга. Я спрашиваю: «Вы кто?» Он мне: «Я – агроном по семенам». Я опять: «А где Вы взяли эту книгу?» Он: «Мне ее председатель колхоза подарил». Оказалось, на одном из мероприятий я презентовал собравшимся свои книги. Одну из которых председатель этого колхоза сразу передал своему специалисту, чтобы тот изучил возможность применения опыта. Мне было очень приятно!

– Вас знают сельхозпроизводители многих районов области. А за консультациями часто обращаются? По телефону, например?

– В любое время дня и ночи люди звонят. Так как я работаю менеджером по продажам средств защиты растений, то в большинстве случаев обращаются за помощью в информации, связанной именно с защитой растений. Но не только. И нормы высева просят рассчитать, и способы посева определить и лучшие сорта помочь выбрать. В некотором роде сейчас мне даже интереснее работать, чем было раньше, когда я занимался только одним хозяйством или только одним районом. Ведь разных интересных случаев, которые мне в профессиональном плане интересно разобрать и помочь разрешить, сейчас у меня, вследствие много большего количества хозяйств, где я бываю, возникает намного больше.

При этом мне всегда интересно не только самому что-то сообщать людям, но и узнавать мнение по тому или иному вопросу и от других специалистов, что-то, может, почерпнув и для себя. Мой сын – тоже ученый-агроном, окончил ДонГАУ. Причем, он, как и я, так же всегда старается воспринять все самое новое и передовое из нашей профессии. Но учился он, когда и методы преподавания уже изменились, и сами знания шагнули далеко вперед по сравнению с тем временем, когда получал образование я. Но, может, именно поэтому мы с ним очень любим обсудить вдвоем какую-то проблему, глядя на нее с высоты каждый своего возраста и опыта. И прийти вдвоем к какому-то консенсусу.

– Ну и как Вы оцениваете молодежь и ее знания, после такого «консенсуса»?

– Есть очень достойная молодежь. Рядом с которой нужно стараться идти в ногу, чтобы не отстать от времени. И которую нужно беречь. А бывает и так, что молодежь, которая оканчивает сельхозвузы, не может, к сожалению, показать глубокий уровень знаний. Главная проблема – нет их фундаментальности. Когда мы учились, нас обучали ведь не только растениеводству, как сейчас. Мы изучали и растениеводство, и животноводство, и экономику, и механизацию – буквально все сельское хозяйство! Тоже и в самом растениеводстве: изучали и полеводство, и садоводство, и луговодство, и виноградарство. А сейчас специалист приходит в хозяйство и, это происходит очень часто, даже не представляет, как оно устроено.

Или выпуск из вуза – 20 агрономов в год, это разве выпуск? Что такое хотя бы для нужд одной Ростовской области 20 агрономов в год, вы себе представляете? Ведь это означает, что скоро во всех хозяйствах Дона возникнет огромнейшая в них нужда, потому что старые специалисты, увы, с каждым годом уходят. Кто же будет работать после них?

– А у Вас ученики есть? Те, кому лично Вы дали бы путевку в жизнь, ну, кроме сына?

– Иду как-то по улице, а меня окликают: «Иван Иванович, здравствуйте!» Смотрю, двое молодых ребят. Думаю, кто они такие, что меня знают?» При разговоре выяснилось, что оба паренька из нашего района, что я когда-то давал им рекомендации и помогал поступить в ДонГАУ, даже отвез туда сам. И что оба они теперь – агрономы. Один – Максим Пронькин –  работает у Николая Федоровича Малая, который очень хорошего мнения о своем сотруднике, разбирающемся и в полеводстве, и в виноградарстве. Вот такие в жизни бывают случаи, как у человека появляются ученики...

– Про Вас все, с кем я общалась, говорят, что Вы – очень хороший агроном. А что это значит – быть хорошим агрономом?

– В первую очередь – иметь глубокие фундаментальные знания в своей профессии. Чтобы мочь грамотно и в полном объеме выполнить свою работу, а так же суметь отстоять свои убеждения, когда точно знаешь, что прав. У меня были в жизни случаи, когда я говорил одно, а мой оппонент – совсем другое. Многим из них я сумел доказать свою правоту. Остальным мою правоту доказала жизнь и полученные результаты. Так что глубокие фундаментальные знания – это главное. Но так же необходимы и ответственность, дисциплинированность, деловитость. Верность своему слову: дал его – будь добр, выполни обещанное. Не можешь сделать – не берись, лучше честно скажи: «Я не смогу». Обманывать людей нельзя никогда – это тут же на корню уничтожит твой авторитет.

Иван Иванович, не могу не спросить и про человека, который все эти годы был Вашим надежным тылом и всю жизнь прошел с Вами рука об руку. Сколько времени Вы уже вместе с Ольгой Николаевной?

– Сорок три года. И все эти годы она действительно была моим самым надежным тылом. Всегда и во всем меня поддерживала. Стала матерью двоих наших детей: прекрасной дочери и замечательного сына. Потом – лучшей в мире бабушкой, умеющей найти подход ко всем своим внукам. Самое удивительное, что с нею нас тоже связала музыка! Когда я учился на четвертом курсе в институте, то участвовал в смотре художественной самодеятельности. Где принимала участие и Ольга Николаевна. Она очень красиво пела там вместе со старшим братом. Так, что с нею просто невозможно было не познакомиться!

Ольга Николаевна работала в свое время пионервожатой, поэтому знала огромное количество детских песен и сумела заинтересовать ими наших детей. Так, что в семье в итоге стали петь не только я и супруга, но и дочь с сыном. Дочь даже выступала со сцены, как и я. Любят песни и наши внуки. Так что у нас – очень музыкальная семья, в которой музыку знают, любят и понимают абсолютно все!

– А что бы Вы сказали нашим читателям, поклонникам Вашего певческого таланта, которые хотели бы услышать Ваши песни?

– Сказал бы, что приглашаю всех людей, любящих музыку и мои песни, в наш районный Дом культуры, на мой творческий концерт с «50 лет песней по жизни». В концерте прозвучат песни разных лет в моем исполнении. Так жевыступитавтор и композитор из Ростова-на-Дону – Игорь Сергеевич Дзреев, песни которого исполняли многие певцы, в том числе, и Иосиф Кобзон. Лучшие свои песни споют и солисты нашего дома культуры. Приглашаю всех в Матвеево-Курганский РДК 18 октября, в 16.00, вход – свободный!

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: