зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Город против села: кому легче?

Не секрет, что для многих жителей нашей сельской местности довольно острый вопрос и большая проблема – качество жизни горожан. Особенно радужной жизнь в городе видится молодым людям, очень многие из которых уезжают из села в поисках работы или учебы, пообещав никогда не возвращаться в родные пенаты.
«Как вы оцениваете качество жизни людей на селе по сравнению с качеством жизни в городе?» Такой вопрос «Деловой Миус» предложил своим читателям пару недель назад. Рассудить и обсудить результаты голосования и комментарии к нему, я попросила жителей одного из самых «сельских» сел – Греково-Ульяновки, находящейся фактически на границе трех районов: Матвеево-Курганского, Куйбышевского и Родионово-Несветайского.

Мнения из интернета:

Комарад:
В городе однозначно легче жить. Университеты, нормальные больницы, клубы, театры, музеи - этого на селе вообще нет. Школы - гораздо более высокого образовательного уровня и степени оснащенности. Детские сады в "шаговой" доступности от дома. Крупные торговые сети под боком - большой выбор товаров и услуг, широкий ценовой диапазон. Более высокие зарплаты. Гораздо меньшая нагрузка после работы: нет приусадебных участков, на которых нужно работать, чтобы себя прокормить, нет домашнего хозяйства, с которым нужно каждый управляться, когда приходишь с работы домой. Транспорт (любой) более доступен. Большая возможность для трудоустройства, больше рабочих мест.
Нам бы все это в село... Хотя бы часть.

aAa:
В жизни на селе только один минус - это низкие зарплаты или вообще отсутствие работы. В остальном у нас очень хорошо. Знаю очень много людей, среди них и я, которые наелись города и сбежали в наши места. У нас Таганрог в часе езды. Там клубы, театры, нормальное больницы, было бы желание и средства. Многие, проживая в Ростове, утром в час пик добираются до работы 1-2 часа.

Че Бурашка:
Все предпочтения очень субъективны! Вот господин "Комарад" сетует, что на селе нет театров, супербольниц, академий и т.д. Если всё это будет, то это уже будет неслабый город.
На селе свой уклад. И сравнивать жизнь в городе и на селе, по-моему, не корректно. Как сравнить жизнь во время снежного коллапса в этом году? У селян полные подвалы продуктов, практически у всех системы жизнеобеспечения автономны. По поводу транспорта - поинтересуйтесь: практически в каждом дворе автомобиль, а то и не один! Добраться к развлекательным объектам (как то и к медицинским, и к образовательным) - это вопрос желания и времени!
Не стоит сбрасывать со счетов и вопросы экологии, и, я уверен, город здесь проиграет по всем статьям! А вообще, люди сами выбирают место жительства по пристрастиям и возможностям. Я в своё время свой выбор между Ростовом и Матвеевым Курганом сделал в пользу последнего, и нисколько об этом не жалею!

Мнения жителей Греково-Ульяновки:

Жанна и Валентина, работники дома культуры:
В нашем селе фактически проживает 299 человек. Детей от 1-6 лет: 23 человека, от 6 до 14 лет: 21 человек, от 14 до 35 – 88 человек, от 35 до 60 – 100 человек, старше 60 лет – 67 человек. В принципе, наше село молодое, в нем чуть меньше половины жителей – это люди до 35 лет.
Из бюджетных учреждений на селе клуб, библиотека, спортзал и соцработники. Из сельхозпредприятий – бывший наш колхоз, а ныне ЗАО «Росина», несколько фермеров поменьше.
Чем село отличается от города? У нас в деревне живет очень много хороших людей. Друг за дружку держимся, стараемся друг другу помогать выживать. Иначе никак. Мероприятия культурные проводим. При клубе есть кружки: «умелые руки», танцевальный, вокальный, караоке. Ездим с культурными связями в клубы соседних сел и даже в ваш, Матвеево-Курганский район. Были в Григорьевке, на «Шансоне», были в Екатериновке, были в Кургане на «Миуской звездочке», в Политотдельском тоже были, на «Февральских звездах». Возим на все фестивали свою художественную самодеятельность, в основном, пение и танцы.
Клуб этот мы тоже оборудовали всем миром. Колхоз бывший нам отдал столы из закрывшейся столовой. Без ЗАО «Росина» мы вообще бы не выжили, столько они для нас здесь сделали… Фермеры нам много помогают в организации и проведении праздников: Игнатенко, Гаврюшенко, Коробковы. Что-то наши люди сами в клуб принесли. Одна женщина свои занавеси из дома для сцены отдала и трельяж. Другая семья - свои кресла. Стулья мы забрали из закрывшейся школы, чтобы не пропадали.
Да, на селе только и возможно выживать всем вместе, всем миром, помогая друг другу…

Зоя Степановна Демурина:
За всю жизнь я написала всего два стихотворения. Одно из них – о моей Греково-Ульяновке:
Наше село небольшое: речка, сады и поля.
Наше село небольшое, но это – родная земля!
Вишни цветут и черешни, летом в пуху тополя.
Тучные нивы клонятся – это родная земля!
И если придется уехать куда-то в чужие края,
Знаю, есть на земле деревня – наша родная земля!
Здесь мне всегда будут рады, здесь все родные, друзья.
Здесь – наша малая родина, наша родная земля!
Мне нравится здесь жить. Здесь хорошая природа. Весной вся гора в цветах, красота неописуемая! Летом на речку можно пойти отдыхать. Это, что касается духовной пищи.
А из материального... Когда мы сюда приехали, то здесь был большой колхоз. Сейчас есть ЗАО «Росина». Ее руководители – Иван Викторович Фисенко и его заместитель Александр Анатольевич Шейко - живут пока еще, как говорится, по старым меркам, заботятся о населении. Понимают, что нам всем сейчас трудно. Они молодцы. Если обращаешься к ним с какой-то проблемой, всегда идут на помощь.
Пенсионерам, таким, как я, в принципе, в деревне неплохо. Мы получаем гарантированную пенсию от государства. Как бывшие учителя, имеем льготы по оплате коммунальных: за газ сто процентов, сейчас вот – за свет.
У нас есть земельные паи. Ежегодно получаем за пользование нашей землей на пай по три тонны зерна: две тонны пшеницы и тонну кукурузы и по триста килограммов подсолнечника. Это позволяет держать подсобное хозяйство, пока силы есть. Ну а не будет сил… Что ж, будем как-то выкручиваться.
Если говорить о проблемах села, то для нашего, например, самая большая, наверное, – это отсутствие водопровода. У нас на все село всего один колодец. И то он постоянно выходит из строя: то накачивающее устройство поломалось, то что-то засорилось. Да и с точки зрения экологии, он не безопасен. Наверху, на горе, находится открытый водоем, откуда и стекает вода в этот резервуар. Конечно, у многих в селе есть собственные колодцы, но в них – горько-соленая вода-верховодка, непригодная для питья…

Антонина Александровна Колесникова:
Село – это основа жизни страны, ее кормилец…
Я с молодости много лет проработала в колхозе. Таких, помнящих наши лучшие годы, людей, которые поднимали наш колхоз, много еще осталось по деревне. У нас было большое и сильное хозяйство, чуть ни на несколько сел. А какое было животноводство-залог сельской жизни! Сейчас от него совсем немного осталось...
Хорошо, что в «Росине» понимают необходимость животноводства для сельского предприятия, держат коров и свиней. Правда, исключительно для нужд хозяйства, чтобы в зимний период была хоть какая-то работа и «живые» деньги на топливо и ГСМ.
На селе жить все-таки труднее…
Ирина Георгиевна:
В нашем селе много деток. Восемнадцать человек ходит только в Греково-Ульяновский детский садик. Школьникам приходится ездить учиться в соседнее Крюково – у нас пять лет назад закрыли свою школу.
Хорошо, что остался спортзал, я там работаю тренером. Спортзал посещает около тридцати детей. У нас есть такая проблема: если раньше мы финансировались от нашей Греково-Ульяновской школы, то теперь ее нет. И потому в спортзале не работает отопление, даже зимой. Приходится постоянно играть в футбол и баскетбол – греться.
И все же, детям нужен спорт. Когда стояли морозы, думала: «Никто не придет». А они все равно шли. И играли. Больше ведь некуда пойти. На селе всего три места, куда можно прийти, чтобы увидеться, пообщаться: клуб, библиотека и спортзал.
Говорят, молодежь сейчас мало интересуется книгами, такое, увы, время. Поэтому с библиотекарем – Анной Ивановной – мы стараемся работать в социуме. На какие-то мероприятия, проводимые в библиотеке, я привожу своих спортсменов. День юного героя-антифашиста так проводили недавно. Дети заинтересовались, книг набрали читать. Благодаря тому, что библиотека находится рядом со спортзалом, дети проявляют интерес к знаниям. Вот интересовалась как-то в интернете у «городских» школьников, так они и половины исторических фактов о жизни нашей страны, которые известны каждому ребенку в нашем селе, не знают…
Клуб у нас хороший – центр нашей сельской жизни. И работают в нем душевные, замечательные люди: посмотрите, сколько всего тут сделано своими руками! А какие талантливые дети здесь занимаются! Жаль, что здание клуба такое старое – ему давно нужен ремонт. Но пока, говорят, нет денег…

Родительница двоих детей:
Так получилось, что наши дети ездят учиться в Крюково, хотя это другой район. Был у нас выбор: «Куйбышевское» Крюково или «наша» Большекрепка. Решили выбрать Крюково - оно ближе. Тут и дорога лучше. И организована доставка: детей дважды в день на автобусе возят с сопровождающими и на занятия и с занятий. И дети не болтаются по селу без дела, школа хорошая, «дисциплинированная». Несколько лет назад в ней сделали ремонт. Ну и сильная, считается, школа.
До сих пор до слез жалко, что у нас в селе закрыли собственную. Как бы не говорили наши учителя, что они немощные пенсионеры, они вполне могли бы поработать еще. Хотя бы начальную школу, для совсем маленьких детей, нужно было оставить. А мы, селяне, ее не отстояли… Сами не поднялись…
А теперь смотришь: как шести-семилетним первоклашечкам тяжело! Вставать в полседьмого и уезжать в другое село, на целый день… И без родителей. И домой не прибежишь…
Сейчас газифицированное здание Греково-Ульяновской школы пустует. Почему его не перепрофилировать хотя бы в детский сад? Ведь в селе – очередь в наш детский садик, он переоборудован из жилого дома, все желающие не помещаются. А тем детишкам, что помещаются, нет места, поставить кровати. Одной группе даже приходится для сна обходиться раскладушками. Будь детский сад в здании бывшей школы, поместились бы все…

Анна Ивановна (имя изменено по просьбе респондента):
Многим людям на селе приходится покупать хоть какой-нибудь автомобиль. Ведь у села нет постоянной автобусной связи с другими населенными пунктами. Для сельской местности проблема транспортной доступности – одна из самых насущных.
Через нашу Греково-Ульяновку из «общественного» транспорта ходит всего одна частная «Газелечка», и водитель у нее – из Крюково. Потому хочет - едет, хочет – не едет. Если утром набралось меньше десяти человек – развернется и отправится обратно. Он выходит на маршрут в понедельник, в среду и в четверг. В субботу он вообще не идет. Слава богу, добились, что стал ходить в воскресенье. Обратно из Родионовки «Газелька» – справился ты там с делами, не справился – уезжает в половину первого и больше добраться до нашего села нечем. Есть, конечно, маршрутные такси, курсирующие три раза в день от Родионовки до Большекрепки, но от Большекрепки до Греково-Ульяновки никакой транспорт, даже такси, не ходит, невыгодно. Либо лови попутку, либо иди тринадцать километров пешком. По любой погоде…
Ангелина (имя изменено по просьбе респондента):
Ростов для нас – это все: и работа, и одежда, и продукты, и медицинская помощь. На селе нигде нет или очень мало работы. Наши мужья вынуждены бросать семьи и ездить на заработки в Ростов, а это почти восемьдесят километров только в один конец.
Именно чтобы заработать, мы все держим коров, вынуждены. Я тоже держу четыре коровы. Это адский труд – ухаживать за ними. Получаемая же прибыль – совсем не велика, едва хватает сводить концы с концами. Огороды тоже сажаем, и не по одному. Со всего приходится крутиться, лишь бы заработать хоть какую-то копейку в семью.
А образование? Все дети, что уезжают из села учиться, и уже не возвращаются обратно. Остаются только те, у кого нет на учебу денег, или кто учиться не хочет. Это раньше, в СССР, была кузница кадров: все учились бесплатно. Были и мастера, и ученики. И мастерам, и ученикам платили за обучение. Готовили и отбирали кадровые резервы, «двигали» вверх самых толковых, «подтягивали» отстающих.
Не говорю уже про театры, цирк, путешествия… Все, что раньше было доступным любому из нас. Мы об этой «культуре» вообще давно забыли….
Если раньше, в молодости, я не хотела уезжать из деревни, потому что здесь ждали специалистов, здесь давали им материальную помощь, здесь строили для них квартиры, то теперь я счастлива, что мои дети – в городе. Как им там ни тяжело и ни трудно скитаться по квартирам, все равно, это не сравнится с нашими сельскими условиями…
Если взяться самой рассуждать о прелестях и недостатках сельской жизни, то в целом, должна отметить, всегда следует уточнять, о жизни какого именно села идет речь. Ибо многие проблемы, совершенно не волнующие жителей Матвеева Кургана, который по меркам средней полосы России уже давно перешагнул планку города, со всеми вытекающими, остро беспокоят ту же «провинциальную» Греково-Ульяновку.
Я очень люблю село. И прекрасно знаю как его достоинства, так и его недостатки, по сравнению с городом. Когда передо мной встал серьезный вопрос: городская или сельская жизнь, я выбрала сельскую. Как более душевную. Как более родную. Как ту, к которой привыкла с детства.

И все же, из всех интернет-комментариев, я больше всего согласна с товарищем «Комарадом», указавшим на самые «больные» места нашей деревни. Наверное, именно поэтому я понимаю и не осуждаю тех, кто навсегда покидает село, предпочтя ему город. Кто знает, что заставило этих людей совершить такой выбор…
Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, расскажу почти анекдотичную историю. Посетив Греково-Ульяновку, я обратила внимание один сгоревший дом, развалины которого уже поросли молодыми кленами. Сельчане рассказали мне местную байку о жителях города Ростова-на-Дону, несколько лет назад решивших приобщиться к свежему воздуху, открытым степным просторам и экологически-чистым продуктам питания. Эти неизвестные ростовчане купили в Греково-Ульяновке, прямо на центральной улице, небольшой частный дом, с целью сделать из него дачу. В качестве охраны своего «имения» из того же Ростова-на-Дону откомандировали в Греково-Ульяновку городскую бабушку, с полной головой книжных идей по здоровому образу жизни.
В деревне мужественная ростовская бабушка выдержала ровно два дня. На третий, со словами: «В гробу я видала ваш свежий воздух», она собрала свои вещи и отбыла в неизвестном направлении. Больше ни ее, ни ее родственников в деревне никто не видел.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

вандан 15 мар 2014 в 13:45 # Ответить
new comment
Да прав Комарад, в деревне не живут, а выживают
Марина 19 апр 2017 в 21:58 # Ответить
new comment
В селе платят больше,чем в городе
Марина 19 апр 2017 в 21:59 # Ответить
new comment
Медикам точно!!!!

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: