зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Насколько открыта местная власть?

Несколько дней назад в СМИ проявилась информация о том, что Счетная палата России считает нужным создать новый госорган по вопросам открытости власти, так как, несмотря на серьезную работу последних лет в направлении большей степени открытости и доступности данных о работе властных органов для населения страны, «качество процессов обеспечения открытости остается низким. Развитие же такой области, как «открытый диалог» в целом остается на неудовлетворительном уровне».

Именно поэтому и наша редакция и решила разобраться, насколько открыта власть в нашем регионе для народа, особенно в сети интернет и социальных сетях, где общение организовать проще всего, и какие шаги можно предпринять для дальнейшего ее сближения с обществом на благо всего нашего региона.

Инцидент-менеджмент в мусорной реформе

Работа над тем, чтобы сделать деятельность власти более прозрачной для людей и более им понятной, ведется и в нашей Ростовской области. Например, о проблемах открытости и «доступности» представителей власти для населения говорил недавно и заместитель губернатора области Василий Рудой. Василий Владимирович, выступая на IV Донском форуме СМИ «Южная медиасфера», рассказал о том, как важна для нормального диалога власти и общества работа журналистов, поднимающих в своих материалах различные проблемы. Например, в прошлом году по результатам журналистских статей Правительство области направило в муниципалитеты и другие органы власти 321 резолюцию с требованием предоставить ответ, как решены озвученные в публикациях проблемы.

Так же Василий Рудой сообщил о том, что областным Правительством ведется работа с населением и в социальных сетях, на сегодняшний день ставших не просто средством развлечения, объединения или общения людей, но и фактически средством массовой информации. На Дону с нынешнего года действует система «Инцидент-менеджмент», автоматически отслеживающая негативные и проблемные комментарии пользователей социальных сетей по самым разным сферам общественной жизни. Каждый такой комментарий автоматически отправляется чиновникам, ответственным за решение поднятого вопроса, позволяя оперативно ответить на него по существу. С начала этого года региональным правительством и муниципальными администрациями городов и районов были даны оперативные ответы на более чем 12 тысяч сообщений. Были приняты меры или даны разъяснения. Пример такой работы наблюдали и сотрудники редакции «Делового Миуса», которые осуществляют модерацию страниц социальных сетей нашей газеты в интернете. На территории Неклиновского МЭОК работа системы «Инцидент-менеджмент» лучше всего прослеживалась в негативных комментариях, посвященных так называемой «мусорной реформе», на которые достаточно оперативно реагировали ответственные сотрудники министерства ЖКХ области и администраций сельских районов.

При всех несомненных и очень серьезных плюсах системы, позволяющей быстро реагировать на возникающее общественное напряжение и проводить разъяснительную работу, безусловно, надо понимать и то, что пока эта система находится в процессе своего становления и в отдельных моментах еще может выглядеть «сыро». Например, по нашему скромному мнению, некоторым отвечающим в социальных сетях на запросы граждан чиновникам стоило бы говорить чуть менее «казенным» языком, чуть более доброжелательно и делать в ответах акцент на информации по существу конкретной проблемы, а не на сообщениях общего «успокоительного» характера. А вот некоторым простым пользователям можно было бы порекомендовать вспомнить о своем достоинстве и не опускаться до перехода на личности и прямых оскорблений в адрес другого человека. А еще – понимать, что чиновник, отвечающий вам, не сидит сутками в «Одноклассниках» или «ВКонтакте» и не читает все то, что там написано. Он получает в качестве личного сообщения от «Инцидент-менеджмента» только одну вашу негативную реплику, ту, которую программа отнесла непосредственно к его должностным обязанностям. И, соответственно, отвечает только на это конкретное сообщение, сколько бы словесных излияний или оскорблений вы не опубликовали в заинтересовавшей вас теме до или после его ответа.

 

Проверка открытостью

Как сообщает «Википедия» стандартная практика в области открытости государства может составлять множество тем и направлений, среди которых приоритетными считаются:

  1. Свобода доступа к информации о работе госорганов;
  2. Открытые статистические и прочие данные;
  3. Открытый диалог – возможность граждан влиять на государственные структуры;
  4. Открытый бюджет – возможность увидеть государственные расходы (государственные закупки, госконтракты, гранты, дотации так далее);
  5. Открытый парламент (свобода доступа к парламентской информации, понятность и публичность процедур принятия законов, вовлечение граждан в процессы разработки законопроектов).

В ходе подготовки этой статьи мы проанализировали сайты государственных органов власти, как региональных, так и муниципальных, исходя из предложенных критериев. Наверное, наиболее полно в интернете представлена информация по первому пункту – практически у всех учреждений, представляющих сегодня власть всех уровней, имеется свой сайт, на котором достаточно подробно отражена как информация о самом учреждении, так и новости о его каждодневной работе.

Со статистическими данными (пункт 2) сложнее. На сайтах муниципальных органов власти найти какую-либо статистику по социально-экономическим, демографическим и прочие показателям, характеризующим жизнь конкретного района, не представляется возможным. Для этого нужно обращаться только на сайт Ростовстата. Но и там муниципальная статистика представлена сроками в один-два года, когда просто невозможно определить в динамике, в какую сторону движется тот или иной район по численности населения, показателям урожайности основных сельхозкультур или поголовью скота. Отследить же по отдельным районам и тем более в динамике нескольких лет такие показатели, как уровень жизни населения, уровень преступности, уровень заболеваемости по основным группам болезней вообще невозможно – их просто нет в публичном поле. А ведь именно эти показатели лучше всего продемонстрировали бы любому желающему профессионализм и успешность работы органов государственной власти.

С открытым диалогом (пункт 3) тоже не все так просто. На большинстве сайтов в той или ной форме имеется такой сервис, как «обратная связь», когда абсолютно любой пользователь может составить и отправить через интернет свое обращение по тому или иному вопросу. Где-то эта форма «обратной связи» более сложна для взаимодействия, где-то – менее, но в принципе, она имеется и действует. Другое дело, что влиять на государственные структуры «снизу» путем такой «обратной связи» можно весьма незначительно. Перекликаясь с пунктом 5, где речь идет об открытости парламента, можно сказать, что ни на одном ресурсе «законодательной» направленности мы не нашли аналога того, что давно существует во многих развитых странах. А именно: возможности для граждан публично вносить на сайты, представляющие законодательную власть в регионе и муниципалитетах, свои гражданские инициативы по улучшению инвестиционной привлекательности и экономической ситуации в нашем регионе, повышению его культурного и образовательного уровня, улучшению ситуации в здравоохранении, повышению туристической привлекательности и так далее. Как нет и возможности для каждого жителя проголосовать за все эти народные инициативы, таким образом продемонстрировав депутатам всех уровней их востребованность и своевременность для общества. Конечно, в регионе с 2014 года действует Областной закон «О гражданской инициативе в Ростовской области», позволяющий жителям Дона вносить на рассмотрение депутатов Законодательного собрания региона свои инициативы. Но ведь мы говорим о том, что нужно идти в ногу со временем, завоевывать интернет и социальные сети, идти навстречу друг другу, а не реализовывать свои устремления с помощью сбора подписей в тетрадочку от жителей каждой улицы и бумажных почтовых отправлений времен наших прабабушек.

Кстати сказать, как жительница Матвеево-Курганского района, я испытала чувство гордости, что только у депутатов Собрания депутатов Матвеево-Кургаснкого района есть, в отличие от депутатов остальных муниципальных районов юго-запада Ростовской области, собственный и довольно подробный сайт, на котором так же предусмотрена форма «обратной связи». Правда, не все разделы сайта заполнены, многие еще находятся в стадии разработки, что несколько портит общее впечатление, но вся по-настоящему важная информация, в том числе касающаяся бюджета района на 2019 год (это я о пункте 4 из списка «Википедии»), на сайте имеется. Правда, почему-то не в разделе «Бюджет», а в разделе «Документы: Решения собрания 2019».

Касательно вопроса открытости бюджетов в регионе – тут тоже целое поле для преобразований в будущем. Далеко не на всех сайтах администраций муниципальных образований зашедший туда гражданин может сразу найти и посмотреть параметры действующего в нынешнем году районного бюджета. Кое-где для этого надо буквально «закопаться» в разделы, подразделы и «подподразделы» сайта, потратив пропасть времени. Ну и далеко не везде, к сожалению, информация представлена в удобном для читателя виде: просто, ясно, наглядно.

 

Чего не хватает

Занимаясь в течение нескольких лет работой в социальных сетях, не могу не поделиться со своими читателями некоторыми наблюдениями. По моему скромному мнению, простым людям сегодня очень не хватает нормального, спокойного общения с властью, а власти – не хватает прямого разговора с народом и понимания, чем он «дышит». Дефицит такого общения чувствуется и в интернете и социальных сетях. Причем, у нас в стране ни у власти нет наработанного опыта и культуры публичной работы с населением в условиях «виртуальной реальности», ни у населения нет серьезного опыта и культуры конструктивного общения с властью, в ходе которого можно было бы совместно достигать каких-то положительных результатов для страны.

Однако и критику обеих сторон этой «медали», которая звучит то там, то сям, я считаю не совсем обоснованной. Ведь любой опыт, тем более, положительный опыт, не возьмется «из ниоткуда». Ведь никакие инопланетяне не прилетят к людям, работающим во власти, и не научат их быть более открытыми и доброжелательными к людям в интернете, менее склонными видеть в каждом вопросе простого человека провокацию или того хуже – угрозу себе. Точно так же никакие инопланетяне не научат простых людей быть более терпимыми и понимающими проблемы людей во власти, особенно власти муниципальной, представителям которой порой точно так же, как и обычным людям, достается от непрофессионализма, головотяпства или хамства чиновников более высокого ранга. Поэтому понять друг друга и научиться не только открытости, но и умению эффективно взаимодействовать вместе, в том числе посредством социальных сетей, можно, лишь много работая в них и постоянно нарабатывая опыт и культуру такой деятельности, повышая собственный в ней профессионализм.

Посмотрите, сколько было на страницах социальных сетей, в том числе и нашей газеты, общественного возмущения по поводу реконструкции центральной площади в Матвеевом Кургане! Какая была жаркая полемика! А вот когда все было закончено, то большинство признало: слава богу, что сделали эту реконструкцию, потому что теперь есть, где культурно посидеть с детьми или друзьями жарким летним днем, все очень удобно, пригоже и приятно душе и телу. Правда, туалет на площади никак не заработает – детей приходится водить «под елки», но сама площадь-то – красавица! Люди из других районов приезжают – завидуют нам!

Так что в любом случае и власти, и народу придется научиться слышать друг друга и взаимодействовать друг с другом эффективно. Может быть, и нашей власти стоит в этом отношении взять на вооружение столетний опыт Швейцарии, как одной из наиболее развитых европейских стран. Там для всех уровней власти совершенно не проблема проводить среди граждан референдумы по любым вопросам, от самых простых до очень серьезных: в какие цвета красить мусорные баки в муниципалитете; нужно ли выплачивать всем гарантированное ежемесячное пособие; на какой улице устанавливать памятник; разрешать ли простым гражданам постоянно носить с собой огнестрельное оружие и так далее.

Может быть, именно поэтому Швейцария – одна из самых тихих и благополучных стран, что все возникающие там конфликты между властью и простым народом, между представителями разных религиозных конфессий и людьми разных национальностей тут же оперативно гасятся свободным народным волеизъявлением по спорному вопросу, и меньшинство по итогам голосования всегда подчиняется воле большинства? Сравните с тем, что произошло у нас в Екатеринбурге, где для урегулирования рядового бытового вопроса «городского» масштаба: где в городе построить храм, чтобы навести общественный порядок, пришлось вмешиваться лично Президенту Владимиру Путину! Разве нормально, когда Президенту огромной страны приходится отвлекаться от своих президентских дел и лично решать проблемы, возникшие вследствие недоработки какого-то мэра, не удосужившегося урегулировать с жителями города все спорные вопросы и доведшего ситуацию в своем муниципалитете до общегосударственного резонанса?

Поэтому можно только поддерживать инициативы областного Правительства, направленные на обеспечение максимальной открытости власти по отношению к народу и сказать им: «Я – за». Но так же я за и максимальную публичность, и максимальное общественное обсуждение всех принимаемых решений, так или иначе изменяющих жизнь общества. Причем, обязательную публичность не только всех положительных, но и всех отрицательных мнений по всем обсуждаемым вопросам. И для взвешенности приятия каждого решения, и «дабы дурь каждого видна была». Более того, я за максимальную публичную аргументированность любых серьезных решений власти, чтобы каждому простому человеку было видно, что приняты они в силу их объективной необходимости и общественной важности. Я за то, чтобы у всех представителей власти были официальные аккаунты в социальных сетях, куда любой пользователь мог бы обратиться с вопросом или проблемой и увидеть, что человек из власти – такой же человек, с такими же чувствами и мыслями, что и у других, а вовсе не бездушный робот или черствый сухарь, как часто думают простые люди.

В то же время, как человек, много времени проводящий по работе в социальных сетях, лично я за то, чтобы люди, независимо от социального статуса, старались вести себя там более культурно и доброжелательно по отношению друг к другу. Не переходили на личности, не скатывались до публичных оскорблений, поливания друг друга грязью и унижения. Потому что если ты хочешь, чтобы тебя уважали и ценили, надо прежде научиться уважать и ценить других. Уважать и ценить себя самого.

Но, повторюсь, все это можно воплотить в жизнь, только постоянно общаясь, взаимодействуя и идя навстречу друг другу. Как со стороны власти, так и со стороны народа.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: