зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Нам по ночам снится война…

В Родионово-Несветайском районе в хуторе Платово-Ивановка живут Бондаренко Николай Прокофьевич и Елена Прокофьевна. С нашим корреспондентом они поделились воспоминаниями о страшных событиях Великой Отечественной войны.

О том что началась война, Елена Прокофьевна узнала, когда вернулась домой после лагеря, тогда она была 12-летней девчонкой. Со слезами на глазах она вспоминает, что когда немцы пришли к ним в Большекрепинскую слободу, её сестру обмазали сажей, боялись что немцы могут её забрать, потому что она была очень красивой. Прятались от бомбёжек они в погребе. Елена Прокофьевна рассказывает, что они очень испугались, когда немец открыл погреб. Но он их не тронул, лишь набрал картошки и ушёл.
Отец Елены Прокофьевны погиб на Миус-фронте. Только один раз ему удалось написать письмо своей семье. Так мама Елены Прокофьевны осталась одна с пятью детьми.
Когда немцы подожгли слободу Большекрепинскую, им пришлось бежать на ближайшую гору вблизи слободы, по пути средний брат потерялся, им пришлось вернуться обратно. Там они вместе с другими жителями спрятались в одном из домов. Дом их сгорел, поэтому им пришлось жить в коммуне.
Елена Прокофьевна говорит, что жили они дружно, все друг другу помогали - это им и помогло выжить в те страшные времена.
Николай Прокофьевич вспоминает, что немцы к ним в хутор пришли 26 ноября 1942 года. Тогда весь хутор согнали, и один немец, увидев его пятилетнюю сестру, взял её на руки обнял и заплакал, сказал, что у неё дома тоже дочка маленькая, и он не знает, сможет ли он её ещё когда-нибудь увидеть. Ещё он вспоминает, им повезло, что немцы никого из их хутора не расстреляли. Но им доставалось от своих местных полицейских, которые вызывали на допросы, где били и в подвал кидали, еду не давали, только немного воды, и опять били, а через несколько дней отпускали. После окончания войны эти предатели бежали, кого поймали, тот пошел под трибунал.
Николай Прокофьевич не был на передовой, но копал окопы для советской армии. Он говорит, когда укрепляли окопы, и им доставалось от немцев, приходилось укрываться от их бомбёжек. В 1944 году Николая Прокофьевича призвали в армию в город Моздок. Николай Прокофьевич помнит хорошо, когда они приехали в Моздок, им пришлось жить в конюшне, кушать было нечего, в один момент даже думали, что умрут от голода.
После войны, через пять с половиной лет Николай Прокофьевич вернулся домой, стал работать, после женился. С Еленой Прокофьевной они вмести уже 68 лет. Смеясь Николай Прокофьевич вспоминает, как долго ему пришлось добиваться руки Елены Прокофьевны. Сейчас у них 3 детей, 6 внуков и 10 правнуков, которые про них не забывают.
По вечерам Николай Прокофьевич пишет весёлые стишки, радуя ими родных и знакомых. Вот один из них.

***
А мы жили-не тужили,
Мы в колхозе дружно жили.
Мы сеяли-пахали
И хозяйство укрепляли.
Разогнали, растащили,
Чтобы дружно мы не жили
И не пили молока.
Какое там молоко,
Три коровы на всё село.
А мы жили-не тужили,
Помидоры свои ели,
Заграницу не возили.
А теперь эти углы
Бурьянами заросли.

На мой вопрос, снится ли им война, они ответили, что да, и страх, что это может повториться, остался на всю жизнь.

Виктория Хруцкая

 

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: