зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Чудеса местные, никому не неизвестные

Чудеса местные, никому не неизвестные

На землях, принадлежавших донским казакам, за три века трижды происходило явление Богородицы, оставшееся запечатленным в чудотворных, но малоизвестных православных иконах

 

Икона «Луганская»

Написана в память о чуде, явленном диакону Филиппу Луганскому в 1905 году.

Несмотря на то, что пока старец Филипп не канонизирован Православной Церковью, народное почитание его на Донбассе очень велико. Одно из чудес Старца до сих пор можно увидеть в центре города. По легенде, когда над ним посмеялись проходившие мимо комсомольцы и потребовали, чтобы он доказал им существование Бога, сотворив какое-то чудо, Филипп силой молитвы, трижды ударив по лежащему рядом обрубку дерева, превратил его в камень. Сейчас этот камень лежит рядом с часовней на могиле старца, на кладбище возле Луганского автовокзала. К нему и сегодня приходит множество луганчан.

Среди чудес, приписываемых Филиппу Луганскому – так же удивительные предсказания будущего и встреча с Богородицей, явление которой он увидел над Луганском. В память этого события в Луганске ежегодно с 13 по 15 июня празднуется явление Божией Матери, а так же установлен памятник Деве Марии, сходящей по лестнице с неба.

После Явления был написан исторический образ-икона, названная Филиппом «Ведение во сне Юго-Западная Трех Личная Божия Матерь». Само же явление Богородицы описывают так: «Сразу после полуночи, это было уже 1 июня (старый стиль) 1905 года, Филипп удостоился видеть явление Приснодевы Марии, которое началось тем, что он увидел Царицу Небесную скороходящую в небе, явившуюся в возрасте около 40 лет. Она прошла путь в направлении с Запада на Восток вместе с девами, преклонившими перед нею свои главы. Филипп при виде явления стал вслух читать молитву «Да воскреснет Бог…», осеняя себя крестным знамением. При этом каждое произнесенное им слово золотыми буквами писалось на небе. На этом первое видение завершилось.

Затем он увидел второе: Царицу Небесную в возрасте примерно 60 лет, идущую теперь в направлении с Юга на Север, завершив образ крестного знамения. В этот раз Она шла в сопровождении всего монашеского чина с хоругвями в руках, впереди которых шел знакомый ему монах со светильником. В этом впереди идущем монахе отец Филипп узнал местного юродивого, который постоянно сидел у храма и просил копеечку, а больше копейки никогда не брал. Монахи, идущие вместе с Богородицей, пели: «Пресвятая Богородице Луганская, спаси нас и покрый нас Пресвятым Твоим белым покрывалом…»

В это время враг рода человеческого стал мешать шествию Божией Матери, создавая шум и бросая камни. Тогда Матерь Божия, сложив крестообразно руки на груди, со скорбью обратилась к Сыну Своему, и Господь не замедлил о помощи: невидимой рукой стала воздвигаться кирпичная стена, которая отгородила всех от нечисти. После этого второе видение исчезло.   

И сразу же возникло третье: Дева Мария в образе 18 лет предстала в белом одеянии с непокрытой головой (!). Увидев смущение старца, она тот час же покрыла голову и руки белым покрывалом, оставив только лицо. Под ее ногами образовалось подобие облачка. Затем Она сказала ему: «Филипп, волею Сына Моего ты приведен в этот город на служение Богу и людям. С этого дня благодать и помощь Моя будет пребывать с тобою. Ты будешь помогать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. А день сей явления Моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его три дня, как Пасху. О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли, сами не зная, зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный». После этого Царица Небесная благословила Филиппа на служение людям, а также показала ему разные травы и что-то рассказывала при этом. На этом всё явление завершилось.

Многие, кто знал старца, вспоминают его слова о том, что на месте его могилы однажды выйдет из земли треугольный камень и силы небесные сойдут на него; а также что «в город придут иноземцы, поклонятся и прославят Богородицу Луганскую». Интересно то, как именно описывается главное событие, которое прославит город: «Луганск в центре западет, пойдет под землю, и там будет озеро, и вот на это-то озеро и будут приезжать молиться люди».

После смерти старца на его могиле была построена часовня. При Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии в 1992 году было записано житие Филиппа Луганского и написана икона – Божия Матерь «Луганская», призванная увековечить Явление Богородицы.

Считалось, что после смерти старца исходный образ-икона «Видение» была безвозвратно утеряна. И лишь в 2009-м году ее удалось найти съемочной группе одного из местных телеканалов. Этот образ-картина хранится для потомков в одном из храмов Луганска и не доступен широкой общественности по причине своей ветхости. А вот каноническая икона Божией Матери «Луганская» ныне украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города.

Такая же икона имеется и в часовне на могиле старца-диакона Филиппа. В 2002 году, на праздник Покрова Божией Матери, образ, написанный на стене часовни, начал мироточить. Обильное мироточение продолжалось год, но в определенные дни происходит и до сих пор.

 

Икона «Азовская»

Написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов. Богородица изображена в рост с Младенцем Христом на лоне и представлена на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности.

Изучавший до революции историю иконы «Азовская» исследователь В. Борин писал: «Икона написана несколько позднее взятия Азова Шейном, при участии Петра I, то есть, после 1696 года... Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери периодически возвращались, когда возвращался политический интерес России к Азову. И только со второй половины XVIII века образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763–1796)».

Бытует версия о написании «Азовской» в память явления Богородицы во время осады Азова турками и Её заступничества за находящихся в осаде казаков. Свидетельства этой божественной помощи казакам описаны в «Повести об Азове», ныне хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.

В 1637 году турецкая Азовская крепость была захвачена донскими казаками без ведома и согласия русского правительства. Через 4 года султан Ибрагим послал под Азов, где тогда «сидело» около 5500 казаков, армию, насчитывающую почти 250 000 человек: то есть, силы осаждающих в 45 раз превосходили силы осажденных. Казаки настолько героически обороняли крепость в течение четырех месяцев, что неприятель был вынужден снять осаду. В январе 1642 года в Москве был собран Земский собор, на котором решался вопрос об Азове. Опасаясь войны с Турцией, собор отказался принять Азов в подданство русского царя (Азов был присоединен к России только в 1696 году, при Петре I).

По свидетельству «Повести», во время осады появилась великая туча, «а из той тучи вышла Дева», которая прогнала турок. Современный перевод повести, предложенный Владимиром Ворониным 13 (опубликован на сайте Проза.ру) так рассказывает о чуде Явления:

«…Видели женщину прекрасную и светозарную, в воздухе стоящую посреди города Азова… Не отдала Она нас в руки басурманские, явную помощь против них оказывая. Вслух нам многим говорила умильным голосом: «Мужайтесь, казаки, а не ужасайтесь! Ибо город этот Азов, беззаконием агарян-турок, зловерием их поруган, нечестивой жестокостью их храмы Иоанна Предтечи и Николая Угодника осквернены. Не только землю в Азове и престолы храмов святых они осквернили, но и воздух над ним затемнили, рынок рабов на мучительство христианское устроив, разлучая мужей с законными женами, сыновей и дочерей разлучая с их родителями. Стонала вся земля христианская от их громкого плача и рыдания. А о чистых девах и непорочных вдовах, о младенцах безгрешных, уста мои не могут говорить, на надругательства эти глядя. Услышал Бог молитвы их и плач. Видит Он создания рук своих, православных христиан, в муках погибающих, помог вам отомстить басурманам, отдал город этот в руки ваши. Не говорят уже, нечестивые: «Где Бог ваш христианский?» И вы, братья, не скорбите, отгоните всякий страх от себя, не сразит вас никакой басурманский меч. Надейтесь на Бога, примите страдания за Христа, а души ваши примет Бог, получите царствие небесное со Христом во веки»…

…Во время наших вылазок, видели все басурманы, и турки, и крымцы, и ногаи, витязей храбрых и молодых в одежде ратной, с одним мечем обнаженным в бой идущих, многих басурман побивающих. А наши их не видели. Лишь по убитым под стенами мы знали, что это – дело Божие, а не рук человеческих: были разрублены люди турецкие надвое, рассечены пополам…»

После отхода турецкой армии от стен Азова оставшиеся раненые, взятые в плен, рассказали вышедшим из крепости казакам о последней ночи перед бегством турок: «С вечера увидели мы страшное видение. На небе над нашими полками мусульманскими шла огромная и страшная туча со стороны Руси, от вашего царства Московского. Остановилась она прямо напротив нашего лагеря. А перед нею, тучею, идут по воздуху два страшных юноши, и в руках своих держат они мечи обнаженные, грозят ими нашим полкам. В это время мы все их узнали. Это были те страшные воеводы азовские, в одежде ратной выходившие на бой из города Азова в прежние наши приступы. Рубили они нас в доспехах наших надвое. От этого страшного видения побежали паши турецкие и крымский хан со своих стоянок».

При этом самим казакам в эту же ночь виделось совсем другое: «По валу басурманскому, где их пушки стояли, ходили ночью два человека древних лет. На одном – одежда священника-иерея, на другом – мохнатая власяница (В православной традиции так изображались на иконах Николай Угодник и Иоанн Предтеча.)». Рассказывали нам пленные турки и о потерях людей своих, сколько их убито под городом Азовом. Только регулярных войск: мурз, татар и янычар – девяносто шесть тысяч под стенами Азова полегло, это кроме черных мужиков несчитанных и добровольцев янычарских».

«Азовская» икона находится Полковом храме Азовской иконы Божией Матери в городе Азове и в Государственном Историческом музее в Москве. Празднование «Азовской» приходится на 10 сентября (28 августа по старому стилю). Вариантами иконы так же являются образы «Знамение множества мира», «Казачья Покрова Пресвятой богородицы», «Самодержавная», «Яко орла крылья», «Покрой нас кровом крилу Твоею».

 

Источник Богородицы «Живоносный»


Еще одно место явления Девы Марии, чтимое Православной Церковью, находится совсем недалеко от Примиусья – в селе Петровка Мясниковского района, неподалеку от храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

 

Село было основано в 1846 году на реке Тузлов полковником Петром Иловайским и до революции называлось слобода Петровская.

По преданиям, начало слободе дал вновь пробившийся родник, около которого один местный пахарь обнаружил икону Божией Матери. Позже здесь было и явление Богородицы. Она сказала собравшимся верующим: «Здесь вы будете исцеляться!» - и указала на родник, с тех пор именующийся Живоносным.

Храм в честь этого явления был построен в 1858 году по проекту знаменитого Новочеркасского архитектора Вальпреде (также по его проекту построен и Вознесенский Войсковой собор в Новочеркасске). Простоял почти сто лет, и был разрушен в середине двадцатого века. В настоящее время восстановлен по инициативе жителей села.

С середины 19 века и по сегодняшний день на большие церковные праздники сюда приезжают до нескольких десятков тысяч верующих из Ростова и окрестностей, и даже в обычные выходные собираются не меньше полутора сотен человек. Говорят, этот источник до сих пор исцеляет людей от всевозможных недугов.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: