зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Как уберечь своего ребенка от негодяев?

Актуальная тема

Как уберечь своего ребенка от негодяев?

Деловой Миус продолжает рубрику «Спроси психолога». Наш консультант – детский психолог Анна из школы №3 села Покровское разбирает типичные проблемы родителей. Сегодняшняя тема нашего разговора: как научить детей не доверять незнакомцам.

– Главная задача взрослых – уберечь и сохранить своих детей! Как же уберечь ребенка от беды? Для начала стоит рассказать ребенку о том, чего ему делать нельзя. К сожалению, не все дети воспринимают всерьез такие наставления. И не все взрослые умеют их правильно дать. Некоторые родители пугают своих детишек историями о том, что непослушных малышей забирает дядя в мешок и уносит Бабе Яге. Это приводит только к детским страхам, но не решает проблемы.

Начнём с вопроса: «когда»? С ребенком нужно начинать проводить такие беседы еще с возраста 3-х лет. Это именно тот возраст, когда ребенок уже может рассуждать и понимать вас. Детки в этот период очень наивны. Нужно объяснить ребенку, что с вами он в безопасности, а разговаривать с незнакомцами можно только при вашем присутствии. Если вас нет, то нельзя заговаривать с посторонними, потому что в случае, когда ребенка обидят, ему никто не сможет помочь. Ребенок должен понять, что беседовать с незнакомцами опасно и, особенно опасно с ними куда-то уходить. Запугивать детей «дядями с мешком» и прочими сказками нельзя. В случае если его действительно схватит незнакомец, то от страха ребенок может и не сообразить, что происходит. Будет думать, что его утащил дядька и посадит в мешок за плохое поведение, что это – наказание.

 

Что должны уметь родители

Правило 1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком. Постоянно наблюдайте и оценивайте изменения в его поведении. Старайтесь обращать внимание на его окружение. Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях, дорожите его доверием.

Правило 2. Уделяйте больше внимания своему ребенку. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большой вероятностью проявят интерес к чужому человеку (потенциальному преступнику), который сможет увлечь их.

Правило 3. Будьте открыты ребенку в любых ситуациях. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях в своей жизни, друзьях; задавать ребенку вопросы о его страхах и огорчениях. Неожиданно возникшая скрытность, окружающая взаимоотношения Вашего ребенка с любым человеком или людьми, всегда должна Вас настораживать.

Правило 4. Дайте ребенку максимум необходимой информации о проблеме. С раннего детства рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе, приводя примеры положительных и отрицательных форм проявления. Учите держать правильную дистанцию при общении со взрослыми; желательно обыгрывать такие ситуации на улице. Однако при этом старайтесь не запугивать ребенка, а учить его действовать в экстремальной ситуации, повторяя уроки по мере взросления.

Правило 5. Особую осторожность следует проявлять в отношении безопасности ребенка в Интернете. Объясните ребенку, что также как и в реальной жизни, в сеть нельзя выкладывать личную информацию, к которой относятся адрес, номер телефона, место работы или учебы. Научите ребенка пресекать попытки знакомства в сети Интернет. Желательно вместе обсудить, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети.

Правило 6. Следите за тем, чтобы внешний вид ребенка не был провоцирующим. Отслеживайте, чтобы ребенок сам не провоцировал преступника на агрессивные действия излишне вызывающим внешним видом либо слишком дорогими украшениями.

Правило 7. Сведите к минимуму возможность столкновения ребенка с лицами группы риска. Объясните ребенку, что в Ваше отсутствие никто не станет обращаться лично к нему, и поэтому не зачем открывать калитку или двери посторонним.

Правило 8. Требуйте от ребенка: чтобы, уходя из дома, дети всегда сообщали куда идут, и как с ними можно связаться в случае необходимости; чтобы избегали случайных знакомств, приглашений в гости в незнакомые компании; чтобы перед уходом из гостей, театра и т.п. звонили и предупреждали об этом; чтобы не входили в темные переулки, дворы, подъезды с незнакомыми людьми.

 

Как избежать похищения

Вопрос, который часто задают родители – как предупредить похищение ребенка? Действительно, тема похищения детей как никакая другая имеет все основания считаться одной из самых болезненных. Например, в России без следа пропадают в среднем по четыре ребенка каждые сутки. Первое: пожалуйста, поймите самую главную вещь – педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9 % случаев ребенок по доброй воле сам следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением. Второе: вы можете своего ребенка с ног до головы обвесить радио-маячками, но это не спасет его от преступления (это лишь поможет следствию найти преступника). Но вы можете в максимально понятной ребенку форме пояснить, что есть некие злые люди, которые крадут детей. Третье: нет, не было и никогда не будет более эффективной меры, чем обычное информирование ребенка о возможной опасности. Наши родители (вспомните свое детство) именно так и поступали. Объясните ребенку подробно всего ОДНО положение:

«Нормальному взрослому человеку от ребенка НИКОГДА НИЧЕГО не нужно». И добавьте: «Если «незнакомый дядя» или «незнакомая тётя» предлагает тебе проследовать с ним/с ней, не важно, куда и не важно, зачем, то с вероятностью 100 % – этот дядя или эта тётя – ПОХИТИТЕЛЬ детей».

Вот примерные диалоги, которые чаще всего составляют похитители:

«Девочка, там котята без мамы в коробке сидят. Пошли со мной, я покажу, где. Они такие милые. Может, себе одного возьмешь!»

«Привет, дети! У меня в квартире живет настоящий ежик. Вот его фото. Пойдемте со мной, я дам вам его на руках подержать».

«Любишь мороженое, мальчик? У меня дома полный холодильник остался после того, как у гостили племяшки. Они все мороженое не съели, а собой его взять не смогли, потому что оно в сумках растает. Ну не выбрасывать же его. Хочешь, мальчик, я его тебе отдам?»

«Эй, девочка (мальчик), – спрашивает незнакомец из авто, – а как проехать на улицу Ленина? Садись в машину и покажи мне эту улицу. Я тебе 500 рублей за это заплачу. А потом обратно сюда же привезу. Садись, садись, не бойся...»

«Мальчик, тебя как зовут?» – обращается к ребенку незнакомец из авто. «Меня? Антон» – отвечает ребенок. – А что?» «Ну, наконец-то я тебя нашел! Несколько часов по району мотаюсь. Соседи твоих родителей попросили меня, чтобы я срочно тебя нашел и отвез в больницу. Твоей маме стало плохо. Садись скорее в машину, я тебя отвезу». «А папа уже там, в больнице?» (ребенок может невольно задать самые разные уточняющие вопросы: не от недоверия, а машинально, от растерянности). «Антон, я не знаю. Я даже твоих родителей не знаю. Я друг ваших соседей. Ну, дяди Олега и тети Наташи. Ну, ты должен их знать. Они позвонили мне и еще многим людям на машинах. Мы тут тебя всем районом ищем. Нет времени. Садись в машину. По дороге все объясню».

Эффективность последнего приема базируется на фундаментальных свойствах человеческой психологии: в стрессовой ситуации человек всегда неадекватно оценивает ситуацию и не склонен к логическим суждениям. Похитители могут выдумать множество новых приемов, но, так или иначе, в основе всегда будут «котята», «ежики», «конфеты», «мороженое», «быстрые деньги» или «я знакомый твоих родителей». Приведите все эти примеры Вашему ребёнку, расскажите ему подробно, что не нужно вестись на провокации.

Что делать ребенку, чтобы его не похитили?

Как следует вести себя ребенку в такой ситуации? Незамедлительно отвернуться и бежать туда, где есть люди.

Только постоянными подробными разговорами на эту тему Вы в несколько десятков раз минимизируете риски для Вашего ребенка подвергнуться похищению со всеми вытекающими последствиями, которые описывать, думаю, нет необходимости.

Учитывайте одну деталь. В случае с малышами до трех лет лучше в принципе исключить вероятность встречи один на один с незнакомцем. В этом возрасте у детей только формируется базовое доверие к людям, и понятия «плохой-хороший» еще не существует. Детям 3-5 лет уже можно рассказать об опасности общения с незнакомцами на примере сказок и даже обыграть их «на игрушках». Типичный пример – «Волк и семеро козлят», «Колобок». С 5 лет дети уже в состоянии разграничить круг знакомых и друзей семьи. Знакомые – это коллеги родителей по работе, соседи. И для ребенка они приравниваются к незнакомцам, с которыми ходить куда-либо вдвоём нельзя. Чтобы ребенку было проще, перечислите всех конкретных людей, которым малыш может доверять и с которыми может ходить, куда угодно. Например, родные бабушки, дедушки, братья, сестры.

Обязательно разберите еще один пример: Если незнакомец предлагает конфетку (лимонад, мороженое и так далее). Ребенок должен четко уяснить: брать любые подарки, сладости, сувениры у незнакомых людей НЕЛЬЗЯ! Исключение составляет ситуация, когда мама находится рядом – в этом случае ребенок должен ответить незнакомцу, что спросит у мамы, можно ли ему взять подарок.

Если незнакомец настаивает на подарке, ребенок должен без объяснений развернуться и убежать или обратиться к любому прохожему, и попросить о помощи. Фраза может быть примерно такой: «Извините, не могли бы Вы мне помочь? Этот человек что-то от меня хочет, но я не могу понять, что именно».

В целом, когда ребенок столкнется с незнакомым человеком, схема поведения должна быть такой:

?Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, дяденька, молодая женщина – он незнакомец. Значит, ведем себя со всеми ними практически одинаково.

?Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на этой безопасной дистанции. Если человек подходит ближе – надо уходить или убегать от него к другим людям.

?Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» даже взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться не больше 5-10 секунд, после чего всегда необходимо ее прекратить и уйти.

?Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо убежать домой.

Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.

Есть еще один совет, которым с нами поделился спасатель МЧС. Если ребенок один, и к нему подходит незнакомец, что-то требуя или предлагая, не нужно его слушать вообще, а лучше сразу кричать ОЧЕНЬ громко фразу «Я вас не знаю!» и убегать. Этот резкий крик привлечет внимание всех окружающих!

 

Один дома

Теперь поговорим о ситуациях, когда ребенок остается один дома. Он должен знать:

1. Входная дверь, а лучше и калитка должны быть всегда закрыты на замок. Нельзя ни в коем случае открывать их никому из посторонних. Даже если это полиция, соседи, слесарь, газовщик, водопроводчики или знакомые родителей. Никому. Лучше вообще никак не реагировать на то, что кто-то пришел.

2. Напишите ребенку на бумаге и повесьте на видном месте три основных телефона: пожарной службы, скорой помощи и полиции. Чтобы ребенку было легче разобраться, куда звонить в случае пожара, рядом с телефоном пожарной службы нарисуйте горящую спичку, рядом с телефоном скорой помощи - красный крест, напротив телефона полиции – полицейского или светофор (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация). При этом не забудьте объяснить, что ложный вызов делать нельзя. Во-первых, потому что у вас будут большие неприятности. А во-вторых, в другой раз, когда действительно нужна будет помощь, ему не поверят (это можно сделать на примере сказки о пастушке, который несколько раз поднимал ложную тревогу, а когда действительно на стадо напали волки, никто ему не поверил, и волки перегрызли все стадо).

3. Напишите ребенку телефоны соседей, друзей, свои рабочие телефоны – все телефоны, куда можно позвонить, если что-то случилось.

4. Обязательно выучите с ребенком, как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя отчество), где он живет (полный адрес), номер телефона. Но объясните ребенку, что эту информацию он не должен рассказывать случайным людям на улице. Она – только для полиции, врачей и пожарников, которых он вызовет по телефону.

5. Придумайте специальный пароль в своей семье. Выберите ОДНО легко запоминающееся слово, которое ребенок может использовать в качестве скрытого сигнала: «Я в опасности, помоги!»

6. Нельзя отвечать незнакомцам по телефону, что мамы и папы сейчас нет дома. Лучший ответ: «Они сейчас заняты, скажите, куда им перезвонить».

Изо дня в день повторяйте с ребенком эти правила. При желании Вы можете устроить ему маленький экзамен. Если он выдержит его успешно, Вы можете оставлять его одного. Если ребенок пренебрег какими-то правилами, тщательно разберите с ним его ошибки, объясните, что может ему грозить при их невыполнении.

 

Как научить детей разговаривать с незнакомцами по телефону

Вот пример конструктивного диалога (из проведённого детско-родительского тренинга). Мама начинает с ребенком такой разговор: «Сынок, помнишь сказку Корнея Чуковского «Телефон»?» «Помню, мама». «Что автор спрашивал у позвонившего ему слона?» «Он спрашивал: «Кто говорит? Откуда?» «То есть, как нужно разговаривать с позвонившим тебе человеком?» «Нужно спросить, кто говорит и откуда он». «А что нужно рассказывать о себе?» «Не знаю…» «Давай договоримся, что о себе ты по телефону ничего рассказывать не будешь, поиграешь в разведчиков. Если ты дома вдруг остался один и тебе позвонил незнакомый человек, ты можешь сказать «Алло», узнать, кто звонит, откуда и зачем, но про себя ничего не рассказывать. Потом скажешь, что все передашь, положишь трубку и перезвонишь мне». «Мама, а если он спросит, один я дома или нет?» «Скажешь, что не один». «А если он попросит позвать маму или папу, а вас не будет никого дома?» «А ты скажи, что родители сейчас отдыхают и подойти к телефону не могут». «Как отдыхают, если я дома один?» «Я же говорю, мы играем в разведчиков. Информация о том, что ты один остался дома, – наша семейная тайна. Выдавать ее незнакомым людям нельзя. Скажешь, что родители отдыхают, повесишь трубку, а потом сразу позвонишь мне и расскажешь об этом». «А может, мне вообще с ним не разговаривать?»  «Можно и так. Но как только звонить прекратят, опять-таки сразу звони мне». «А, понял. Если я дома остался один, и мне позвонили, я трубку могу брать, а могу и не брать. Если я снял трубку, а со мной заговорил незнакомый человек, то что бы мне по телефону ни говорили, я должен разговор прекратить, сказав, что родители отдыхают, и повесить трубку. В любом случае я должен сразу же позвонить тебе или папе и рассказать о звонке». «Молодец, сынок. Теперь тебя можно оставлять одного».

Из этого реального диалога мы видим, что мама, искренне беспокоясь за сына во время тренинга выяснила, что он не знает, как разговаривать по телефону!!! Отталкиваясь от знакомой сыну сказки «Телефон» и используя желание мальчика играть в разведчиков, мама спокойно объяснила ему, как себя нужно вести. Она не запугивала его ужасами нарушения правил разговора, она почти не говорила, чего ребенок НЕ ДОЛЖЕН делать. Все внимание было сконцентрировано на том, что он ДОЛЖЕН был говорить и делать. В итоге — обученный сын, спокойно воспринявший урок. Теперь он уверен в своих знаниях и в случае внезапного звонка, скорее всего, не растеряется.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: