зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Сияющий Памятник Бессмертию

Во время войны на Миус-фронте побывали два известных советских поэта и писателя, увековечившие наш край в своих произведениях.

Люблю изучать краеведческую и историческую литературу, посвященную нашей малой родине – Примиусью. И всегда удивляюсь, насколько еще мало мы знаем о нем.
Даже события, связанные с Великой Отечественной войной, со значением в ней Миус-фронта, с тем, что в наших землях оставили свои жизни 800 тысяч человек, до сих пор недооценены историками… Мало что знает Россия о том, что такое в ее истории был некогда знаменитый «Миус-фронт-колоссаль».
Отыскивая в интернете интересные факты о тяжелом времени 1941-1943 годов, иногда натыкаешься на бесценные свидетельства воевавших и выживших. И тогда понимаешь, в каком замечательном месте нам повезло родиться и жить. И как этим стоит гордиться.
В 1943 году, во время прорыва Миус-фронта, на его рубежах в качестве фронтовых корреспондентов побывали два известных советских поэта – Константин Симонов (автор стихотворения «Жди меня») и Анатолий Софронов (автор песни «Шумел сурово брянский лес»). Симонов написал после своей командировки стихотворение «Матвеев Курган». Софронов в 1945 году написал целую поэму «Миус».
Удивительно, но оба произведения мало известны не только в советской и российской литературе, недоступны для прочтения в интернете, но и практически не знакомы никому из живущих сегодня на территории Матвеево-Курганского района.
Лишь несколько строк, постоянно кочующих из сценария в сценарий всех местных культурно-патриотических мероприятий судьба пощадила, они стали-таки достоянием местных жителей: «Миус, Миус, рубеж великой славы! Среди огня, цветов и мертвых трав, Ты встал навек, простой и величавый, Для вечной жизни смертью смерть поправ…».
Кто знает, какие чувства испытал Константин Симонов, корреспондент «Красной Звезды», за два года до Победы написавший, как через много лет после сын одного из солдат будет рассматривать карту-двухверстку и видеть на ней

«Какой-то Матвеев Курган, Какую-то речку Миусу...».
«…И будет тебе невдомек, зачем твой отец терпеливо
Хранит этой карты листок, где нет ни пустынь, ни проливов.
Зачем, когда гости к отцу придут те, что редко бывают,
И близится вечер к концу, и мать им вина подливает,
Зачем им отец принесет ту неинтересную карту,
И все, кто в тот вечер придет, склонятся над ней, как за партой».
«… Подкравшись к отцу своему, вдруг спросишь ты, всеми забытый:
— Матвеев Курган. Почему? Лежит богатырь там убитый?
Мелькнет в его взоре печаль, и скажет он голосом странным:
— Да, там богатырь. Только жаль, что он не один под курганом…
… И вдруг, чтоб не видела мать, обычно такой непреклонный,
Свой старый наган поиграть он даст тебе, вынув патроны».

Коренной минчанин Анатолий Софронов, корреспондент газеты «Известия», перед войной много лет прожил на Донской земле и посвятил ей десятки своих произведений, восхищенных, величественных, полных любви, теплоты и нежности к Дону и его людям. Кто из людей «в возрасте» не слышал хоть раз его песню про «Ростов-город, Ростов-Дон», не смотрел снятый по его сценарию фильм «Стряпуха»?
Сказать по правде, было очень трудно отыскать и прочесть написанную им в конце войны поэму «Миус». Ее нет ни в одном из современных изданий поэта и писателя. Она не опубликована нигде в интернете. Единственный экземпляр старенькой, изданной лет сорок назад книги, содержащей эту поэму, я смогла найти только благодаря стараниям сотрудников Матвеево-Курганской районной библиотеки. Дальше было чтение…
Жаль, что опубликовать всю поэму в полном объеме на страницах газеты невозможно. Хотя, думаю, на нашем сайте mius.pa.infobox.ru мы обязательно опубликуем в продолжение этой статьи, как стихотворение Константина Симонова, так и произведение Анатолия Софронова. Чтобы восстановить справедливость. А еще – чтобы дать возможность каждому жителю нашего Примиусья прикоснуться к своей Истории.
Лично меня поэма впечатлила, даже потрясла. И не только тем, что она «про нас». А тем, что в ней, на фоне всем известных исторических событий и подвигов описано самое большое чудо и самый большой подвиг, который может быть совершен в жизни самым обыкновенным человеком…
А сюжет… Сюжет у поэмы такой: в штурме Миус-фронта принимал участие

«…Моряк из Ейска, парень молодой,
И в плаванье, в сраженье ли, в походе — носил гитару вечно он с собой.
Он звал ее «подружкой семиструнной» и пел, вплетая в наши голоса:
«Мы в жизни ходим, словно по бурунам, крепи, матрос, под ветром паруса!
Не жди, матрос, ты в плаванье покоя, не жди от моря сна и тишины;
Сжимай штурвал обветренной рукою, взлетай на гребень бешеной волны!»
И была девушка. Наша, местная девушка, давшая ему напиться:
«… Моряк, с губами серыми от жажды, склонился возле хаты над ведром.
А рядом с ним стояла и смотрела, чему-то улыбаясь своему,
Дивчина с кожей темно-загорелой, с глазами, будто в тающем дыму.
Он разогнулся и сказал: «Спасибо»,— и вытер губы и отпил опять,
Ему пора уже, но он не в силах уйти и даже слова не сказать.
Так он стоял, смотрел, не отрываясь, вокруг не замечая ничего:
Он словно в жизни не видал красавиц, и это первая была его.
Так было суждено, и так случилось, исполнен был их юности зарок;
Ковыль-трава им в поле поклонилась, и лег под ноги тихий полынок…».
А после - был штурм…
«…Миус, Миус, всему ты наш свидетель, войдешь ты в свод тисненый, золотой.
Ты помнишь, как свистел над степью ветер, над той крутой «Сто первой» высотой,
Как выл свинец, как резали осколки траву и камень, глину и песок,
Как падали средь трав, осенних, колких, зажав рукой простреленный висок.
Миус, Миус, ты помнишь, как бежал он, моряк русоволосый, молодой,
Уже не с автоматом, а с кинжалом над острой, каменистою грядой.
Как за спиною на его гитаре подрагивали струны на ходу.
И как упал он, будто кто ударил его лицом о желтую гряду.
Но он пополз,— на камнях оставляя кровавый след,— на гребень высоты,
И кровь его, горячая, живая, кропила неумершие цветы.
И он дополз, рука его разжалась, и замер он навеки, молодой,—
И бескозырка на камнях осталась над той крутой «Сто первой» высотой…».
А через два года была Победа, когда Автор снова приехал на Дон, на Миус…
«…К одной из хаток белых я подхожу и вижу у ворот —
Дивчину с кожей темно-загорелой и головы знакомый поворот.
Я знал ее... Я здесь бывал когда-то черты я помню милого лица...
Как будто тень матросского бушлата лежит ковром широким у крыльца.
Сидит малыш у хаты,— как льняная пушистая, в кудряшках, голова;
В глазах его знакомая, стальная, но чистая, как море, синева.
Глаза такие я встречал однажды,— их к этой хате посреди села
Дорожная, настойчивая жажда когда-то без ошибки привела.
Мы узнаем друг друга постепенно, мы входим в дом, и вдруг передо мной —
Как будто бы восставшая из тлена — висит гитара с порванной струной.
А над гитарой, лентой обвивая помятый гриф, былой певучий строй,
Поникла бескозырка боевая, сверкая тускло алою звездой.
Пройдут года... И дни другие сменят, и, может, как отец, в родном краю
Сын бескозырку старую наденет на стриженую голову свою.
Отцу он будет по годам ровесник, пойдет ему всего двадцатый год.
И матерью переданную песню он, как отец, бывало, запоет:
«Не ищи, матрос, ты в плаванье покоя, не жди от моря сна и тишины;
Сжимай штурвал обветренной рукою, взлетай на гребень бешеной волны!»
Он будет петь, высокий, русый, юный, и будут слушать степи и леса:
«Мы в жизни ходим, словно по бурунам, крепи, матрос, под ветром паруса!»
Говорят, истинные поэты всегда обладают каким-то почти «библейским» взглядом на жизнь и настоящим пророческим даром. Их слова, через годы, десятилетия, иногда и века, но обязательно исполняются…
«…Миус, Миус, рубеж великой славы! Среди огня, цветов и мертвых трав
Ты встал навек, простой и величавый, для вечной жизни смертью смерть поправ.
Пусть пред тобой земной простор играет: зеленый, голубой и золотой!
Пусть памятник бессмертию сверкает над той крутой «Сто первой» высотой!

Да, каждый настоящий поэт – истинный пророк. Иначе, чем еще можно объяснить наш памятник «Якорь», слава о котором разнеслась далеко за пределы нашего района? «Якорь» – символ славы и стойкости непобедимого русского моря. «Якорь» – официальный герб нашего сухопутного района… «Якорь» - место, куда все влюбленные и все молодожены нашего района десятилетиями несут цветы - залог продолжения жизни…
«Якорь» и наши люди - матвеево-курганцы, потомки того самого морячка, потомки его сына – вот он, настоящий «сияющий Памятник Бессмертию...»

Елена Мотыжева

P.S. Газета «Деловой Миус» просит откликнуться людей, которым известно, кто стал прототипом главных героев поэмы «Миус», просит откликнуться их родственников, всех людей, кто помнит события той войны, помнит, чего стоил «Миус-фронт-колоссаль». Пишите нам, звоните – и мы обязательно расскажем Вашу историю на страницах "ДМ"!

Все статьи

Комментарии пользователей

Ольга 15 дек 2021 в 07:35 # Ответить
new comment
Долгое время скрываемые страницы истории ВОВ. Спасибо за такую проникновенную статью!

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: