зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Скачком напряжения «убило» технику. Что делать.

Любая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя. В соответствии с законодательной базой вам должна возместить ущерб снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша линия или её участок. В этой статье мы рассмотрим, что делать и куда обращаться, если сгорела техника из-за скачка напряжения.

Почему произошёл скачок?

В нормальных условиях напряжение в электрической сети (в РФ) должно быть на уровне 230В, допустимые отклонения – 10%. Об этом прописано в ГОСТ 29322-92. И всё таки, в чем могут быть причины скачков и отклонений от номинальных значений:

  1. Аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП.
  2. Импульсные скачки напряжения из-за молнии.
  3. Из-за упавшего дерева, которое оборвало или замкнуло воздушную линию.
  4. Повреждения кабеля при копке траншей.
  5. При отключении электроэнергии также возникают скачки напряжения.
  6. Если в щите или на ТП отгорит нулевой проводник, произойдёт перекос фаз, который приведёт к длительной подаче напряжения более 300 Вольт в сеть.

Кто виноват и что делать?

 Если с причинами скачков напряжения все понятно, то давайте разбираться, кто виноват. За аварии на ТП, ЛЭП и многих других объектов электроснабжения отвечает снабжающая организация. Сотрудники этой организации должны своевременно проверять защитную и коммутационную аппаратуру, а также регулярно проводить обтяжку контактов и шин. Если этого не делать, возможны перечисленные проблемы.

 Но мало кто знает, как вести себя в случае, если у вас сгорели приборы из-за скачка напряжения. Итак давайте разбираться.

  1. Звоним диспетчеру

 Допустим, вы пришли домой, а ваш телевизор, микроволновка или холодильник не работают. Возможно, произошёл скачок напряжения, авария и т.д., и погорели приборы (им был нанесён ущерб) — нужно сразу позвонить в диспетчерскую службу энергоснабжающей организации, вызвать её сотрудников и в их присутствии составить акт. 

  1. Запрашиваем информацию

Если событие произошло в ваше отсутствие, получите другие доказательства самого события, так скачок напряжения фиксируется на сетевом оборудовании, и вы вправе запросить у сетевой организации данную информацию. Ещё лучше — завезти в эту организацию письменное заявление и потребовать, чтобы его зарегистрировали, указав точное время подачи заявления.

  1. Три свидетеля

Если в течение 12 часов представители этой организации не явились, вы вправе пригласить трёх свидетелей (можно соседей) и составить акт в их присутствии — он в суде тоже будет являться доказательством.

  1. Нужен эксперт

В дальнейшем нужно отнести прибор в специализированную экспертную организацию (найти такую организацию не составит проблем в сети интернет) или уполномоченную производителем мастерскую, где получить экспертизу (достаточно письма для подачи в суд) причин поломки (попросите указать, что прибор вышел из строя по причине замыкания, перегрева и т.д.)

  1. Обращаемся в Роспотребнадзор

Поставка электроэнергии – услуга населению, которая должна быть надлежащего качества, и в случае перепадов речь идёт о нарушении прав потребителя, что даёт основания для подачи претензии в Роспотребнадзор.

  1. Прокуратура

Если другие инстанции не удосужились решить проблему или дать ответ на претензию заявителю. Причём бездействие прокурора также можно обжаловать.

  1. Обращаемся в суд

 В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору потребовать от энергоснабжающей организации (или ЖКХ, УК если вы оплачиваете электроэнергию им) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесённых расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

 Вы вправе потребовать полного возмещения убытков, причинённых в связи с недостатками оказанной услуги по электроснабжению.

 В случае неудовлетворения исполнителем услуги требования в добровольном порядке Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона № 2300-1.

 Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации.

 Сумма возмещения ущерба будет состоять из стоимости выполнения ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учётом износа на основе экспертного заключения.

 Кроме того, вы вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг юриста, экспертов и компенсацию морального вреда.

 О том, как уберечь себя от неприятных последствий скачка напряжения и о похожих случаях наших читателей, читайте в ближайшем номере нашей газеты.  

Софья Никитина

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: