зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Немецкие доты и красноармейские пещеры Примиусья

К 70-й годовщине Победы над немецко-фашистским захватчиками наша газета начинает публикацию серии материалов, посвященных Великой Отечественной войне. Начать публикацию хотелось бы с небольшого фоторепортажа по забытым и полузабытым местам боев на территории Матвеево-Курганского района.

На сегодняшний день только местные краеведы да люди, интересующиеся периодом, когда на Миусе шли упорные бои, знают, что вдоль его берегов вполне себе сносно сохранились два немецких дота, оставшиеся от укреплений первой линии обороны Миус-фронта (см. фотрепортаж).
Первый дот, бетонно-кирпичный, находится в Сад-Базе, между поселками Подлесный и Крынка. Располагается он на берегу Миуса в непосредственной близости от бывшего пионерского лагеря «Орленок».
Несколько лет назад, в бытность филиала «РИНХа», я, будучи преподавателем, привозила сюда своих студентов, желавших узнать историю родного края. Иногда дот посещают узнавшие о нем из военных и краеведческих форумов заезжие туристы. Однако для большинства жителей района находящаяся на самой окраине Алексеевского леса долговременная огневая точка, из укреплений которой в упор расстреливали наступавших со стороны Подлесного советских солдат, малоизвестна.
Другому немецкому доту, бетонному, расположенному недалеко от горы «Черный Ворон», «повезло» с известностью больше, он оказался практически на территории населенного пункта. Правда, его значение, как огневой точки, тоже было выше. Дот надежно прикрывал левый склон неприступного «Черного Ворона», был его своеобразным «крылом».
Именно во время войны некогда безобидное название Грековой горы советские воины сменили на угрюмое имя «Черного Ворона» - символа смерти. Гора, далеко выдающаяся вперед от миусских круч, и впрямь, даже сегодня, выглядит угрюмо, словно и сейчас хранят ее склоны и почти отвесный передний край какую-то мрачную память о тех, кто не вернулся с полей, лежащих у ее подножия…
Зато, как говорят, после войны местные жители из Подгорного и Кучеровки, не сумев сломать дот, приспособили его под танцевальную площадку… Если вам случится бывать на «Черном Вороне», не пожалейте нескольких минут, сверните в сторону от дороги, посетите это место. Просто, чтобы оценить, чего стоила в то время Победа.
Еще одно историческое, и пожалуй, тоже несколько подзабытое место, связанное с Великой Отечественной войной, находится в Матвеевом кургане. Это знакомая многим жителям «Труба», в войну называвшаяся «Зал ожидания смерти». Дело в том, что для жителей сельской местности, в отличие от горожан, бомбоубежищ не предусмотрено. Многие матвеево-курганцы копали ямы в собственных огородах и прятались в них от бомбежки, хотя зачастую такие убежища и становились общими могилами. А другие бежали к каменному переходу-водостоку под полотном железной дороги, набивались в него и там пережидали налет. Конечно, тоже было страшно, но четырехметровый слой земли над головой и каменная кладка, скрепленная бетоном, давали хоть какую-то защиту…
Настоящим открытием для меня, как для любителя истории родного края, стал рассказ Николая Игнатьевича Моринца о том, что на территории Матвеево-Курганского района существует пещера, где во время Великой Отечественной войны в 1941-начале 1942 года располагался Штаб 9 Армии, под командованием генерал-майора Федора Михайловича Харитонова.
- Сам я этого не помню, я родился в 1942-м году. Но мама рассказывала, что в этой пещере в разное время побывали и Жуков, и Рокоссовский, и Ворошилов, и Баграмян. После войны мы, мальчишки, облазили ее вдоль и поперек. Пещера размером с небольшой дом. Причем, это не просто туннель, вырытый в земле, там были ответвления, вроде небольших комнатушек. И высота потолков была приличная. Мы, мальчишки, там себя чувствовали, как в храме…
Николай Игнатьевич показал мне это уникальное место. Мы приехали на территорию бывшего хутора Крючкино, расположенного в нескольких километрах от села Политотдельское. Николай Игнатьевич показал остатки своего родного дома, колодца и подвала, в котором он родился.
Идем вдоль бывшей улицы по склону холма далее – и натыкаемся на новострой. Здесь, на месте выхода из-под земли довольно мощного источника, строят небольшую насосную станцию, которая будет снабжать водой расположенную неподалеку ферму крупного рогатого скота. К сожалению, воды из криницы испить не довелось – из-за строительства все вокруг усыпано строительным мусором, а в воде и вовсе плавает упаковка из-под мешка с цементом. Но, по словам Николая Игнатьевича, вода здесь – замечательная.
Метрах в тридцати от криницы, если продолжать идти вдоль склона холма, мы наткнулись на одинокое дерево, окруженное несколькими кустами, раскинувшими свои ветви над почти сгладившимся от времени земляным бруствером. Продираемся сквозь колючки – и вот оно!
Дерево надежно замаскировало вход. Пещера явно рукотворная, вырубленная в слое желтого песчаника, но полузасыпанная, до потолка у входа осталось метр, кое-где - полтора. Ниже – явно больше. По виду – пещера довольно большая и глубокая, вниз идет под наклоном, по которому и осыпается земля. Судя по всему, действительно была приличной высоты. Хотя стоял ясный день, вперед было видно лишь метров на десять, дальше все терялось в темноте.
Оплывший от времени бруствер перед входом был насыпан, чтоб сооружения не было видно спереди, со стороны балки. А сверху, как рассказал Николай Игнатьевич, стояли крестьянские землянки и мазанки Крючевки. Немцы, как вспоминали потом старожилы, по донесениям разведки знали, что Штаб расположен где-то в окрестностях Политотдельского и пытались его уничтожить, но точное место установить не могли, и потому безуспешно бомбили бедное село, оказавшееся, как показывает история, совершенно непричастным к наличию того, что искали на его территории фашисты. Отдельные документы, относящиеся к тому периоду, в настоящий момент опубликованы на сайте bdsa.ru.

Думаю, было бы здорово, если бы в наших краях нашлись люди, которые смогли бы навести у бывшего Штаба порядок: «прогрейдировать» сюда подъезд, очистить пещеру, хотя бы ее вход. Возможно, укрепить ее своды. Но, главное, поставить здесь памятную доску или какой-либо другой знак, хоть как-нибудь отмечающий данное уникальное для нашего края сооружение на местности. Все-таки, не в каждом районе Ростовской области располагались такие Штабы. И Жуковы с Рокоссовскими тоже не ко всем приезжали.
Историческая память и историческая благодарность предкам – залог того, что и нашим детям и внукам, глядящим на миусские степи, тоже будет, чем гордиться…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Александр 18 сен 2014 в 07:46 # Ответить
new comment
В Рясном еще забыли, дот есть возле железной дороги.
Елена Мотыжева 18 сен 2014 в 12:12 # Ответить
new comment
Обязательно исправимся. Все найдем и сфотографируем. :)

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: