зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Слобода Ефремовка: «это фантастический край…»

Слобода Ефремовка: «это фантастический край…»

Очерк о Ефремовке, расположенной ныне в Неклиновском районе, в нескольких десятках километрах от Таганрога, был опубликован еще в 1 и 2 номерах «Донских епархиальных ведомостей» за 1896 год (!).
Вместо предисловия
Село это (ранее - слобода), основанное в 1853 году, примечательно во многих отношениях. Во-первых, его с полным правом можно назвать «чеховским местом»: юный Чехов дважды гостил у своего приятеля Василия Зембулатова в усадебке Котломино, которая находилась отсюда в трех верстах, пел на клиросе в ефремовской Тихвинской церкви и даже подружился со священником Петром Колпиковым. Во-вторых, в 1920-е годы здесь, как мы уже сообщали ранее на страницах «ДМ», проживал известный писатель Валентин Овечкин; в Ефремовке он организовал драматический и хоровой кружки, оркестр, учительствовал, заведовал избой-читальней, создал на землях помещика Деркачева одну из первых в Приазовье сельскохозяйственных коммун. В-третьих, Ефремовка по своему расположению - частью на склонах холмов, частью в котловине, по-над берегом речки Мокрый Еланчик, - уютна и красива; особенно замечательный вид на нее открывается с севера, со стороны Атамановки, и с запада - с дороги на Федоровку. И снова хочется вспомнить знаменитое чеховское: «Это фантастический край. Донецкую степь я люблю, и когда-то чувствовал себя в ней как дома, и знал там каждую балочку». К сожалению, следов старины в селе не осталось. Церковь Тихвинской Божией Матери, разрушена перед Великой Отечественной войной, на ее месте - представительный Дом культуры. Спасибо священнику К. Санборскому, оставившему нам ценные свидетельства о том, чем богата была ефремовская святыня.

Население слободы Ефремовка Таганрогского округа
Жители ее в массе своей по происхождению - малороссы, переселенные сюда во время крепостного права бывшею их помещицею Платовой из слободы Даниловки Усть-Медведицкого округа Области войска Донского. Название свое слобода получила от той же помещицы, жены подполковника графини Анны Стефановны Платовой, урожденной Ефремовой. «В соседстве со слободой находятся ближайшие слободы и поселки: к северо-западу слобода Федоровка, в пяти верстах; на запад поселок Васильево-Ханжоновский, в 10-ти верстах; на юг поселок Ивановский, в 9-ти верстах; и на восток слобода Греково-Тимофеева, в 12-ти верстах. От ближайшего города Таганрога слобода Ефремовка находится на расстоянии 40 верст и расположена вдоль левого берега незначительной, маловодной речки Мокрый Еланчик, которая в летнее время во многих местах своего течения совсем почти пересыхает. Обширная в северной части слободы церковная площадь окружена была бедными домами местных крестьян-прихожан. Довольно поместительная, всегда тщательно ремонтируемая, посредине этой площади на значительной ее возвышенности приходская церковь и на углу ее довольно старый каменный под железной крышей подцерковный дом бедного священника составляли украшение площади и всей слободы. Каменное под железной крышей довольно обширное здание местной церковно-приходской школы могло бы более украсить церковную площадь, но оно стояло далеко от нее, построено в одну линию с другими крестьянскими домами и среди них незаметно, тем более что по своей постройке очень низко.
В состав Ефремовского прихода входят в настоящее время два незначительных поселка: Котломинский и Кутейников, получившие свое название от бывших своих помещиков; население их несравненно древнее слободы Ефремовки.
На первых порах во время помещичьего права жители слободы Ефремовки жили с большим сравнительно, достатком, и мало в чем нуждались. Помещица их, особа очень гуманная, относилась к своим крестьянам с редким в то время добродушием и христианской любовью, «несколько не стесняла их строгостию надзора над их работами в пользу своей экономии», что давало им полную возможность трудиться для себя и богатеть. Имением ее в то время в слободе заведовал управляющий, пользовавшийся неограниченным доверием владетельницы; он имел у себя несколько сподручных из крепостных слободы приказчиков, которые всякими законными и незаконными способами благодетельствовали своим «односельцам», иногда, в ущерб интересов своей помещицы. При отмене крепостного права последняя предлагала своим крестьянам на самых выгодных для них условиях приобрести в собственность значительную часть ее земли, но крестьяне, выходя из ложного убеждения, что вся земля от помещиков должна без всякой покупки переходить во владение их личных крестьян, отклонили ее благой совет. Некоторые только из крестьян, сознавая и тогда ложность убеждения своих «односельцев», купили незначительное количество ее земли в собственность.
Вслед за отменой крепостного права вся почти земельная собственность графини Платовой куплена была банком, а последний в скором времени продал ее немцам, которые и поселились в очень большом числе в районе слободы. Крестьяне поняли тогда вполне свое заблуждение, стали горько раскаиваться в ошибке. И, когда их со всех сторон стали теснить немцы-колонисты, когда, благодаря главным образом последним, арендная плата за землю возвысилась до значительной степени, крестьянам стало жить не совсем легко на своих незначительных наделах. Привыкшие за прежнее время жить в довольстве, пользоваться от помещицы почти даровою землею, они не могли примириться с положением безземелья, почему и некоторые из них в числе нескольких семейств, в надежде найти для себя даровую землю, стали бросать свое хозяйство, свои наделы и отправлялись искать удобств жизни в степях Задонских и Ставропольской губернии, а некоторые возвратились в Усть-Медведицкий округ, родную свою Даниловку, откуда они переселены были ранее помещицею. Из переселившихся в Ставропольскую губернию многие, испытав там неудобства жизни для себя, но, к счастью, не успевшие еще до того времени продать своих усадеб и наделов в Ефремовке, стали возвращаться обратно в слободу в самом жалком виде и без всяких почти средств принуждены вновь заводить свое хозяйство.
Жители слободы Ефремовки в основном занимались земледелием; других каких-нибудь источников жизни у них не было. Жилища свои и другие надворные постройки они устраиваили из «земляного» кирпича; есть, впрочем, было несколько десятков домов и деревянных, но это по большей части те старые здания, были перенесены их владельцами при первоначальном переселении слободы из Усть-Медведицкого округа на настоящее место. Устройство домов из «земляного» кирпича очень выгодно по своей дешевизне для жителей, потому что материал этот очень просто приготовляется самими же крестьянами; устроенные же из хорошо приготовленного «земляного» кирпича здания отличались «теплотою и прочностию» и на случай пожара они на много безопаснее деревянных. Благодаря устройству построек из такого материала, слобода не подвергалась разорительным пожарам, от которых сгорали бы дома и другие надворные постройки со всем имуществом.

Церковь во имя Тихвинской Божией Матери
Приход слободы Ефремовки состоял прежде из самой слободы и четырех довольно значительных поселков (состоял всего из 202 дворов, а душ по исповедным росписям числилось – «мужеска» пола - 822, «женска» - 781 душа).
До построения церкви в слободе Ефремовке богослужение для прихожан в течение трех лет (1859-1861) совершалось определенным сюда священником в молитвенном доме, принадлежавшем местной помещице. «В 1862 году, с благословения Высокопреосвященнейшего Иоанна, Архиепископа Донского и Новочеркасского, усердием и на средства жены подполковника графини Анны Стефановны Платовой была построена церковь и в том же году 13 ноября, с благословения того же Архипастыря, местным Новониколаевским благочинным священником о. Василием Михайловским освящена во имя Божией Матери в честь Тихвинской Ея иконы». Церковь была каменная, кирпичная, с такою же под одной крышей с ней колокольней; покрыта была железом, окрашенным в зеленый цвет. «С внешней стороны храм довольно красив; в основании своем он имеет вид правильного квадрата, с одним, выходящим на восток, алтарным полукружием; увенчан пятью небольшими круглыми с позлащенными на них крестами главами, из которых средняя возвышается над остальными четырьмя. Колокольня зданием своим почти на половину выше церкви, глава ее конусообразная. Церковь обнесена каменною кирпичною оградою, с правильными крестообразными в ней фигурами для просветов, покрыта тесом. В северо-западной стороне ограды устроена из кирпича поместительная о двух комнатах с коридором церковная сторожка. В церковной ограде растет несколько десятков разных пород деревьев, преимущественно акаций, среди которых есть несколько и фруктовых. В ограде этой погребены служившие при этой церкви два священника: Симеон Евфимьевич Евфимьев и Андрей Григорьевич Левитский; над могилой последнего сооружен каменный в виде гроба памятник с положенной сверх его плитой, с крестом и надписью на ней о времени рождения и смерти усопшего. Над могилой же о. Евфимьева положена каменная плита с рельефным на ней изображением креста без надписи. Снаружи и внутри храм оштукатурен и по местам украшен очень хорошей живописью, особенно же хорошо он украшен ею в куполе, где изображена величественная и достойная благоговейного внимания молящегося художественная картина из ветхозаветной истории, именно «Сон патриарха Иакова». Патриарх изображен на ней молодым юношей, в полный рост большого человека, спящим с камнем в возглавии среди девственной природы; в некотором отдалении от него, с обращенными к нему благоговейными взорами множество ангелов с разных сторон окружают избранника Божия.
Алтарь с отдельной при нем комнатой для ризницы, по сравнению с величиной церкви, очень велик - занимает треть всей ее вместимости; выкрашен он весь масляной светло-голубой краской
Церковное имущество по большей части - дар строительницы храма, графини Платовой.
Прихожане Тихвинской церкви вообще люди добрые, особенно дурных каких-нибудь наклонностей и пороков среди них незаметно. Грамотность в приходе развита, можно сказать, значительно; это объясняется тем обстоятельством, что хотя до 1886 года здесь не было церковно-приходской школы, но приходское духовенство всегда обучало детей прихожан грамоте, для чего оно открывало им двери своих квартир и в течение осеннего и зимнего времени безвозмездно занималось обучением детей чтению, письму, а также изучением ими псалтири, часослова и св. истории».
Из потрудившихся в этом деле священников особенным усердием, по тогдашнему мнению самих прихожан, отличался первый из служивших здесь священников о. Михаил Левитский, что подтверждается и документальными данными: труды его обратили на себя внимание начальства и в скором времени Левитский за труды по обучению детей прихожан грамоте был удостоен награды.
В настоящее время от храма остались только воспоминания...

Подготовил Андрей Кравцов

Использована информация: краеведческий библиотечно-библиографический журнал «Донской Временник»

На снимках: домик в Ефремовке; река Мокрый Еланчик; степь в окрестностях Еланчика

Все статьи

Комментарии пользователей

Александр 25 ноя 2016 в 15:40 # Ответить
new comment
Отец Константин Санборский - мой прадедушка и мне хотелось выразить благодарность автору этого материала за память о нём.
Александр 25 ноя 2016 в 15:46 # Ответить
new comment
Кстати, у меня есть до-революционные фотографии Отца Константина Санборского и если моё сообщение заинтересует автора этого материала, можно связаться со мной по телефону 8-985-973-26-88. Александр Германович Хохон

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: