зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Узаконенные «двоечники»

В конце прошлого года министерство образования и науки России выступило с очередной инициативой, разработав проект приказа «О внесении изменений в Порядок организации образовательной деятельности», который позволит школьникам переходить в следующий класс, имея в качестве итоговых оценок несколько двоек, а девятиклассникам – оставаться на второй год.
Согласно документу, «учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации или имеющие неудовлетворительные результаты по одному или нескольким предметам, переводятся в следующий класс условно». По действующим правилам, такой перевод был возможен для учащихся, имеющих неудовлетворительную оценку только по одному из предметов. Кроме того, согласно заявленному проекту документа, второй шанс получат ученики 9-х классов, сдавшие на «два» государственную итоговую аттестацию (ГИА). Сегодняшние правила гласят, что ученик, проваливший итоговую аттестацию, отчисляется из учебного заведения со справкой об обучении. Теперь, по желанию родителей, ребенка можно будет оставить в школе на второй год. Соответствующий приказ будет подписан главой Минобразования Дмитрием Ливановым до конца года.
Смягчение правил обучения для двоечников в Министерстве образования и науки объяснили так:
– Считаем, что возможность остаться на повторное обучение в данном случае поможет ребенку, как говорится, не оказаться на улице. При этом за обучающимися и их родителями сохраняется право получить справку об обучении и покинуть образовательную организацию.
В интернете тема «бесконечного» перевода двоечников так же получила широкий общественный резонанс. Мнение сообщества в большинстве своем свелось к тому, что теперь вообще не стоит говорить ни о каком качестве среднего образования. Якобы, нынешним детям вообще можно не напрягаться и ничего не учить, учителя их даже с двойками будут вынуждены «тащить» из класса в класс до самого окончания школы, лишь бы сохранить подушевое финансирование. При этом учитель фактически окажется в положении бесправного раба, не имеющего возможности что-то требовать от ученика, детишки в такой ситуации просто обнаглеют и «сядут на голову».
Однако, мнение научных экспертов от образования и даже мнение «народа» - еще не всегда истина в последней инстанции. Лучше всего проблему всегда знают те, кто работает с нею непосредственно. Решив узнать мнение по данному вопросу у наших, местных учителей, редакция незадолго до нового года отправила на электронные адреса всех школ района следующее письмо:
«Уважаемый коллектив школы!
В российских средствах массовой информации прошло сообщение такого содержания:
Двоечников не будут отчислять из школы: Министерство образования и науки РФ разработало законопроект, в соответствии с которым учащихся с плохой успеваемостью будут переводить в следующий класс, несмотря на оценки.
Школьников, получивших за год неудовлетворительные оценки, все равно будут переводить в следующий класс. Минобразования предлагает сделать исключение лишь для учащихся 9 классов. Их чиновники планируют отправлять в 9 класс повторно. Напомним, что ранее двоечников отчисляли из общеобразовательного заведения с так называемым «волчьим билетом» – справкой, свидетельствующей о том, что ребенок всего лишь прослушал образовательный курс.
Эксперты говорят, что «помилование» двоечников неслучайно. Дело в том, что в ближайшее время финансирование школ будет находиться в прямой зависимости от количества учащихся и их успеваемости. В таком случае администрации школ будут заинтересованы в том, чтобы дети продолжали обучение как можно дольше. Как отразится данное нововведение на результатах ЕГЭ, пока непонятно.
Газета «Деловой Миус» планирует посвятить теме отдельную публикацию и просит Ваш коллектив официально прокомментировать эту информацию: как данное нововведение отразится на общем образовательном уровне российских учеников, на их отношении к учебе и на положении учителя по отношению к ученику?»
К сожалению, далеко не все миусские учителя за два с лишним месяца оказались готовы прокомментировать ситуацию. Из двадцати трех школ района на наше обращение откликнулись всего две: Анастасиевская и Греково-Тимофеевская. Их мнения мы сегодня публикуем.

МБОУ Греково-Тимофеевская сош, директор - Пода Ольга Андреевна:
«Помилование» двоечников 9 классов – это не совсем нововведение. В законе РФ «Об образовании» 1992г. в статье 17. п.4. говорится: «Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения».
Со справкой двоечников отчисляли, если он на экзамене получал двойку. Это были скорее исключения. Каждый учитель всегда (сужу по нашему коллективу) несет ответственность за поставленную оценку. И если учитель поставил «3», то ученик сдаст экзамен. А если ученик не может освоить предмет, то учитель приложит все усилия, чтобы ученик знал минимум: будет дополнительно заниматься с учеником и «пробуждать» у ученика желание знать и сдать экзамен. Не сдать экзамен может только беспробудный лентяй, таких просто к экзаменам не допускают (они обычно имеют «2» по нескольким предметам).
Администрация школы и учителя не будут заинтересованы в том, чтобы дети продолжали обучение как можно дольше, тем более, если финансирование будет зависеть от успеваемости. «Двоечники» - это плохая успеваемость, а значит, и низкое качество знаний.
Наша школа малокомплектная, у нас на сегодня 81 ученик, на перспективу на ближайшие лет 5 примерно столько же и меньше. Если финансирование таких малокомплектных школ, как наша, будет зависеть от количества учащихся, то средств будет явно недостаточно
МБОУ Анастасиевская сош, директор - Позднякова Елена Михайловна:
Педагогический коллектив МБОУ Анастасиевская сош с интересом откликнулся на ваше предложение принять участие в обсуждении разработанного Министерством образования и науки РФ законопроекта, в соответствии с которым учащихся с плохой успеваемостью будут переводиться в следующий класс, несмотря на оценки. Данная проблема давно и серьезно волнует всех педагогов, и появившаяся в российских СМИ информация вызвала неоднозначную реакцию.
Мы считаем, что в данном законопроекте много недоработок: например, в какой форме будет проводиться ГИА для девятиклассников, оставленных на повторный курс обучения, какой документ они будут получать вместо «волчьего билета» (справки).
Многие коллеги уверены в том, что переводить учащихся с двойкой по предмету нельзя, потому что, во-первых, это не будет способствовать повышению мотивации к обучению (дети, уверенные в том, что их переведут в следующий класс, вообще перестанут учиться).
Во-вторых, при изучении новых тем, мы обязательно опираемся на ранее полученные знания. Откуда они «возьмутся» у двоечников? Следовательно, «незнания» будут накапливаться в арифметической прогрессии. К чему хорошему это приведёт?
Учитель, который оставляет ребенка на повторный курс обучения, в отличие от чиновника-эксперта, думает не о зависимости финансирования от количества учащихся, а о том, чтобы дети в школе получили знания, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Если же предложить, что мы «доведем» ребенка до 9 класса с двойкой по предмету, то, очевидно, что в аттестат о неполном среднем образовании выпускнику можно ставить неудовлетворительную оценку.
Считаем, что данное нововведение отрицательно отразится на общем образовательном уровне российских учеников, на их отношении к учебе и на положение учителя по отношению к ученику.
К сожалению, в последнее время российские школы лихорадит множество проблем, связанных не только с подушевым финансированием или с качеством образования, но даже с элементарными отношениями «ученик-учитель». Все мы стали свидетелями нелепого и жестокого убийства, совершенного совсем недавно школьником одной из московских школ.
Справедливости ради, нужно отметить, что нынешние трудности в образовании не возникли сегодня «из ниоткуда» и не всегда являются следствием деятельности только образовательной отрасли. Они рождены нашим обществом и копились годами, если не десятилетиями. Как и когда будут разрешены все проблемы, каковы будут результаты – покажет время.

Елена Мотыжева
В статье использованы материалы с сайта газеты «Известия»

Все статьи

Комментарии пользователей

наталья 13 мар 2014 в 23:22 # Ответить
new comment
А в Японии всеобщее высшее образование да и качество отличное,наполняемость класса 5 человек.Кредиты учителям на жилье 2%,но отбор на должность круче.чем на госслужбу.
Татьяна 10 янв 2015 в 20:12 # Ответить
new comment
Всеобщее высшее образование - тупость несусветная. Кто-то должен улицы мести, кто-то должен шить, кто-то продавать и т.д. Не на каждую позицию нужно иметь высшее образование. Наталья, если это правда, что вы пишете про Японию, то это кошмар. На каждого учителя по 5 учеников - на всех учителей не напасешься, если это только не частная школа. В случае исключения из школы первоклассника из-за неуспеваемости, то возникаеи вопрос, что этому ребенку делать. На работу не возьмут, из школы турнули. Не лучше ли, как в США, детей поделить по их способностям и успеваемости. Один ребенок способен одолеть чтение и за месяц, а другому понадобится целый год и то по слогам читать будет. То же с математикой. Все-таки в одну и ту же школу приходят дети с разным уровнем подготовки, а некоторые дети вообще прекрасно читают и считают и им букварь уже и не нужен, другие дети вообще не читают и в семье ни одной книжки нет. В одной семье с детьми занимаются, в другой ребенок растет как трава в степи. Кстати, многие дети списывают контрольные и учителя на это закрывают глаза. В журнал поставить тройку ничего не стоит. Кто эту тройку будет оспаривать. Так же и отличнику могут поставить пять, вместо двойки.Отметки учителя никем не контролируются.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: