зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Учитель, писатель, журналист, краевед...

Его знают все, без исключения, екатериновцы. И все григорьевцы, жители Матвеево-Курганского района. У одних он учил детей биологии. Другие сами знают его, как своего учителя. Третьим он известен, как автор книг о Екатериновке и Григорьевке. Воинам-«чеченцам» он знаком, как человек, написавший книгу «Испытание адом», а простым жителям – как редактор ежемесячного информационного бюллетеня «Екатериновские ведомости». Его зовут Николай Иванович Колесниченко. Учитель, писатель, журналист, краевед – это все о нем.

О самом начале трудового пути
- Я родился в селе Екатериновка, здесь же окончил сельскую школу. После школы поехал поступать на Украину, в Донецкий университет, но не поступил: биологию сдал на «пять», сочинение – тоже, а математику на «два».
В школе я был секретарем комсомольской организации, поэтому пошел в Кировский райком комсомола и оттуда меня направили на комсомольскую молодежную стройку – Донецкий хлопчато-бумажный комбинат. Там я выучился и получил профессию – слесарь четвертого разряда. К сожалению, здоровье не позволило мне долго находиться на этой работе.
Зато меня позвали в родную школу, работать старшим пионерским вожатым. Директором тогда была Семенцова Лидия Николаевна, она и пригласила. После я окончил Ростовский педагогический институт, стал учителем. Больше тридцати лет проработал в Екатериновской средней школе. Из них двадцать лет – заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Я никогда не был женат. Всю жизнь живу с мамой. У меня есть брат, он проживает недалеко от нас. Его дети – мои племянники, а заодно, и крестники – это моя семья. Старший – работает ведущим хирургом в БСМП-2 города Ростова-на Дону, младшая – учится в ординатуре Ростовского медуниверситета.
Почему я стал учителем? В принципе, мне эта профессия всегда нравилась. Но, когда я поступал в университет, у меня были несколько иные цели. Биологией я увлекался со школы и мечтал о научной работе, об исследованиях и путешествиях. Это ведь был как раз конец шестидесятых - начало семидесятых, когда каждый мальчишка грезил уехать в тайгу…
Но стать ученым не получилось. А учителем, можно сказать, я начал работать случайно, и мне эта работа понравилась. Я практически всю жизнь преподавал, учил старшеклассников. И мне очень правилось с ними общаться. Умные, серьезные ребята. С ними просто интересно. Я с теплом вспоминаю до сих пор и до сих пор скучаю по тому времени, когда я был учителем биологии… А что касается моей бытности завучем… За этой работой я как раз и не скучаю.

О реформах образования и сельской школе
Тридцать один год я проработал в школе. Стал Заслуженным учителем России. Но у меня очень неоднозначное отношение к тем реформам и тем процессам, которые сейчас идут в нашем образовании. Особенно, к ЕГЭ. Я считаю, что «Единый государственный» ущемляет права ученика.
Почему? Объясню. У ученика нет выбора, он поставлен в узкие рамки: только ЕГЭ и все. А здесь проблема: процентов 40 родителей боятся отпускать своих детей куда-либо ехать учиться после девятого класса. Но большинство школ после девятого класса стараются «избавиться» от тех учеников, которые, исходя из оценки имеющихся у них знаний, скорее всего, не сдадут ЕГЭ. Конечно, то, что делает школа, неправильно. Хотя, ее можно понять. По результатам ЕГЭ потом будут судить о школе и об учителях. Но ведь нереально всех научить на «пять» и «четыре». Двоечники всегда были и будут. Еще в большей степени я понимаю родителей, которые не хотят отправлять своих детей в город, где соблазнов очень много, а устоять перед ними неокрепшему подростку очень сложно, если не невозможно.
Я считаю, если ученик хочет поступать учиться дальше и получать высшее образование, пусть сдает ЕГЭ. А остальные, кому не нужно высшее образование, пусть на общих основаниях просто получают аттестат, как это было раньше. Они будут знать, что в вуз они не пойдут, но закон о среднем образовании будет выполнен.
Другая проблема реформ – тестирование, как форма контроля. Знаете, откуда оно пошло? В шестидесятые и семидесятые, когда в США была отменена расовая дискриминация и дети всех «не белых» пришли в школу, оказалось, что девяносто процентов из них – безграмотные. Чтобы не показывать всему миру, насколько неприглядна ситуация с образованием в «самой сильной на свете стране», был придуман очень простой и дешевый ход.
Какой-то минимальный объем знаний был оформлен в учебники, в виде «вопрос-ответ». Предполагалось, что так гораздо легче вбить в необразованные головы минимум знаний. Ученик просто заучит хоть какое-то количество вопросов и правильных ответов и таким образом получит свою положительную оценку. А общая статистика покажет, что в стране достаточное количество образованных людей.
Мы переняли эту систему, но не продумали ее до конца. В результате на сегодня наши дети не умеют разговаривать, потому что вместо изучения и анализа литературы мы сдаем тестирование. Не умеют правильно писать, потому что вместо тренировки письма мы делаем тесты, где просто подставляются буквы. Правительство сейчас кинулось увеличивать количество часов, отводимых на русский язык и литературу. Но за эти десять лет время было упущено… И теперь дети уже не говорят на русском языке, они говорят на сленге… Причем на самом диком.
Третье. Ребенок просто прикован к компьютеру. И за пределы экрана сам уже выйти не может, ему больше ничего не интересно. Изменилось само человеческое сознание. Если раньше школа была общеобразовательной и давала основы абсолютно всех знаний, то есть, утрированно, каждый ученик мог отличить лисицу от зайца, то сейчас я не уверен, что это возможно… Такие вот результаты не совсем продуманных реформ.
Что касается сельского образования, то для каждой школы здесь главный вопрос – старение педагогических кадров. Уже сейчас многие из них испытывают нехватку учителей. А через пять-шесть лет это будет острейшая проблема. При этом, по официальной статистике, до сорока процентов выпускников педвузов устраиваются работать куда угодно, только не в школу…
А дети… Дети талантливые и способные везде. Это уже от учителя зависит, по какому пути он направит ребенка и как сможет раскрыть его таланты. В начале ноября двое наших пацанов, из екатериновской школы, заняли третье место во Всероссийском конкурсе инновационных технологий в Анапе. Команда от Ростовской области была двадцать человек. Ученики из Ростова, Таганрога, Новочеркасска, и наши, из Екатериновки, «неизвестной глухомани». А победили вовсе не горожане, а наши, сельские дети. Может, у них было меньше возможностей учиться, зато было гораздо большее желание… Они дистанционно, через интернет, занимались полтора года информатикой в Ростовском доме детского творчества. Там, кстати, не только информатикой совершенно бесплатно можно заниматься таким образом, но и математикой, и языками… Через «Скайп» входи и присутствуй два раза в неделю на уроках. Я очень рекомендую такое обучение нашим детям, которые хотят учиться.

О писательской и журналистской работе
Сейчас я уже четыре года на пенсии. До этого проработал четыре года в поселении. Почему ушел из школы? Меня так научила моя директор, Семенцова Лидия Николаевна: из школы надо уходить вовремя, чтобы дети не видели, как из тебя начинает песок сыпаться, простите за выражение. Она тоже ушла раньше, по выслуге лет. И я ушел, когда увидел, что уже выросли молодые, талантливые, ответственные, которые могут работать лучше меня и которым надо уступить дорогу, чтобы не вынуждать их ждать, когда же, наконец, я покину свое место…
Началась как раз реформа поселенческая, это был 2006 год. С Александром Анатольевичем Рудковским, он тогда был в Екатериновке Главой, мы всегда дружили. Поговорили, и я сказал ему, что с удовольствием пошел бы к нему на новую работу. Он меня взял и я проработал с ним четыре года… Потом вышел на пенсию. Мама у меня уже старенькая, часто болеет, нельзя ее бросать было…
Одно из моих увлечений – написание книг. Я писатель и поэт. Первые две книги вышли почти случайно. В 2006 году проходил юбилей двухсотлетия основания Екатериновки, Глава предложил: «Сделай что-то такое, чтобы оставило память в сердцах людей». У нас в селе есть музей боевой и трудовой славы. Там кое-что было, взял оттуда материал. Книга небольшая, альбомного характера.
Вторая книга вышла через два года, к двухсотлетнему юбилею основания Григорьевки, уже о григорьевцах. Такого же альбомного хорактера.
А третья – это книга о человеческой боли, которую нужно было куда-то выплеснуть. Я просто не смог оставаться равнодушным к судьбе этих ребят – Олега и Гриши, - оставивших свою молодость в Чечне… Меня эта история очень задела за живое. Сегодня вот как раз с одним из ее героев встречался, Олегом, все знаю о его судьбе. Это первая причина, по которой я ее написал. А вторая – эти парни прошли ад, выжили чудом и не получили за это от государства никакой награды, хотя награждали многих, даже тех, кто и в Чечне не был-то никогда. Моя книга – своего рода награда, признание заслуг этих двух парней и их сослуживцев. Пусть не все ее прочтут, она вышла маленьким тиражом, но друзья Олега и Гриши, их дети, их внуки будут об этом знать… Должны об этом знать.
Мне очень обидно, что государство так мало обращает внимания на таких людей, как Гриша и Олег. На тех, кто стоял за него грудью. А потом мы очень удивляемся, когда выясняется, что никто не хочет идти служить или быть военным. Не хочет идти в армию по контракту. Таким отношением к бывшим военнослужащим, к участникам боевых действий мы все делаем для того, чтобы их было как можно меньше. И это очень грустная история.
Я эту книгу, «Испытание адом», опубликовал и в интернете, на сайте литературного журнала «Клаузура». Пусть люди читают. Это же хорошо, когда кто-то помнит. Прошло 19 лет, новое поколение появилось. Все уже забылось для большинства людей. А матери… Матери ждут до сих пор…
Что еще рассказать о себе? Еще – я редактор ежемесячного информационного бюллетеня «Екатериновкие ведомости», а, значит, близок и к вам, журналистам больших изданий. Журналистом тоже стал случайно. 2007 году Александр Анатольевич говорит: «А почему бы нам в поселении не сделать собственную газету?» Я и взялся за нее, на общественных началах. Конечно, за эти годы многому научился, уже гораздо лучше у меня все получается. Газета распространяется бесплатно, в каждый дом. Глава поселения поздравляет в ней юбиляров, знатных людей, люди очень трепетно к этому относятся. Там же публикуются какие-то важные распоряжения, информация. От себя я еще пишу о земляках, которые достойны того, чтобы о них узнали все жители поселения и о которых почти никто не знает – наши труженики, прекрасные семьи, просто хорошие люди. Пишу и какие-то чисто бытовые материалы, даю какие-то жизненные советы, необходимые жителям поселения. Еще одно новшество недавно придумал: пошли наши ребята в армию, я от имени Главы поселения пишу им в часть письмо, с просьбой дать им характеристику. А потом эти письма-характеристики в нашем бюллетене публикую. Тоже это жителям очень приятно – о своем сыне или брате в газете прочесть, как о нем отзывается по месту службы его командование. Может быть, пройдет время, еще что-то придумаю. С газетой очень интересно работать.
Хотелось бы, конечно, чтоб «Екатериновские ведомости» были цветными, но пока, по возможности… Спасибо, спонсоры оплачивают нам печать.

О родной земле и ее истории
Я серьезно и уже много лет увлекаюсь краеведением, наверное, потому, что очень люблю родную землю. Собирал информацию везде, где мог. Прежде всего, в библиотеках, особенно в Ростовской публичной, в архивах. С архивами, конечно, трудно работать, там много информации платного характера или вовсе ее не дают в пользование.
Хорошо, есть интернет, это очень помогает. Особенно одна организация – Казачий Круг, сайт у нее есть, им руководит Игорь Чеботарев. Он очень много мне помог. Долгое время я не мог найти портрет полковника Иловайского. Игорь его отыскал.
Так по крупинке, все и собирается. На сегодняшний день я знаю все об основателе села Екатериновка - полковнике Степане Дмитриевиче Иловайском и об основателе села Григорьевка, его брате, генерал-майоре Григории Дмитриевиче Иловайском.
Екатериновка ведь четырежды меняла свое название. Сначала была поселком Степановким, в честь своего основателя названным. Правда, Степан Иловайский никогда не был в своей имении, как и его брат никогда не был в Григорьевке. Степан Иловайский жил в Старочеркасске и похоронен там же, на Ратнинском мемориальном кладбище. После его смерти поселок Степановский стал называться хутор Леонов, в честь нового владельца, генерала Леонова. После, когда Леонов подарил хутор своей дочери, Екатерине Зарудной, хутор стал слободой Зарудной, а после – Екатериновкой. До 1926 года Екатериновка была волостным центром, после вошла в состав сначала Анастасиевского, а затем и Матвеево-Курганского районов.
Что меня действительно поразило, так это семья отца Степана Иловайского, Дмитрия Ивановича Иловайского, у которого было семь сыновей и две дочери. Все семеро сыновей были атаманом Платовым в 1807 году представлены императору Александру I в присутствии прусского короля Фридриха. Из семи сыновей пятеро были генералы, один – полковник и один, самый младший – поручик. Такой титулованной военной семьи никогда, ни до, ни после, не было больше за всю историю России.
Более того, в Петербурге есть галерея военных портретов всех выдающихся полководцев и военачальников. В прошлых веках написание с человека парадного портрета и помещение его в галерею являлось одной из высших государственных наград, признанием высочайших заслуг этого военачальника перед Отечеством. Из этой семьи все пять сыновей-генералов имели свои парадные портреты в этой галерее. А один – Григорий Иловайский – имел даже два. Единственный человек из всех казачьих полководцев…
Вообще, эта семья – Иловайские – уникальные люди, благодаря которым вообще возник и развился и весь Донбасс и все наше Примиусье. Это благодаря им строились здесь новые предприятия – шахты, сукновальни, мельницы, заводы и фабрики. Сажались леса, открывались школы, больницы, театры и училища. Возникали новые населенные пункты, новые церкви. Другой такой воистину великой семьи, столько сделавшей для нашего края, больше у нас не было…

Как говорят, «мастерство не пропьешь». Я слушала Николая Ивановича, почти не отвлекаясь, затаив дыхание. Сразу было видно, что человек действительно был хорошим учителем, настоящим профессионалом своего дела, умеющим рассказать так, чтобы его захотели слушать и услышали.
А еще, я листала его книгу и пачку привезенных им «Екатериновских ведомостей», и думала, что настоящий человек, настоящий талант никогда не погаснет, не затеряется, а всегда найдет себе работу по душе. Всегда сможет делать что-то, что будет служить людям. Всегда будет им нужен…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Наталья 06 янв 2014 в 01:55 # Ответить
new comment
Леночка,спасибо,что ты написала о таком замечательном человеке,ждем новых интересных материалов о людях земли миусской!
Анищенко Анна Николаевна 09 янв 2014 в 21:37 # Ответить
new comment
Леночка! Материал великолепен, я лично знакома с этим человеком, знала его как преподавателя и завуча, но ты открыла мне глаза на его писательский талант, любовь к родному краю, как на замечательного человека и ЛИЧНОСТЬ. СПАСИБО!!!

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: