зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Невероятные дети

27 сентября на «Русском радио» (105,2 FM) в рамках «Живой темы» состоялась встреча с Рудиченко Еленой Владимировной, социальным педагогом школы-интерната 8 вида поселка Матвеев Курган и Квочка Галиной Николаевной, волонтером движения помощи детям из Таганрога.
- Елена Владимировна, расскажите, какие дети попадают в Матввево-Курганский интернат?
- В наш интернат, как и в детские дома, в основном, прибывают дети, родители которых лишены родительских прав за асоциальный образ жизни – алкоголизм, тунеядство, бродяжничество. В прошлом году был случай, когда к нам попал брошенный ребенок, найденный на улицах Каменно-Андриановки. Слава богу, сегодня с ним все хорошо, он ухожен, накормлен, у него есть крыша над головой, сейчас ведем работу по поиску для него мамы. Конечно, есть дети, родители у которых умерли, но, у большинства они, все-таки, живы, хотя фактически родителями и не являются.
Хотя бывает и иначе. Случаются, в прямом смысле слова, чудеса, когда пьющие мама или папа одумываются и хотят забрать своих детей обратно. Девочка, с которой это произошло, сегодня ездит домой в гости. Конечно, происходит адаптация, но, тем не менее, счастье, что ребенок получил семью. Наверное, именно поэтому мы никогда не препятствуем общению детей с родителями, если они приходят. Может быть, сердце отогреется у кого-нибудь еще. Но, в любом случае, даже если родители согласны, мы всегда спрашиваем согласие на возвращение у самого ребенка. Особенно, если ему уже 10 и более лет.
В этом году к нам в первый класс пришли учиться два ребенка, девочки. Одна – из детского дома города Таганрога, другая – из села Чалтырь. И выпустилось тоже два ребенка. В связи с тем, что в интернете только 9-летняя школа, дети отправлены доучиваться в 10-11 классе в город Гуково, школу-интернат №12.
- А как Вы оказались в профессии, почему пришли работать с детьми?
- По образованию я – учитель начальных классов. Мне очень нравится моя работа. Нравится, что я приношу кому-то пользу, что я помогаю этим детям. Пусть даже в самом простом – социальной адаптации. У нас есть специальные курсы, на которых мы учим ребенка жить в реальной жизни, находить выход из любой ситуации. Например, как заполнять квитанции по оплате за электричество, где платить и так далее.
- А вы, Галина Николаевна, как стали волонтером? Как у Вас получилось прийти вот так, с улицы, и начать работать с детьми, причем, совершено бесплатно?
- Наверное, потому что я такой человек, который всегда был неравнодушен к чужим проблемам. Самое трудное было сделать первый шаг. Действительно, многие не представляют себе, как можно просто прийти в детский дом или школу-интернат и сказать: «Я хочу помогать детям». Я, захотев быть волонтером, сначала окончила в Ростове тренинг «Игра жизни». Конечным его этапом была организация новогоднего праздника для детей. Там и произошел мой первый опыт волонтерского движения. И именно тогда был снят психологический барьер между мною и детьми.
Дети из детских домов и школ-интернатов – невероятные дети. Когда я узнала их ближе, мое сердце растаяло. Я стала другой, и это было шоком для меня. Особенно, когда зачитывали желания детей, которые они записали для Деда Мороза. Кто желал игрушку, кто конфетку, кто – поступить учиться на какую-нибудь интересную специальность. А одна девочка-подросток написала: «Я хочу, чтобы моя мама была здорова». Для меня был невообразим факт, что девочка, которую предала ее семья, которую бросили в детском доме, не потеряла своей доброты и желает добра своей маме. На это невозможно смотреть без слез.
Самое удивительное было впервые увидеть, как дети абсолютно всех своих педагогов и воспитателей называют «мама». Просто потому, что им хочется пронести это слово через свою жизнь. Хочется быть согретым его сильным и нежным теплом.
Одна женщина рассказала историю, каким потрясением для нее было, когда взятая ею на выходные в семью трехлетняя девочка впервые увидела мужчину, «не Деда Мороза», а мужа и папу. Самое ценное, что могут дать «детдомовцам» обычные люди, даже беря их к себе на выходные, это показать детям модель семьи и взаимоотношений в ней. Им так важно дать увидеть, как утром мама готовит для всех чай с бутербродами, как родные обнимают и целуют друг друга, как папа забивает в стену гвоздь. Увидеть простую, нормальную семью.  После, они возвращаются в интернат, делясь со всем миром своим детским счастьем, и ждут - не дождутся следующих выходных, увидеть своих «родителей».
Я вместе с другими волонтерами брала в детский дом своих родных детей. Для них это тоже был серьезный опыт, как надо относиться к своим братьям и сестрам. Дети из детского дома в этом плане взрослее, они всегда сплоченнее, всегда заботятся друг о друге, поддерживают. Даже есть не сядут, пока не пришли все.
А еще, пожелав стать волонтером, надо ответить себе на вопрос: «А чем именно я могу помочь детям? Что я могу им дать?» Я решила эту задачу, взявшись учить девочек элементарно управляться на кухне: варить борщ, жарить картошку, печь торты.
- Хорошо ли дети шли на контакт? Как они вообще относятся к человеку «с улицы»? Кое-кто говорит, что приходя к ним, замечал в их глазах, особенно у мальчиков, какое-то отчуждение, боль.
- Дети всегда чувствуют, с чем вы к ним пришли, что вы готовы им принести. И своим поведением они дадут вам знать, нравится ли им с вами общаться, чувствуют ли они в вас что-то нужное для себя или нет. А боль и отчужденность… Они бывают, особенно к 13-14 годам, когда возникают трудности с общением. Если вы пришли к ним с серьезными намерениями и чистым сердцем, вы их преодолеете.
Вообще, дети любят общаться с новыми людьми, у нас-то в интернате они постоянно видят только сотрудников. Вот, домой приходишь, а там ребенок-школьник возвращается из школы, переполненный эмоциями, и он сорок минут рассказывает, что сегодня видел и с кем встречался. У «интернатовских» детей еще больший дефицит общения.
Чтобы восполнить его, в интернате устраиваются праздники, дискотеки, дни профориентации, знакомства со специалистами. Проводятся экскурсии на предприятия Матвеева-Кургана, встречи с ветеранами. Приходят и просто неравнодушные люди. Есть, например, женщина, которая постоянно рассказывает и читает детям сказки.
- Елена Владимировна, очень многие люди, может быть, и желали бы взять в семью приемного ребенка, но их отпугивает как бюрократичность процедуры так и страх не справиться, не найти общего языка с ребенком. Что бы Вы могли посоветовать?
- Процедура усыновления у нас, действительно, очень забюрокрачена. Знакомые, недавно проводившие ее, потратили на все оформление 9 месяцев.
Но есть такое понятие, как временная передача детей с семьи граждан РФ. Действует на основании Постановления №432 от 19.05.2009 года. По этой норме у нас уже 10 детей посещают семьи, проживающие в Матвеевом Кургане, Неклиновке, Таганроге. Процедура тоже требует оформления бумаг, но она, все же, позволяет как родителям, так и детям присмотреться друг к другу, узнать, смогут ли они жить под одной крышей.
Для того чтобы оформить «Временную передачу», человек должен обратиться в отдел опеки и попечительства по месту жительства. Там ему все расскажут. Но, в любом случае, ему придется взять справку из полиции, справку о состоянии здоровья его самого и людей, совместно с ним проживающих. Плюс, органы опеки проверят его жилищно-бытовые условия.
Но, в любом случае, если вы не были судимы и не болеете опасными заболеваниями, у вас есть шанс получить ребенка. А чтобы посмотреть на детей, познакомиться с ними, найти «своего», надо просто прийти к нам и обратиться, на выбор, к директору,  к его заместителям, к социальным педагогам, к психологу – вам всегда помогут. Мы находимся по адресу: Матвеев Курган, улица 40 лет Пионерии, 3.
- А какова судьба неусыновленных детей-сирот после того, как они оканчивают школу?
- Обычно, получив среднее образование, они возвращаются туда, откуда прибыли в детский дом или интернат. Педагоги привозят их и передают в отделы опеки и попечительства. Совершеннолетние дети самостоятельны в своих решениях, но мы стараемся отслеживать их судьбу. Потому что это хорошо, когда на жизненном пути есть кто-то кто может помочь, направить и подсказать. Если у детей было закрепленное за ними жилье, они живут в нем. А если жилья нет, то, как правило, их еще в детдоме ставят на квартирный учет и после совершеннолетия они получают дом или квартиру. Есть у сирот и небольшой стартовый капитал на покупку вещей первой необходимости. Но в любом случае они нуждаются в нашей помощи и советах.
- Елена Владимировна, Галина Николаевна, чего бы вы пожелали вашим детям из школы интерната, вообще, всем детям из детских домов? И их потенциальным усыновителям?
- Я бы хотела, чтобы в нашей жизни что-то изменилось в лучшую сторону. Чтобы стремящимся к этому людям было легче подарить чужим детям свою семью. Чтобы такая проблема решалась в течение одного дня.
- А я - чтобы у каждого ребенка появилась семья. И чтобы все дети у нас были счастливыми. Чтобы они видели мир прекрасным, чистым и добрым.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

наталья 15 окт 2013 в 00:07 # Ответить
new comment
Спасибо,Елена,за такую проблемную тему.Удачи в творчестве!

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: