зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Нам любые дороги дороги

Россия – самая большая в мире страна. Наверное, именно поэтому одна из важнейших вещей для ее граждан – это возможность беспрепятственно и быстро проехать в любой город или регион. Но именно дороги зачастую становятся для России одной из самых больших бед, если верить известной пословице. Не станем сегодня заострять внимание на качестве родных дорог, это вопрос отдельной статьи. Поговорим о другом.
Сначала – вводная в курс дела. Озаботимся вопросом: для чего жители маленького кусочка большой России - Примиусья - передвигаются по Ростовской области? Так ли уж важен транспорт в их жизни?
Если рассмотреть статистику, больше всего поездок осуществляется людьми, проживающими в одном населенном пункте, а работу или деловые контакты имеющими в другом. Огромная масса народу просто не может найти работу в Красном Бумажнике, Ряженом и даже Северо-Покровском. Вследствие этого они вынуждены ежедневно садиться на электричку, маршрутное такси либо на автобус и отправляться в Матвеев Курган, Таганрог или даже Ростов-на-Дону. Этими же маршрутами население движется за медицинской помощью, ибо, что греха таить, она у нас тоже становится все более привязанной к городским и областным центрам. В райцентр и город, вследствие повсеместного закрытия сберегательных касс, ездят также платить за коммунальные услуги. Ездят оформлять кредиты и платить по ним. Ездят за покупками: продуктами и одеждой. Ну и наконец, некоторое количество народу – тоже весьма и весьма немаленькое – путешествует по области и не только по области - с культурными и развлекательными целями.
А теперь – собственно по теме статьи.

Новость первая: Северо-Кавказская железная дорога сообщает об отмене пригородных электропоездов на полигоне магистрали в феврале-марте 2014 года
По сообщению официального сайта СКЖД: «Причина – недофинансирование субъектами РФ выпадающих доходов компании-перевозчику, в данном случае ОАО "Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании", полученных в результате государственного регулирования тарифов за проезд в пригородном пассажирском сообщении.
В настоящее время согласно регламентирующим документам РФ, в обязанности субъектов Федерации входит формирование транспортного заказа и установление тарифов за проезд в пригородных поездах. Для обеспечения безубыточности перевозочного процесса предусмотрен механизм бюджетных компенсаций региональными властями убытков, которые несет пригородная компания-перевозчик.
Однако власти Ставропольского края, Чеченской Республики, Ростовской области в своем бюджете на 2014 год не предусмотрели необходимой суммы для компенсации расходов за пригородные пассажирские перевозки. Такое положение привело к недофинансированию всей технологической цепочки пригородных перевозок. В условиях отсутствия необходимой поддержки из региональных бюджетов накапливается задолженность ОАО "СКППК" перед ОАО "РЖД", компания не может рассчитываться по своим обязательствам за аренду и ремонт подвижного состава, оплачивать заработную плату машинистам локомотивных бригад.
Напомним, при утверждении бюджетных параметров на 2014 год Правительством РФ было установлено задание - полностью взыскать текущие платежи с пригородных пассажирских компаний. Вопрос возник в связи с тем, что регионы отказываются компенсировать убытки пригородных компаний.
Снижение объемов субсидирования со стороны регионов вынуждает компанию оптимизировать количество курсирующих поездов и ведет к уменьшению объёмов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении.
В настоящее время ведутся переговоры с руководством Ростовской области, которая до сих пор не рассчиталась с ОАО "СКППК" за перевозку учащихся в 2013 году (35 млн рублей) и не заключила с компанией договор на 2014 год (40 млн рублей). Кроме того, Ростовская область задолжала компании-перевозчику 86 млн рублей за 2013 год и 82 млн рублей за 2012 год выпадающих доходов от регулирования тарифов за проезд.
В отсутствие необходимых компенсаций выпадающих доходов компания вынуждена будет также пойти по пути сокращения размеров пригородного движения в области. Планируется сократить 54 поезда (27 пар). Это несколько меньше половины от всего количества электропоездов, курсирующих в Ростовской области. В первую очередь под сокращение попадут такие востребованные у населения маршруты, как Лихая – Морозовская, Ростов – Усть-Донецкая, Ростов – Староминская, Ростов – Кущёвская.
Выход из создавшейся ситуации для региональных властей может быть в исполнении своих обязанностей, закреплённых законодательством РФ, по организации пригородных перевозок. Региональные власти должны сделать соответствующий реальным потребностям региона заказ на пригородные перевозки и оплатить его в полном объеме».

Комментарии местного населения:
Наталья, с. Ряженое
Наши, «таганрогские» электрички, вроде пока никто не отменяет, слава богу. Надеемся, что и не отменят, иначе представить страшно, как дальше жить. Иначе представить страшно, как дальше жить. 
Зато с этого года проезд в пригородном электропоезде подорожал сразу на 1 рубль 50 копеек за одну зону. Если раньше проехать от Матвеева Кургана до Ряженого стоило 10 рублей 50 копеек, то теперь стало 12 рублей. Еще в прошлом году до Ростова можно было добраться «всего» за 126 рублей – это 12 зон. Сейчас за это приходится выкладывать уже 144 рубля. 
Примерно столько же – 145 рублей – стоит доехать до Ростова на автобусе. А ведь еще несколько лет назад железнодорожный транспорт был одним из самых дешевых: билет «на электричку» стоил в два раза дешевле автобусного!
При этом железная дорога пошла еще дальше: по всей стране массово сокращаются, как убыточные, пригородные поезда, фактически отрезая жителей многих маленьких сел и хуторов от «большой жизни». А в тех электричках, что остаются, безбожно сокращено количество вагонов. Раньше «стандартный» пригородный поезд обычно состоял из 8-10 вагонов, сейчас их осталось 4, максимум, 6.
Сейчас планируют опять сокращать поезда. При этом особенно возмущает, что «под сокращение попадут такие востребованные у населения маршруты»… Во всем мире попадают под сокращение неэффективные и НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ маршруты. У нас – наоборот. Где логика? Или это вредительство такое?
Как вообще ездить на работу в город? Такое ощущение, что нас насильно «привязывают» к какому-то одному месту, чтоб мы никуда не «бегали» по стране…

Николай, х. Колесниково
Давайте уже совсем закроем железную дорогу. Как ей жить с такими убытками?
Логичное и ожидаемое, я бы даже сказал - закономерное, явление. Отделили прибыльные грузовые перевозки от убыточных пассажирских - вот и результат. Хотя я раньше думал, что они просто задерут цены на пассажирские перевозки и будут драть три шкуры с населения, а они их вообще уничтожают…

Ольга, с. Рясное
Народ не от хорошей жизни ездит по железной дороге, а на работу. Потому что на местах работы нет. Или есть, как у нас в деревне, 3 рабочих места по 5000 рублей. Электрички и так сократили. Ходят битком набитые, и утром, и вечером, и все платят!
Зимой ехать на автобусе опасно. Гололёд, заносы, мороз. Стоимость проезда почти такая же, как на электричке. Так по электричке ходят люди: контролёры, охранники. И на станциях люди: кассиры, полиция, уборщицы. Для меня, женщины, это очень важно.
Электрички необходимы, чтобы народ оставался жить в деревнях, посёлках, городках. Государство! Если тебе нужны только большие города, так обеспечь всех желающих людей жильём и работой, чтобы мы все переехали жить в большие города, все поселились в Москве и Питере. А если не можешь, тогда оставляй нам электрички!!!

Александр, Таганрог:
Наличие в государстве пригородного и городского рельсового электротранспорта – один из признаков социально-ориентированного вектора развития. Посмотрели бы на соседнюю Белоруссию - пригородное сообщение развито несравненно лучше, как и весь общественный транспорт.
Умные люди знают, что "убыточность" связана с разделением железной дорогой прибыльных (грузовых) и неприбыльных (пассажирских) перевозок. А пострадают опять простые люди - дачники и жители маленьких поселков и деревень, которые и живут благодаря электричкам, ездят на работу в город.
Скоро приедем в тупик...

Новость вторая: В России предложили ввести соцнорму на бензин
Цена бензина в этом году может повыситься на 10 процентов - в среднем на 2-3 рубля за литр, считают в Союзе нефтегазопромышленников России. Отраслевое объединение вышло с инициативой по созданию социальных заправок для малоимущих граждан, на которых топливо стоило бы на треть дешевле, пишет "Российская газета".
Для россиян необходимо ввести еще одну социальную норму – на бензин, считает глава Союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль. По его мнению, такая мера поможет малообеспеченным. Шмаль также уверен, что часть заправок можно перепрофилировать для продажи бензина социально-незащищенным гражданам, или же отпускать топливо по талонам.
По мнению экспертов, цены на бензин растут из-за отсутствия государственной ценовой политики. Производители перекладывают свои затраты на потребителей.
Как пояснил Геннадий Шмаль, цена на бензин больше зависит от государства, а не от "нефтяных королей". "В цене каждого литра бензина, который поступает на АЗС, 60% – это налоги, которые собирает именно государство", - говорит он. Именно государство, по мнению Геннадий Шмаля, должно более предметно заниматься политикой ценообразования.

Комментарии местного населения:
Иван Петрович, п. Матвеев Курган
Надеюсь, эта инициатива все-таки останется неосуществленным проектом. Не то, чтобы мне не хотелось иметь, скажем, 200 литров бензина в месяц по цене 10 рублей за литр, но ведь такого никогда не будет. У нас любое нововведение – это всего лишь способ еще раз залезть в карман к потребителю. Был же разговор о том, чтобы заложить «дорожный» сбор в стоимость бензина, а транспортный налог – отменить. И что в итоге? Литр 92-го стоит 28 с половиной рублей, а налог мы как платили, так и платим. Дважды оплачиваем за одно и тоже. Так что я против очередной инициативы «помощи» малоимущим со стоны богатых «нефтепромышленников».

Семен, с. Покровское
Раньше я с семьей много ездил путешествовать. Пока не поставили таможни, часто «гонял» на Украину, в Крым, на Донбасс. С установлением границ все ушло в прошлое. Просто задирает, что надо часами проходить все эти контроли, чтоб на два дня съездить к истоку Миуса, например.
Плюнул на «заграницу», начал путешествовать по Ростовской области. Ездил и в Вешки, и в Старочеркасскую. Сейчас уже года три не путешествую вовсе. Дорого стало кататься просто так. Все деньги в основном уходят на нужды семьи, не до развлечений…
Ездить приходится много, по работе и по делам. Ну и по всяким личным проблемам – в больницу, например. Вообще, количество этих поездок в нашей семье возросло.
Думаю, пора ехать в Ростов, переделывать машину «под газ». Читал, что за год-два все это окупается. Ездить же на бензине с каждым годом становится все более накладно…

Новость третья: Отрывок из декабрьского интервью бывшего заместителя губернатора - министра транспорта Ростовской области Д.Х.Вартаняна (официальный портал Правительства Ростовской области)
— На данный момент на М4 «Дон» в границах Ростовской области основным является завершение реконструкции участка у посёлка Тарасовский. На какой стадии там находится реализация проекта?
— Первая часть 30-километрового участка, который проходит по территории Тарасовского и Каменского района, — речь идёт о строительстве обхода посёлка Тарасовский — будет открыта на днях. Участок до Глубокой госкомпания «Российские автомобильные дороги» планирует завершить до конца текущего года.
— Чуть больше года назад в интервью порталу donnews.ru глава «Автодора» Сергей Кельбах заявил, что Тарасовский участок трассы М4 «Дон», который сейчас достраивается, будет платным. Что-то изменилось с тех пор или по-прежнему именно этот участок станет первым в области, где будет взиматься плата?
— Платные дороги появятся в Ростовской области не раньше, чем через 5-6 лет. Первый участок, который «Автодор» предполагает сделать платным, — от Каменска до Новочеркасской развязки. Но до этого момента участок должен будет претерпеть масштабную реконструкцию, а это около 100 километров дороги. А взять и обустроить пункты взимания платы на 15-20 километрах... Полагаю, что экономически это будет невыгодно.

Комментарии местных жителей:
Максим Викторович, с. Куйбышево
Есть такой хороший сайт: http://m4don.info. Там очень много полезной информации о главной дороге нашей области. В разделе «платные участки» четко все расписано, по всем регионам, какие участки уже стали платными, а за какие только планируется начинать взимать деньги. Меня, как водителя, хорошо знающего повадки нашего государства, очень напрягает, что, из всех регионов, опубликовавших пусть не совсем приятные, но конкретные сведения, только наша область выделяется совершенно неясной и непонятной информацией: «Ростовская область: 1. планируется запустить в 20хх году - 777 км по 847 км альтернатива пока не определена, 2. планируется запустить в 20хх году — 877 км по 887 км (обход п. Тарасовский), альтернатива через Тарасовский, 3. планируется запустить в 20хх году — 933 км по 1024 км, альтернатива пока не определена». Сказанное бывшим министром про платные дороги через пять лет – это, конечно, несколько облегчает ситуацию. Но ведь министр – уже бывший, так что какой-то подвох все равно ожидаешь... Наверное, привычка.
Это больше ста лет назад, при царе, в нашей стране проводилась очень разумная и продуманная политика связывания всех регионов большой России с помощью дорог. Мало того, что они все принадлежали государству. Так еще и тарифы на проезд устанавливались обратно пропорционально времени и расстоянию. То есть, чем дальше и чаще ты ездил, тем дешевле тебе это обходилось. Жаль, сейчас нет больших государственных людей, понимающих, что платные дороги и высокие тарифы фактически разрывают нашу Россию, отделяя и отдаляя ее регионы друг от друга.
Растет и стоимость бензина. Все это приводит к снижению мобильности населения и уменьшению потребления бензина – есть ведь семейный лимит на топливо! Зарплаты у нас – невысокие. Но и тут проблема: если мы все будем сидеть дома, кто будет покупать бензин?
И как решить проблему мобильности трудовых ресурсов, пропагандируемую государством? Ведь оно заинтересовано в том, чтобы население легко «снималось» с места, переезжая в те регионы и города, экономика которых требует рабочих рук и новых специалистов. А на деле - мы привязаны к своим деревням, не имея возможности даже лишний раз выехать на пикник отдохнуть. Тупик полнейший!

Беседуя с жителями Примиусья, я никак не могла отделаться от воспоминаний детства. Того времени, которое еще недавно так модно было ругать. Не скажу, что помню много, но…
Размер минимальной заработной платы составлял 70 рублей. За 12 рублей можно было купить билет в купейном вагоне поезда, следующего из Матвеева Кургана в Москву. 8 рублей в этом же поезде стоил плацкарт. За 18 рублей в Москву можно было улететь из Ростовского аэропорта.
За сутки только в направлении Таганрога отправлялось без малого десяток пригородных поездов. Столько же шло в направлении Украины. На станции Матвеев Курган останавливались и все пассажирские поезда, следующие с севера на юг и обратно: «Новороссийск – Санкт-Петербург», «Ростов-Одесса», «Адлер-Москва», «Москва-Тбилисси» и еще многие-многие другие.
Каждые 4-5 минут через поселок проходил грузовой или товарный состав и еще минимум два состава стояло на запасных путях, ожидая своей очереди.
Где сейчас те времена? И где эта большая, целая страна, в пределах которой, несмотря на все ее недостатки, обыкновенный человек мог позволить себе ездить когда и куда ему было угодно?

По дорогам Ростовской области "путешествовала" Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: