зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Кто создавал легендарный танк

В одном из выпусков «ДМ» в заметке «У истоков Победы», рассказывающей о том, какие герои принимали участие в освобождении Покровского и Матвеева Кургана на отечественных танках Т-34, мы пообещали рассказать, кто приложил руку, ум и сердце к созданию легендарной боевой машины, чтобы молодёжь, возлагая цветы к памятникам, знала, какой ценой всё доставалось. Что пришлось пережить людям, чтобы Отечество наше не было порабощено, а было свободно и велико. Выполняем обещание. Помог нам в этом покровский краевед Николай Григорьевич Терещенко.

Более четырёхсот «тридцатьчетвёрок» украшают сегодня города и посёлки Родины, а также Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, бывшей Югославии, Франции.
Один из первых главных конструкторов машины – Михаил Ильич Кошкин. Это его решительный характер помог отстоять, так сказать, «отспорить» Т-34 в том виде, в котором мы восхищаемся ею сегодня. Родился Михаил Ильич 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги (ныне — Переславский район, Ярославская область) в бедной семье. В 1929 году, в 30-летнем возрасте Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский технологический институт, однако тема обучения ему кажется неинтересной, и он добивается перевода на машино-строительный факультет Ленинградского политехнического института.
В 1934 году защищает диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка». Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185. Спроектированную КП решено установить на опытный колесно-гусеничный танк Т-29.
С 1934 года трудится в КБ Ленинградского завода имени С. М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В это время КБ работает над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляют собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колёсно-гусеничный ход. Работа проведена успешно, хотя впоследствии оказалось, что танки бесперспективны (чрезмерная сложность и высокая стоимость показали невозможность их серийного производства). 


В 1937 году Михаил Ильич прибыл на Харьковский паровозостроительный завод уже с готовой концепцией нового танка. Он хотел его сделать неуязвимым не только за счёт наращивания толщины броневого листа, но и за счёт его формы, строго определённого, высчитанного наклона по отношению к траектории снаряда. Такой подход в то время к поиску конструкции сам по себе уже был новаторским, равно как и решение отказаться от колёс и поставить танк только на гусеницы. Особая проблема была – орудие. Создатели нового танка сумели решить и эту проблему. И в конце 1939 года новый танк был готов. А в марте 1940 года первые две машины пошли своим ходом в Москву. Новый мощный двигатель – дизельный мотор В-2 стал сердцем «тридцатьчетвёрки». Он позволил развивать высокую для среднего танка скорость – 55 километров в час. Головную машину вёл сам Кошкин. В этот момент он был болен, чувствовал себя скверно, но штурвал машины никому не хотел уступить. Смотр состоялся 17 марта 1940 года в Кремле, на Ивановской площади.
Кошкин вернулся на завод из Москвы счастливый и совершенно больной. Ехать обратно на поезде он наотрез отказался, а в холодном танке – всю дорогу с открытым люком водителя, да ещё ранней весной, всё это только усугубило состояние конструктора. Поправиться Михаил Ильич так и не смог. Он умер в конце сентября 1940 года. Но машина его пошла! В июне 1940 года было принято решение, по которому до конца текущего года должно быть изготовлено 600 танков Т-34. Но сделали их лишь 115. Первый серийный танк прошёл испытания на противотанковых рвах линии Маннергейма и успешно выдержал их, ряд последующих машин в опытном пробеге прошли более двух тысяч километров по дорогам и без дорог и подтвердили свои высокие качества…
Ещё одним человеком, отдавшим все свои силы для последующего развития производства машин, был Василий Иванович Булахов. Во время войны он был главным технологом кузнечного цеха уже на уральском заводе, где продолжили производство Т-34. Булахов окончил кузнечное отделение техникума, его взяли на харьковский паровозостроительный завод и соответственно диплому сразу же направили в кузницу. Так что кувалдой ему пришлось помахать. Он так привык к этой работе, что, когда построили новый цех для сборки танков и тракторов со своей кузницей, он попросил, чтобы его оставили в старой кузнице.


Только чуть позже, когда завод получил секретный заказ на производство двух опытных Т-34, Булахов перешёл в другую кузню, где стоял сильный по тем временам паровой молот – с усилением до пяти тонн. Так Василий Иванович Булахов стал, человеком, которому суждено было своими руками сделать наши легендарные танки.
В воскресенье 22 июня 1941 года Булахов вместе с женой поехал в детский сад навестить дочку. День стоял чудесный. Казалось, что так будет всегда, но голос из чёрного репродуктора взорвал тишину и спокойствие.
Булахов сразу же поехал на завод… После получения приказа об эвакуации весь огромный завод демонтировали всего за пять дней. Более сорока железнодорожных составов потребовалось, чтобы погрузить всё его оборудование. А на следующий день, когда последний состав был в пути, Харьков уже бомбили, и первая бомба попала точно в цель – в пустой цех завода…
Дорога на Урал долго и нудно тянулась – почти месяц. В вагонах было холодно, за кипятком на станциях, если он был, выстраивались длинные очереди, и Булахов мечтал лишь об одном – скорее добраться до места, смонтировать оборудование и с головой погрузиться в работу. И ещё он боялся за младшую дочку, родившуюся всего за одиннадцать дней до эвакуации – как бы не приболела в дороге…
«Тяжело приходилось, - вспоминал Василий Иванович, - но иначе и быть не могло. Мы работали первое время под открытым небом, не считаясь ни с временем, ни со своими возможностями. От нас ждали танков. Мы знали, как они нужны фронту, и делали даже больше, чем считали возможным».
20 декабря 1941 года, всего через два месяца после разгрузки оборудования, завод дал стране первые после начала войны 25 танков Т-34. Прямо с заводского двора их отправили на фронт, на защиту Москвы…


Андрей Кравцов 

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: