зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

SOS из Алексеевского леса

Уникальный вековой лес подвергается незаконной врубке и заваливается мусором (см. фоторепортаж).
Одной из самых больших ценностей после воды в нашем степном крае являются леса. Матвеево-Курганскому району в этом плане повезло гораздо больше остальных, расположенных в Юго-Западе Ростовской области: на его территории сохранился самый настоящий вековой лес, в котором деревьям больше ста пятидесяти лет!
Алексеевский лес, находящийся у слияния рек Миус и Крынка – это настоящая жемчужина Примиусья. Его площадь превышает, по официальным данным, 1000 гектаров. Лес отнесен к памятникам природы областного значения.
Согласно историческим сведениям, при Петре I на Миусе всюду были леса, а река при высоких водах была судоходна. Постепенно лес свели для строительных работ, река стала мелеть, а пойма заболачиваться.
Леса стали возобновлять уже в середине позапрошлого века. Первые участки Алексеевского леса были заложены в 1840 году на площади около 33 десятин. Распоряжение о закладке было дано Таганрогским градоначальником. В закладке леса приняли участие помещик Фурсов и атаман Иловайский. Речь идет об Алексее Иловайском, в память о котором и деревню, и лес прозвали Алексеевскими.
Алексей Васильевич Иловайский, будучи атаманом Войска Донского, очень заботился о стабилизации жизни на Дону. Находясь у власти с 1821 по 1826 годы, в подражание жизни губернских городов, он ввел в Новочеркасске вечерние собрания, танцы, театральные зрелища, а, удалившись на покой и выбрав село Александровку своим родовым гнездом, стал сажать лес на Миусе.
В советские времена о лесонасаждениях Ростовской области заботились специально созданные лесхозы и лесничества. К сожалению, в настоящее время, в связи с «оптимизацией», знаменитый в свое время Матвеево-Курганский лесхоз был переподчинен городу Шахты. А шахтинским начальникам, судя по всему, мало дела до того, что растет и вообще, растет ли, в Матвеево-Курганском районе.
Если количество туристов, посещающих Алексеевский лес, в последние годы сильно возросло, в основном, за счет жителей Таганрога и Ростова, которым больше просто некуда податься из-за отсутствия альтернативы, то количество уделяемого лесу внимания и ухода со стороны соответствующих служб, судя по состоянию деревьев, стремится практически к нулю.
Лес, не чищенный с советских времен, завален валежником и погибшими деревьями, которые способствуют распространению в нем вредителей и грибковых заболеваний, уничтожающих еще здоровые столетние дубы и ясени. В последние годы случаи гибели заражающих друг друга ста-ста пятидесятилетних деревьев стали едва ли не массовым явлением.
Второй бедой Алексеевского леса, на которую почему-то никто из власть имущих не обращает внимания, является вырубка деревьев населением. Причем зачастую рубятся и вывозятся в виде бревен не сухие, погибшие деревья, используемые на дрова, что было бы хоть какой-то альтернативой санитарной рубке. К сожалению, довольно много деревьев с диаметром стволов 20-30 сантиметров, погибает, находясь в самом расцвете сил, становясь жертвой профессиональных краснодеревщиков, использующих браконьерским способом добытую древесину дуба, клена и ясеня для изготовления столярных и художественных изделий. И здесь, ну хоть режьте меня, ни за что не поверю, что те, кто живут рядом и те, кто призван обеспечивать порядок на этой территории, не в курсе, чьих рук это дело. Вряд ли можно не услышать, как в лесу кто-то целый час орудует бензопилой. Или не увидеть, как оттуда потом выезжают грузовики с бревнами. Тем более, что явление с завидной периодичностью повторяется.
Как, собственно, невозможно не заметить, что из леса вот уже лет десять самосвалами и тракторами десятками кубометров вывозится земля. Просто приезжает «чей-то» экскаватор, грузит в самосвал «бесплатный» и «правильный» грунт, а потом «кто-то» оформляет на своем участке клумбу из хорошо структурированной почвы. То, что при этом уничтожается несколько занесенных в Красную книгу видов, и разрушается уникальная для нашего края природная экосистема, видимо, местных продавцов почвы и садовых архитекторов совершенно не заботит.
Сейчас, в преддверии майских праздников, когда лес покрылся травой и зеленью, кучи мусора, оставляемые в нем туристами и местными жителями, едва видны. Для наглядности, желающим получше оценить ситуацию, советую приехать сюда в марте. Или в ноябре, после листопада. Тут и там виднеются не только вездесущие пластиковые и стеклянные бутылки от пива, лимонада и водки, но и покрышки, пакеты, термосы, мыльницы, банки от консервов, даже, пардон, предметы женской и детской гигиены.
Если так пойдет дальше, то уже следующему поколению будет совершено нечего показать, и нечем гордиться: Алексеевского леса просто не станет. Как не стало могилы в прошлом известного человека, много сделавшего для этих мест – первого директора совхоза Сад-База, настолько любившего эту землю, что завещавшего похоронить себя на лесной поляне, за клубом в поселке Крынка. Памятник с этой могилы был украден еще в лихие девяностые, а сейчас и сама могила, засыпанная мусором и заросшая травой, практически исчезла с лица земли.
К сожалению, проводить в апреле или мае популярные субботники в лесу совершено бесполезно. Он не только зарастает к этому времени зеленью, пытаясь скрыть свои раны и язвы, но и наполняется клещами, являющимися переносчиками конго-крымской геморрагической лихорадки. Какой-нибудь межпоселенческий субботник лучше всего организовать либо глубокой осенью, либо очень ранней весной, когда, как на ладони, станут видны все проблемы.
Можно много говорить о том, что же еще делать, и как спасать наше историческое и природное достояние. Безусловно, хочется, чтобы на проблему обратили внимание и местные власти. Быть может, они смогут найти способ, как спасти наш лес, из-за реформ ставший фактически бесхозным и оказавшийся ненужным тем, кто призван следить за его здоровьем и чистотой.
А еще, каждому из нас, кто живет в Примиусье, кто приезжает отдыхать в выходные и праздники на место слияния Миуса и Крынки, давно следует начать с себя. И перестать, наконец, гадить там, где потом станут отдыхать наши дети. Вряд ли им будет так уж приятно смотреть на разбитые папины бутылки и гниющие мамины прокладки.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: