Антивирус
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Земля Миусская

Из книги Богомаз П.Д. "Миусская старина"

Сегодня мы начинаем цикл публикаций об исторических вехах примиусского и приазовского краев. Какими людьми богата наша малая Родина, откуда пошли названия рек, исторических мест, сёл, а может быть слобод, рот? Кто осваивал эти земли в Российской империи? Все это описал в своей книге наш земляк. С его историческими изысканиями мы и хотим познакомить наших читателей. Особый акцент сделан на связь Таганрога со своими пригородными сёлами: Ряженым, Матвеево-Курганом, Покровским и рядом хуторов (в том числе уже исчезнувших).

Приазовье, Нижний Дон и Миусская земля, или Примиусье, в истории нашей страны сыграли весьма заметную роль. Освоение этих мест началось в глубокой древности: в течение многих веков, сменяя друг друга, кочевые племена занимали южные земли России. После них остались только немые свидетели величия некогда могущественных вождей - часто встречающиеся в Подонье, Примиусье и Приднепровье курганы, - места их погребения на высоких хребтах водораздела.

Наиболее известны окутанные легендами крупнейшие из курганов, называемые "могилами", которые встречаются по обоим берегам реки Миус. На левом берегу близ села Ряженого находится так называемая "Острая Могила", а на правом - повыше "Страшной" балки - высится "могила", именуемая в военных источниках как "Высота 101". В верховьях Миуса находится самый большой на юге курган - "Саур-Могила". Высота этого кургана над уровнем моря превышает 277 метров.

Безраздельное хозяйничанье кочевников на просторах Приазовья и Примиусья, как его части, после многочисленных ожесточённых столкновений друг с другом их различных группировок, в древние времена на какой-то период прервалось возникновением и развитием античных колоний: сначала греческих, а затем сменивших их римских. Позже на этих степных землях разворачиваются полные драматизма события борьбы северных славян с восточными кочевниками, воплотившейся в более позднее время в противоборство русских княжеств с татаро-монголами.

Приазовский край вместе с Примиусьем – это край древних кочевников, воинственных племён амазонок, греческих и итальянских колонистов и аборигенов – наших предков славян – русичей. Северо-западное побережье Азовского моря – это уникальные исторические места. Заглянем в глубь веков.

На древних картах увидим скифское название нашего моря – Тамаринда, греческое и римское – Меотида, а арабы называли его Русским морем. Откуда в те времена название «Русское»? Тогда ведь русы, потомки восточных славян, жили в среднем течении Днепра, на севере (Киев, Новгород, Ярославль и другие места). Оказывается, всё очень просто. Сколько ни было греческих и итальянских колоний на побережье древней Меотиды, сколько ни опустошали кочевники Южные земли, а местное население – рыбаки и охотники, были племенем Русским. Правда, до появления этого племени здесь кочевали и другие народы, но уже в первых веках нашей эры побережье было заселено россоланами, предками русских славян. Дело в том, что наряду с Киевской (исторической) Русью существовала Приазовская (доисторическая) Русь. Их связывал водный путь, проходивший по Днепру, его притоку реке Самаре, по притоку последней – реке Волчья Вода. Дальше торговцы тащили свои лёгкие, но прочные лодки волоком до Кальмиуса или Миуса и уже затем спускались снова водою к Меотийскому (Азовскому) морю.

Побережье от Перекопского перешейка до Миусского лимана называлось Лукоморьем. Из Лукоморья торговый путь пролегал через мелководный залив в Тмутараканскую Русь (устье реки Кубань, нынешний Таманский полуостров).

Меотийское море стало называться Азовским, предполагают, по имени германских богов – Азов (ударение – на 1-й слог). В эпоху Великого переселения (III в. н.э.) непродолжительное время побережье Меотийского моря было под властью германских племён готов. Готов, как известно, буквально смели орды гуннов, пришедших с Востока. Существует миф, якобы гунны произошли от ведьм и болотных духов, - так они были безобразны. Гуннов сменили чёрные болгары, часть которых затем ушла на Волгу, а другая часть – на Дунай, где они живут и сейчас.

Местное население - «русы» - продолжает жить оседло, рыбачить и заниматься земледелием. Приблизительно на месте нынешнего Таганрога существовала в то время и итальянская колония Порто-Пизано, представлявшая рыбачье поселение русских людей.

Появлялись и исчезали кочевники, появлялись в той или другой долине реки оседлые племена, но ещё долго жизнь в Примиусье зависела от набегов то южных воинственных кочевников, то более оседлых, но не менее воинственных, крымских татар, то совсем оседлых, но вынужденных защищаться от кочевых степняков, северных русичей.

Примиусье ещё долго не имело оседлых жителей, было заброшенным краем, недаром прозванным "Диким полем". В средние века сюда вторглись турки, навязав будущей России длительную борьбу за возвращение доступа к морю.

Территория от Кальмиуса до Миуса формально была пограничной между Запорожскими и Донскими казаками, чем-то вроде нейтральной зоны, буфера между ними, турками и крымскими татарами. Недаром, народный герой атаман Кондратий Булавин, поднявший на Дону восстание и потерпевший первое поражение в октябре 1707 года на реке Айдар, некоторое время скрывался в Миусских степях. Сюда же он возвращался ещё раз в феврале 1708 года уже с большим войском (около 9 тысяч запорожских и донских казаков) и стоял станом в урочище Воронково на Кальмиусе.

Миусская земля вошла и в легенды о другом народном герое - Степане Разине. Старинная площадь в Москве названа Миусской якобы по имени его сподвижника Миуски, казнённого на этой площади. Миуска - прозвище беглого с Миуса мужика, примкнувшего к отряду восставших.

Побережье Азовского моря в 1475 году после татарских орд захватил вассал турецкого султана - Крымский хан. Среднее Примиусье в это время было границей между тремя обособленными землями со своими вождями, бытом, культурой: турки и татары - со стороны Азовского моря до реки Каменка, донские казаки - со стороны Дона, и запорожские казаки - со стороны Днепра. Эти три силы и оказали основное влияние на жизнь в Примиусье, то защищая его земли, то разоряя их.

Предание гласит, что и название реки Миус возникло, якобы, от слов запорожского казака, сказавшего, что «ця ричка вьется, як мий ус».

Можно только представить этого казака, въехавшего на взмыленном коне на крутой холм нынешней ряженской Михайловки, откуда перед его взором предстала широкая голубая лента, извивающаяся между густыми пойменными лесами. Он был очарован увиденным и, обращаясь к подъезжавшим товарищам, произнёс ставшие пророческими слова.

Предание – преданием, но это только легенда. Название реки известно давно и, очевидно, относится к монгольскому периоду. В слове «Миус» можно выделить два элемента: «ми» и «ус». «Ми» - близко по звучанию тюркскому «мин» - «тысяча», - в географических названиях обычно употребляется в смысле «много». Монгольское «ус» - «вода, река» - часто встречается в названиях рек Юга Сибири и на территории Приазовья. Таким образом, «ми-ус» - это «Большая Вода, или Река».

Донские казаки в Примиусье организовывали дозорные посты, некоторые из них позже превращались в постоянные крепости. Ещё в 1673 году на горе близ Матвеева Кургана была заложена мощная крепость, которая защищала земли донских казаков от набегов крымских татар. Через эту крепость казаки возвращались в Черкасск из дальних походов. Здесь же при впадении реки Крынки в Миус в 1674 году казаки разгромили сильное войско татарского хана.

Из соседних запорожских земель на Миус, на свободные земли, стекались беглые крестьяне, которые селились обособленно и стали впоследствии основой местного населения. Его украинское происхождение можно проследить по фамилиям, распространённым в Примиусье. В Ряженом, например, из восьми десятков нынешних фамилий более пятидесяти имеют в своём составе украинский формант - "-енко". Это фамилии Андриенко, Иващенко, Вахненко, Поляниченко, Горбатенко, Богданенко, Химченко и другие.

У донских казаков, как и у запорожских, в XVII веке существовала "полная демократия" - прежде всего избрание атаманов всех уровней и решение всяких военных и бытовых вопросов на станичных кругах (собраниях). Казаки гордились своей "вольностью". Дон величали не иначе как "вольный"; беглых они не выдавали и говорили, что "с Дону выдачи нет".

После петровских походов на Азов в 1695 - 1696 годах началась эпоха изгнания турок и татар и оттеснение донских казаков от моря. В 1700 году между Турцией и Россией был заключён мирный договор, по которому было определено "...Азову со всеми старыми и новыми городками быть в державе Царского величества. Землям между Перекопом и Миусом, также между Запорожскою Сечью и Очаковым, быть в пусте; к Азову с кубанской стороны отделить земли на 10 часов конной езды..."

С этого времени самостоятельность Войска Донского была почти потеряна, началось его слияние с государством в политическом смысле. Теперь центр стал заселять крепостными Миусские и Донские земли. Атаманов теперь назначает царь по представлению военного комитета. Уже в 1698 году был издан указ о государственном сыске беглых на Дону. Девиз "с Дону выдачи нет" потерял своё значение. Казаки почувствовали "тяжёлую" руку Петра. Он не доверял донским казакам и только во времена крайней нужды приглашал на защиту городов. Царь писал Шереметеву: "Сам ведаешь, какие люди казаки и татары". Булавинский бунт 1708 - 09 годов укрепил Петра в своём опасении. Примиусье, в том числе и благодаря казакам, вопреки указу царя не стало "в пусте". Его плодородные земли привлекали не только беглых крестьян, но и казачью верхушку. После 1712 года в результате ряда неудачных российских войн на западе и юге страны Приазовье вновь отошло к Турции, был разрушен Таганрог, а Примиусье снова стало пограничьем между турками и казаками.

Граница часто менялась в зависимости от военных успехов или неудач. В 1737 году побережье Азовского моря (кроме Таганрога и Азова) было передано казакам.

Граница теперь проходила по реке Кальмиус. В 1746 году эта передача оформлена указом Елизаветы Петровны с указанием границы именно по Кальмиусу, а 30 апреля 1764 года - указом Сената.

После ряда неудачных войн за выход к Южным морям Россия в 1774 году, наконец, одержала победу в противоборстве с турками, и Приазовье вместе с Миусскими землями навсегда вошло в состав России. Только после этого в конце XVIII века здесь появляются селения оседлых жителей: переселённые Императрицей Екатериной II малороссияне (украинцы) образовывают "слободы", а греки, албанцы, русские - "роты". Началось бурное заселение прежде дикого края.

В рамках целенаправленных мероприятий по освоению края Правительство Екатерины II не только переселяло крестьян на новые земли, но и щедро награждало землёй за военные заслуги офицеров, в том числе из Донских казаков, одновременно жалуя им дворянское звание. Так, земли по Миусу были отданы в разное время, в частности, Денисову, Платову, Иловайскому, Кутейникову и другим. Многие населённые пункты и сейчас носят названия, связанные с такими первоначальными владельцами.

Вслед за этим на землях Примиусья появляются помещики, получавшие в качестве дач многие десятины земли вместе с крестьянами, становившимися, как следствие, крепостными.

В XIX веке Примиусье становится ареной крестьянских волнений, нередко выливавшихся в целые восстания. После отмены крепостного права земли бывшего "Дикого поля" покрываются сетью хуторов, которые быстро развиваются, а некоторые весьма богатеют.

История Примиусья неразрывно связана с историей города Таганрога. Таганрог был как бы неофициальной столицей края. Недаром между Таганрогским градоначальством и руководством Области Войска Донского долго шла негласная война за влияние в окрестных сёлах.

Для справки:

Богомаз Пётр Денисович (на фото) родился 5 сентября 1927 года в селе Ряженое Матвеево-Курганского района Ростовской области, где прошло его детство и где познал он ужасы полуторагодичной фронтовой жизни. С 1944 года работал сварщиком в Паровозном депо станции Таганрог, затем окончил Таганрогский авиационный техникум и Московский авиационный институт, работал инженером, начальником конструкторской бригады на Таганрогском авиационном заводе. Имеет правительственные награды. Проживая в Таганроге, с родным селом никогда не порывал, а любовь к истории края нашла отражение в очерках, публиковавшихся в газетах.

 Подготовил Андрей Кравцов (продолжение следует)

Все статьи

Комментарии пользователей

Александр 10 июн 2016 в 18:24 # Ответить
new comment
Интересно,познавательно.
Татьяна 26 ноя 2018 в 20:33 # Ответить
new comment
Спасибо за историю моего родного края.Многое учила в пединституте, но новые историки мои знания не поддерживали(я еще собирала рассказы жителей сел из уст в уста),я родилась и жила в Греческих Ротах(от древнего поселения греков)Пишите все , что знаете. Мы и потомки должны знать историю Родины.
Владимир Алексеевич 09 янв 2020 в 14:13 # Ответить
new comment
Мне тоже интересна историческая правда о основателях селений Миусского лимана Нашел только информацию о правом береге лимана.
Хотел бы поподробнее знать о селениях левог берега лимана, начиная с Лакедемоновки, Маофедоровки (Федоровки, Фурсова) и далее.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Написать нам
Довольны ли вы качеством получаемой медицинской помощи в государственных больницах

Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Не обращаемся

Комментировать

Новости

27.05.2020 Роспотребнадзор: маски и антисептик останутся с нами до конца года
Главный санитарный врач страны подписала «коронавирусные» правила
27.05.2020 Подать документы в ЮФУ абитуриенты смогут, не дожидаясь результатов ЕГЭ
Приемная кампания Южного федерального университета стартует 20 июня. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
27.05.2020 Взять справку можно у врача: в правительстве Дона уточнили подробности работы дежурных групп в детсадах
С 1 июня на территории Ростовской области в некоторых детских садах откроются дежурные группы.
27.05.2020 Взято более 1000 проб: стало известно число зараженных COVID-19 в интернатах Зверево и Сальска
В Сальском психоневрологическом интернате, Зверевском психоневрологическом интернате и Миллеровском реабилитационном центре зафиксированы вспышки новой коронавирусной инфекции. 
27.05.2020 Всероссийская акция #МыВместе
Сотрудники Центра социального обслуживания совместно с волонтерами приняли участие во Всероссийской акции # МыВместе
27.05.2020 27 мая – Общероссийский День библиотек
Все новости
Год памяти и славы 2020Областной спортФутбольный обзорРасписание электричекПОДСЛУШАНО в СОЦСЕТЯХ!!!Расписание автобусов