зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Свинью на рынок - через аккредитацию!

Новые дополнения в законы и подзаконные акты, касающиеся перевозки свиней и их забоя для продажи мяса, вызывают у селян больше негативных эмоций, чем понимания. Что же стало поводом для дискуссий? Мы обратились за разъяснениями в Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Матвеево-Курганская районная станция по борьбе с болезнями животных» к и.о. начальника Александру Тищенко.
- Как Вы можете прокомментировать новое постановление правительства об аккредитации транспортных средств для перевозки свиней и мяса, а также запрещение убоя свиней на бойнях без аккредитации по новому таможенному регламенту?
- Как профессионал, скажу одно: в ЛПХ и мелких фермерских хозяйствах, где содержатся свиньи, невозможно создать стопроцентную гарантию защиты от вируса АЧС. На крупных свиноводческих комплексах это делается, начиная с санпропускника и дезбарьера для транспорта и людей. Туда больное животное не может попасть никак, также как и через обувь или одежду работников, потому что все они проходят через душевую и переодеваются в спецодежду, которая обрабатывается и стирается здесь же. Многие скажут, что мясо домашних свиней и свиней с крупных свиноводческих комплексов – две большие разницы, но сегодня нет иного выхода, кроме ужесточения правил содержания, перевозки и забоя свиней, ведь у нас нет панацеи от вируса АЧС. С этим и связаны жесткие меры по транспортировке и убою свиней. Сейчас для того, чтобы продать свинью или мясо, нужно, согласно решению областной комиссии, осуществить клинический осмотр свиней, после которого выдается справка поселению на этих животных и разрешено перемещение их для содержания или забоя. Сельское поселение выдаст справку на реализацию мяса, но опять после осмотра ветеринара. Убой может производиться только на аккредитованных предприятиях. В нашем районе их 5: в Матвеевом Кургане, Латоново, Новониколаевке, Кульбаково, Анастасиевке. Забой также производится под надзором ветслужбы. Перевозка может осуществляться только на спецмашинах. То есть, мы, таким образом, добиваемся полного ветеринарного контроля для исключения возможности вспышки АЧС. Такая вспышка чревата не только потерей поголовья свиней, но и карантином на вывоз зерна и других сельхозпродуктов. В результате, можем получить банкротство многих сельхозпредприятий, всплеск безработицы и другие социальные последствия. Поэтому, надеемся на понимание наших селян в вопросах профилактики АЧС. Кроме того, сейчас проводится программа по развитию альтернативного животноводства и селянам нужно пересмотреть свои приоритеты в животноводстве в сторону других его видов.
Вот, что пишут «Известия» на эту тему:
«Автотранспортом перевозить свинину, живых свиней, а также корма для этих животных можно будет только при наличии специальной госаккредитации. Проект постановления правительства, подготовленный Минсельхозом и Россельхознадзором, прошел оценку регулирующего воздействия и будет принят в начале 2014 года. В документе говорится о том, что ветеринарное ведомство заведет единый реестр транспортных средств, которые смогут осуществлять транспортировку таких грузов. По замыслу ветеринаров эта мера должна способствовать предотвращению распространения африканской чумы свиней (АЧС).
Для регистрации своего авто его владелец должен предоставить в электронную систему Россельхознадзора данные о себе, сведения о транспортном средстве. Также понадобится заключение госветинспектора о том, что автомобиль пригоден для перевозки свинины, не прошедшей температурную обработку, живых свиней и корма для них. Эти требования содержатся в ветеринарно-санитарных правилах по обработке транспортных средств от 15 июня 1993 года. Они применялись для специальных автомобилей, постоянно занимавшихся перевозками подобных грузов. Причем сделать это можно будет в онлайн-режиме и бесплатно. Получить справку из реестра можно будет по запросу».
Это, безусловно, усложнит работу малого бизнеса, ведь фермерам, транспорт которых не попал в реестр, придется прибегать к услугам аккредитованных логистических компаний. К тому же, одобрение ветеринарного инспектора не сможет получить ни одно транспортное средство личных подсобных хозяйств (ЛПХ), так как они технически не оснащены.
Многие фермеры убеждены, что борьба с АЧС это всего лишь прикрытие для того, чтобы мегакомплексы смогли вытеснить с рынка мелких производителей свинины, которые составляют им серьезную конкуренцию. Широкое присутствие фермерской продукции на рынке стало одной из причин 35-процентного снижения цен на свинину в последние два года. Национальный союз свиноводов через пресс-службу сообщил, что появление документа не стало неожиданностью для отрасли, так как эта мера предлагалась в рамках работы специальной правительственной комиссии по борьбе с АЧС.
По оценкам экспертов, с переходом на обслуживание в логистических фирмах расходы сельхозпроизводителей на транспортировку могут вырасти на 20–30%. Однако руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин считает, что как бы ни увеличились расходы отдельных фермеров — от АЧС отрасль и экономика страны страдают в большей степени. «Задача реестра не в том, чтобы фермерам стало проще работать, а в том, чтобы остановить распространение АЧС, пять лет этой проблеме не уделялось должного внимания», — говорит Юшин.
С 2008 по 2013 год экономике страны из-за АЧС был нанесен ущерб в 30 млрд рублей. За эти годы ветеринарные инспекторы изъяли у свиноводов около 500 тыс. голов зараженных животных. Юшин также отметил, что большая часть ЛПХ, где были зафиксированы вспышки чумы, фактически не являлись подсобными хозяйствами, ведь там содержали от 100 до 1000 голов, это предприниматели, которые не хотели быть под надзором и честно платить налоги, — заключил глава НМА.
В будущем году в силу вступает Технический регламент стран Таможенного союза «О безопасности мясной продукции», согласно которому, фермерам будет запрещено забивать скот, предназначенный для продажи на личных подворьях, убой станут осуществлять только на аккредитованных Россельхознадзором бойнях. Мясо, одобренное к продаже и переработке, должно будет пройти клеймение у федерального или лицензированного ветсанинспектора. Фермеры уже сегодня называют эти требования разорительными для малых и средних крестьянских хозяйств. Ограничения приведут к дополнительным затратам при поставках мяса в розничную продажу или в переработку на предприятия.
Если вспомнить предысторию вопроса АЧС, о ней в своем интервью в 2009 году (актуальном и сегодня) подробно рассказал главный ветеринарный врач России Николай Власов. По его словам, первоначально вирус АЧС был занесен с территории Грузии через территорию Северной Осетии. Далее началось радиальное распространение инфекции. Появление АЧС в Ростовской области связано с высокой плотностью свинопоголовья, проблемами в организации работы ветслужб, с крайне пассивной и непрофессиональной работой местных администраций низового уровня. Н.Власов отметил, что, прежде всего, селян надо делить на крестьян и мелких фермеров. Крестьяне и владельцы личных подворий – это одна категория. Они выращивают свиней для собственного употребления, но не для продажи. В их хозяйствах 1-3, редко чуть больше свиней одновременно. Они мало контактируют технологически с другими свиноводческими хозяйствами, и потому они почти не опасны в эпизоотическом плане. Мелкие фермеры производят свинину для продажи. Они, эксплуатируя несовершенство действующего законодательства, могут маскироваться под владельцев личных подсобных хозяйств. В одну категорию с ними входят владельцы средних свинотоварных ферм. Фактически отличие меж ними одно: первые не используют наемного труда (по крайней мере, в открытую), вторые – используют. Их хозяйства имеют многочисленные контакты с другими свиноводческими хозяйствами, и потому они опасны в эпизоотическом плане. Менталитет же у этих двух категорий людей принципиально разный.
У первой – традиционный, общинный, уважительный к соседям и государству. Исключения, конечно же, бывают.
У второй – капиталистический со всеми его «прелестями», как то: наплевательское отношение к окружающим, пренебрежительное отношение ко всему, кроме цели своей деятельности (то есть к получению прибыли), постоянное стремление использовать любую дырку в законодательстве в свою пользу. Но исключения бывают и тут. Ни те, ни другие не склонны менять свой менталитет, хотя и по совершенно разным причинам. Они хотят жить так, как привыкли, так как им выгодно. Это закономерно и хорошо, так как дает обществу стабильность. Основная задача власти – соединять их интересы и интересы государства в целом.
Но есть проблема: условия жизни меняются, и по-старому жить становится нельзя. Появляются новые возможности, новые угрозы. Специальные знания об экзотических заразных болезнях у селян отсутствуют. Это плохо, с этим надо бороться – и это задача властей. Задача эта сложная. Нужно упорно работать, разъяснять (иногда месяцами, годами, упорно, доходчиво, кропотливо), организовывать. Причем организовывать грамотно, профессионально, экономически обоснованно. При этом помнить народную мудрость «дуги враз не гнут», не спешить, но и не опаздывать, работать серьезно и твердо.
Действовать при вспышке нужно одинаково: тотальный убой всех свиней (домашних и диких) на зараженной территории, использование строжайших карантинных режимов, режимов дезинфекции (свинарники, например, просто сжигались при искоренении АЧС), жесточайших режимов контроля ввоза продуктов свиноводства в страну. Только так можно с этой напастью справиться. Прежде всего, нужно добиться сотрудничества населения неблагополучных районов с властями. Для этого население должно быть твердо уверено, что государство, уничтожая его животных, зачастую еще и хозяйственные постройки, компенсирует владельцам часть их стоимости. Причем большую часть. Большую, но не все 100%. Почему? Хрестоматийный принцип: гармония интересов – появление болезни и ее распространение должны быть не выгодны обоим участникам процесса: власти и гражданину. Компенсировать нужно не когда-то там, а сразу! Компенсации можно, кстати, и не платить, если к таким ситуациям заранее готовиться. Можно страховать поголовье, но система страхования должна быть под контролем властей и организована не с целью сорвать с селян побольше. Сами мероприятия очень дорогие, задействуется масса людей, техники, тратится огромное количество дезинфектантов и других специальных средств.
Мы очень хорошо умели справляться с напастями уже много-много лет. Вспомните, что еще в 50-х весь СССР был в очагах ящура, у нас была ЧКРС и много еще чего неприятного. Вывели ведь. Сейчас, правда, в силу вышеупомянутых причин, несколько разучились справляться.
Нужно смотреть на ситуацию с оптимизмом. В России чего ведь только не было, а мы как были, так и есть – от океана до Балтики и со всем справлялись. Справимся и с АЧС. Не так скоро, как хотелось бы – слишком много нареформировали. Но справимся.

Подготовил Сергей Зыков.
Использованы материалы газеты «Известия», www.161.ru

Все статьи

Комментарии пользователей

Пинсионер 17 янв 2014 в 21:29 # Ответить
new comment
Правильно, не чего свиней во дворе держать - хадите куплять мясо в магниты и пятерочки - нам навязывают, нечего своим трудом себе еду добывать в своём дворе.
Во теперича, як Козьма Прутков грил, бачить нужно в корень, а корень - это корма, и верно ЯЧМЕНЬ корм.
Раньшн, когда РАКИ БУЛИ 30 коп. десяток, - почти в каждом дворе хрюкали и петухи пели по утрам( и не було, придуманной разной АЧС, куриного и козлиного гриппу, а нынче шо? Кто придумал АЧС? Интересный вопрос. Ответ на него один - крупняк АГРОХОЛДИНГИ, хозяева, которых живут за бугром и иногда ездят в командировку в Россию и крупняк - ИМПОРПЁРЫ, которые поставляют в сети продукты питания - это и есть заказчики разных АЧС и гриппов - куриных и козлиных.
аАа 18 янв 2014 в 02:11 # Ответить
new comment
Насколько я понял, для себя никто выращивать не запрещает. Вся эта бюрократия с разрешениями нужна только если планируете продавать то что вырастили. Или я ошибаюсь?
ПЕТЯ 18 янв 2014 в 19:33 # Ответить
new comment
НАС ХОТЯТ ЗАДУШИТЬ-ЗАРПЛАТЫ НЕТ И ПРОДАТЬ НЕЧЕГО

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: