зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Главное – помочь ребёнку найти себя

Педагоги специализированного образовательного учреждения в Матвеевом Кургане делятся советами для родителей детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Никто не может сказать с достоверной точностью, почему в нашем обществе, несмотря на достаточно высокий уровень развития медицины, рождается все больше деток, имеющих различные патологии, которые проявляются в виде отклонений и медицинских диагнозов, поставленных самыми разными врачами: от неврологов и психотерапевтов до окулистов и ортопедов. Специалисты винят в этом ухудшение питания и неправильный образ жизни, постоянные стрессы и плохую экологию.
Увы, но и мы, здоровые люди, в том числе и наши здоровые дети, не всегда бережны к тем, кому Бог здоровья не дал. Наше отношение в быту к людям, имеющим проблемы со здоровьем или к родителям, имеющим таких детей, далеко не всегда благожелательное и справедливое. Даже программа «Доступная среда» в нашей стране и то, если оценивать 60-45-градусные уклоны спусков для инвалидных колясок к некоторым учреждениям и магазинам, реализуется через пень-колоду – обществу еще только предстоит научиться быть добрее и терпимее ко всем, кто рядом. Особенно к детям. Ведь в любом случае, все дети, имеющие проблемы со здоровьем, так же, как и все другие дети на свете, имеют право на нашу заботу и уважение. Имеют право на образование и на труд. На то, чтобы мочь найти себя в этой жизни. И стать счастливыми. Но как это сделать? Куда пойти со своим особенным ребенком, чтобы обеспечить ему комфортное образование, благоприятный психологический климат в школе и друзей, которые не смеялись бы над ним и не обижали бы? К каким специалистам обратиться, чтобы суметь научить его ориентироваться в этой непростой, а подчас и просто жестокой жизни? Суметь найти в ней себя и реализоваться, как полноценный гражданин своей страны? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы встретились с директором государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Матвеево-Курганская специальная школа-интернат» Вячеславом Викторовичем Зинченко и попросили его дать педагогические рекомендации для родителей детей, имеющих особенности развития, развеяв некоторые мифы и заблуждения. А так же рассказать о возглавляемом им учреждении и его воспитанниках – об их жизни, увлечениях, стремлениях и, конечно, будущем. – Вячеслав Викторович, расскажите о своем образовательном учреждении. Какие именно образовательные и прочие услуги оно оказывает, для каких детей?
– На сегодняшний день в нашем учреждении по рекомендациям ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) обучается 124 ребенка. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Согласно уставу, наше общеобразовательное учреждение оказывает им полный комплект образовательных, а также в соответствии с имеющейся лицензией медицинских услуг. За этими сухими словами скрывается труд множества специалистов, имеющих большой опыт работы с детьми с особенностями в развитии. В силу некоторых проблем медицинского характера, для этой категории детей у нас в школе-интернате созданы специальные условия для полноценного развития. Этой возможности они лишены в обычной школе. Особое значение в учреждении уделяется трудовому обучению. Для этого в школе-интернате имеются оснащенные современным оборудованием столярная и швейная мастерские, теплица. В 2020 году наше учреждение примет участие в реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в результате которого появятся также современная строительная мастерская, новая современная теплица, компьютерный класс.
– Слышала, что обучающиеся в школе-интернате, помимо освоения ими школьной образовательной программы, теперь могут получить еще и начальное профессиональное образование, к концу обучения приобретя еще и рабочую специальность.
– Да, по окончании 11 класса наши ученики получают рабочую специальность, востребованную на рынке труда. Сегодня это такие специальности, как «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «Младший медицинский персонал», «Специалист в области декоративного садоводства», «Социальный работник». Обучающиеся в школе-интернате получают за время обучения отличные профессионально-прикладные навыки, после позволяющие им реализовывать себя в этих профессиях. Наши выпускники – это трудолюбивые, ответственные и доброжелательные работники, которые трудятся не только в Матвеево-Курганском районе, но и в других регионах России.
– Для родителей многих детей, имеющих те или иные медицинские проблемы, вопрос, в какую именно школу – обычную или коррекционную – отдать ребенка, стоит довольно остро. И, к сожалению, многие в этом вопросе принципиально не идут ни на какие уговоры врачей и педагогов, отдавая ребенка в «обычные» школы. Лишь бы быть в глазах окружающих, «как все». Даже не задумываясь над тем, насколько комфортно будет ощущать себя в условиях «обычной» школы их ребенок и сможет ли он безболезненно для себя выдержать достаточно высокие нагрузки. Какой совет Вы могли бы дать родителям таких детей?
– На сегодняшний день наше общество ориентировано на людей с ограниченными возможностями здоровья, участие их во всех сферах деятельности, в том числе и профессиональной. Но ведь не в каждой семье, имеющей такого ребенка, есть возможность адаптировать его профессионально. Рождение такого ребенка в семье – это достаточно серьезное испытание. И здесь родителям не стоит обращать внимания на чужое обывательское мнение. А стоит, наоборот, направить все свои силы на специальное образование и развитие своего ребенка. В массовой школе все дети, действительно, обучаются по достаточно сложной единой программе. И не все дети способны выполнять в полной мере ее непростые требования. А для особого ребенка все эти требования – это, прежде всего, ежедневный стресс, который еще больше усугубляет его состояние. В массовой школе в условиях достаточно высоких требований, дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую остаются «за бортом» образовательного процесса. Они получают неудовлетворительные оценки, теряют желание и стимул дальнейшего обучения.
В школе-интернате же, в отличие от массовых школ, есть возможность организовать для каждого ребенка индивидуальный подход и сформировать рабочую программу, учитывающую его психофизические особенности. Процесс образования в школе-интернате ориентирован на конкретного ребенка. Здесь разрабатываются программы для обучения и развития, опирающиеся именно на его возможности. Соответственно, у нас в школе-интернате нет изгоев, и никогда не бывает травли слабых учеников более сильными. Достаточно комфортный психологический климат в нашем учреждении позволяет абсолютно всем детям чувствовать себя полноценными членами ученического коллектива, в котором созданы такие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку и понимание. Ну, а сама наша школа-интернат, без ложной скромности скажу – сегодня по уровню образования находится на высших ступенях областного рейтинга.
– Чем могут помочь ребенку, имеющему проблемы с умственным или физическим здоровьем, педагоги-дефектологи школы-интерната?
– Вся работа педагогов-дефектологов направлена на то, чтобы попав в такую комфортную среду, какой является для особого ребенка школа-интернат, этот ребенок успешно развивался и получал образование. Все педагоги школы-интерната имеют специальное образование, поэтому в полной мере владеют методами и приемами своей работы. Наши педагог-психолог и учителя-логопеды помогают каждому ученику преодолевать дефекты произношения, дикции, нормализовать состояние психики. Ну и, конечно, на каждом уроке, учитель имеет возможность предложить ребенку тот вид деятельности, который для него наиболее приемлем.
– Не могли бы Вы дать совет родителям, в каких случаях в поведении ребенка следует заподозрить какие-то требующие серьезного внимания моменты, чтобы обязательно обратиться за консультацией к специалистам?
– Каждый родитель считает, и вполне оправданно, что именно его ребенок – самый умный и талантливый. Но существуют определенные этапы развития личности, по которым можно судить о возможностях дальнейшего обучения ребенка. Дефекты произношения, например, с которыми зачастую обращаются к специалисту-логопеду, могут сигнализировать о более глубоких проблемах – недостатке словарного запаса, нарушении согласования слов во фразовой речи, нарушении фонематического слуха. Все эти проблемы в дальнейшем осложнят обучение, и могут «аукнуться» в старших классах, в более взрослом возрасте. Именно поэтому родителям стоит обращаться к логопеду вовремя.
Обычно к пяти годам ребенок усваивает нормы произношения звуков и большинство грамматических категорий, может поддержать беседу, выучить стихотворение. Но если ваш ребенок избегает прямого речевого контакта, произносит большинство звуков неправильно, часто бывает замкнут, или, наоборот, чересчур навязчив и агрессивен, то вам, как родителю, просто необходима консультация детского невролога, или детского психиатра (психотерапевта). Эти специалисты дадут все необходимые медицинские рекомендации, которые будут способствовать улучшению физического и психологического состояния вашего ребенка. Ну и, конечно, любому родителю стоит показать ребенка-дошкольника педагогу-психологу и учителю-логопеду, которые, при необходимости, подберут для него программу исправления дефектов дикции и речевого развития. Лучше всего первичное обследование ребенка проходить в возрасте 3-х лет, особенно, если вы сами заметили у своего малыша признаки несоответствия возрастным познавательным способностям.
– Могут ли родители, чьи дети обучаются в других образовательных учреждениях, в том числе и не из Матвеево-Курганского района, получить какую-то консультацию у специалистов школы-интерната, если их интересует мнение коррекционного педагога?
– Специалисты, работающие в Матвеево-Курганской школе-интернате, востребованы не только в нашем поселке. Мобильный консультационный пункт – частый гость в школах не только нашего Матвеево-Курганского района, но и в школах соседних соседних Родионово-Несветайского и Куйбышевского. Если вашему ребенку необходима консультация опытного специалиста, то, конечно, ее можно совершенно бесплатно получить у нас в школе-интернате. Обращаться можно в любой рабочий день в рабочее время, независимо от места проживания и обучения ребенка. – Бытует обывательское мнение, что дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, никогда не смогут «вписаться» в общество, навеки оставшись на попечении родителей. Хотя я знаю медсестру с синдромом Дауна, которая в одном медучреждении области занимается забором крови из вены. И она всегда прокалывает даже самые «плохие» вены точнее, аккуратнее, безболезненнее и доброжелательнее, чем остальные медики. Поэтому именно к этой медсестре всегда набирается самая большая очередь из пациентов. В чем еще дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, могут найти себя?
– О том, как складывается жизнь наших выпускников, можно судить по тому, что они никогда не забывают свою школу, и всегда рады поделиться своими успехами. А находят себя наши выпускники в самых разных профессиях. Среди них есть успешные строители, младший обслуживающий персонал самых различных предприятий, хорошие швеи, помощники пекаря, успешные продавцы и очень аккуратные водители. Но главное – это то, что все они сумели найти себя, став полноценными профессионалами, хорошими родителями и просто достойными гражданами нашей страны.


Елена Мотыжева

Все новости

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: