зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Я б в рабочие пошел - чем меня научат?

5 октября – день учителя, праздник школьных учителей, и их скромных, но не менее значимых коллег – преподавателей профессиональных учебных заведений. В Матвеевом Кургане их осталось два: профессиональное училище №80 и филиал Ростовского автодорожного колледжа. В связи с проводимыми в России образовательными реформами, докатившимися и до нашего поселка и затронувшими не только вузы и их филиалы, но даже колледжи с училищами, уже с лета по Матвееву Кургану активно стали множиться самые разнообразные слухи о будущем этих учебных заведений. И вообще, о перспективах нашего, сельского профессионального образования.
Когда я слышу по центральным телеканалам, что у нас избыток экономистов и юристов, а стране давно требуются рабочие руки, у меня всегда возникает два вопроса: «А ПОЧЕМУ у нас все, кто ни попадя, учат экономистов и юристов?» И ПОЧЕМУ эти же учебные заведения не бросаются, выполняя пожелания Правительства, массово готовить рабочих?» Ответ прост, как все гениальное. Чтобы подготовить хорошего юриста, обучающим, из всего оборудования, нужны, утрированно, только крыша, тепло, электричество, доска, стол и стул. Может быть, компьютер. Ну, и куча книжек. А чтобы выучить токаря, ему надо купить хороший станок за очень большие деньги. Не послевоенный, ржавый и колченогий, а современный. Нужно купить к этому станку кучу запчастей, ибо, пока ученик станет мастером, он, неизбежно, обязательно что-нибудь сломает или испортит. Плюс, нужно сырье, на котором будущий токарь будет часами тренироваться точить свои болванки, которые, вначале, тоже, скорее всего, будут годны только в металлолом. Материальные затраты на подготовку одного рабочего в десятки раз выше затрат на подготовку одного экономиста. И эти затраты учебным заведениям, увы, никто не компенсирует. И о том, что наши колледжи и наши ПТУ рады бы выпускать квалифицированных рабочих, но не имеют финансовой возможности этого делать, почему-то не говорят.
За разъяснениями, какое будущее ожидает ПУ №80 и филиал автодорожного колледжа, я обратилась к заместителю его директора по учебно-методической работе Мисиковой Ирине Вячеславовне, заместителю директора по учебно-производственной работе Костенко Александру Владимировичу и директору филиала РАДК Малахову Егору Юрьевичу.
– Ирина Вячеславовна, в чем суть проводимых с училищем преобразований? Говорят, что начального профессионального образования больше не будет, и все ПТУ станут колледжами. А еще, что училище, как и РИНХ, закрывают.
– Реформа профессионального образования в России заключается в приведении его к международному стандарту, включающему два уровня: первый – начальное и среднее и второй – высшее. И речь идет о том, что человек, прежде чем получить высшее образование, сначала должен овладеть на практике той профессией, которая является базовой для этой специальности, то есть, чтобы стать, например, инженером, надо сначала несколько лет проработать слесарем. По сути, мы возвращаемся к тому, что было в Советском Союзе.
Сегодня училища становятся частью среднего профессионального образования, его ступенькой, сравниваясь с колледжем по уровню. Станем ли мы называться колледжем, пока не знаю, об этом Москва объявит только к концу 2015 года. На сегодняшний момент мы – училище, учебное заведение, которое дает начальное профессиональное образование. Все наши студенты, окончив обучение, получат об этом дипломы. После оптимизации, число колледжей и училищ в Ростовской области, по сравнению с прошлым годом, действительно, сократилось. Но мы – остались. И будем работать. Что касается изменений в новых стандартах, то они стали более практикоориентированны, более вариативны. Мы больше общаемся с работодателями, они смотрят наши программы, и мы включаем в обучение такие предметы, которые работодателями востребованы. И еще – сократились на пять месяцев сроки обучения.
– Александр Владимирович, сейчас в образование активно внедряется понятие «модернизация». Как у вас обстоят дела в этой сфере?
– Наше учебное заведение – государственное. И финансирование мы получаем государственное, из области. Конечно, нам его выделяют. Но его размера хватает только на самое необходимое. Библиотеку, например, пополнить книгами. А нам нужен трактор, такой, как в фермерском хозяйстве у Н.Ф.Малая, например. Нам нужны современные автомобили, а не только наш старенький «Газон», 82 года выпуска. Тогда наши дети, приходя в любое фермерское хозяйство, не смотрели бы на имеющуюся там технику, как на диво, которого они никогда не видели. Во времена СССР государство постоянно снабжало нас техникой. Сейчас же, за 20 лет «лихих девяностых» и «кризисов», мы смогли приобрести, и то почти чудом, всего один трактор.
- Это правда, - делится Ирина Вячеславовна. – Политика Правительства в том, что у в России огромное количество учебных заведений, а важна не численность, а качество. Распыляясь, государство не может сосредоточить усилия на всех, и поэтому должны выжить самые лучшие, те, кто найдет возможность развиваться в условиях рынка, сможет сам найти для себя источники финансирования.
К сожалению, у нас, селян, нет таких денег. Потому нам сегодня очень трудно. Но мы выживем, просто обязаны выжить, я оптимистка. Мы будем и дальше учить детей. Потому что они нужны нашему селу. У нас сегодня с 20 предприятиями района заключены договора, по которым студенты устраиваются на практику. Многие после остаются там работать постоянно. У нас вообще большинство выпускников трудоустраивается. Недавно приезжал предприниматель из Куйбышевского района, делал заказ на обучение необходимого ему количества трактористов, которых он потом планирует взять к себе на работу. Мы также сотрудничаем с центром занятости, проводим по всем имеющимся у нас специальностям платную курсовую подготовку безработных граждан.
– Скажите, Александр Владимирович, как практик и производственник, а есть ли для вас какие-то отрицательные моменты в проводимом реформировании?
– Есть. Например, такой. Вышли новые стандарты по НПО для подготовки трактористов. Их составляла женщина-горожанка, которая никогда в жизни не видела трактора. Поэтому она из этих стандартов вычеркнула, по ее мнению, за ненадобностью, мастеров производственного обучения. Что тут скажешь? Остается только развести руками.
– Егор Юрьевич, а как обстоят дела в филиале автодорожного колледжа, где нет государственного финансирования, и где давно знают, что такое самостоятельно зарабатывать на жизнь?
– Наше положение очень похоже на положение училища. Со вступлением в силу нового закона об образовании что-то, безусловно, улучшилось, но многое и ухудшилось. У преподавателей сложилось о новых стандартах мнение, что их разрабатывали непрофессионалы, слишком много проколов и сырых мест. Предусматривается увеличение количества практических занятий, забывая, что у колледжей и училищ нет средств, чтобы закупить новое оборудование для их организации. Со временем, безусловно, что-то появится, но учить-то нужно уже сейчас.
Большое значение имеет и тот факт, что, по новому закону, стоимость обучения одного человека в год не может быть дешевле 50 тысяч рублей. Возникает вопрос, кто пойдет за эти деньги учиться в колледж, если столько же стоит учиться в вузе? И почему не продумана поддержка приоритетного для государства начального и среднего образования перед высшим?
Остро стоит для нас и проблема помещения. В результате увеличения численности учащихся в 1 школе, где мы арендуем помещение, мы лишились части аудиторий. При этом свободных площадей, пригодных для ведения образовательной деятельности, в райцентре нет. Раньше при колледже была автошкола, но, при изменении требований, когда одним их условий стало наличие собственного оборудованного полигона, нам пришлось отказаться от этой идеи, так как денег на приобретение земельного участка и приведение его в надлежащее состояние у нас тоже не имеется.
Мы могли бы, будь у нас стартовый капитал, открыть не только автошколу, но и авторемонтные мастерские, мастерские по ремонту и обслуживанию специальной техники: дорожной и строительной. Эти объекты были бы прекрасной базой для практических занятий студентов, у нас есть для организации их работы хорошие специалисты. Но нет средств на их создание. Потому нам, как и училищу, сегодня очень трудно выживать.
Им трудно, это правда. Я 10 лет проработала преподавателем в сельском филиале РИНХа, и хорошо знаю, как это тяжело – за счет собственных источников учебного заведения проводить на селе модернизацию, когда, ввиду бедности большей части населения, зарабатываешь копейки и ниоткуда не получаешь помощи. Когда даже банку краски купить, чтобы покрасить окна – уже победа.
А в этих условиях приходится постоянно что-то придумывать, чтобы соответствовать все более ужесточающимся «лицензионным нормативам». Учить, воспитывать, делать ежегодные косметические ремонты, обустраивать краеведческие музеи, выпускать газеты и создавать сайты, участвовать в районных и областных культурных мероприятиях, повышать свою квалификацию, искать сумасшедшие деньги на задаток для проведения торгов по госзакупкам, в соответствие с законом. В общем, жить. Вопреки всему.
Какое будущее у «бурсы» и «автодорожного»? Можно, конечно, ругать Президента, Правительство, чиновников из Министерства образования. Но, думается, и мы, жители Примиусья, среди которых есть не только богатые, но и очень богатые граждане, могли бы уже, наконец, сами что-то сделать, чтобы нашим детям не приходилось, из-за закрытия считающих каждую копейку учебных заведений, ехать учиться в Ростов и Таганрог, зачастую оставаясь там навсегда. Чтобы были у них и современный трактор, и хорошие компьютеры, и новые стенды с электрическими лампочками.
Уважаемые предприниматели Примиусья! Фермеры, землевладельцы, собственники и руководители предприятий! Вас много, объединившись вместе, вскладчину, вы легко можете купить миусским детям не только автомобиль и трактор, но даже комбайн с автобусом. Помогите нашим профессиональным учебным заведениям закупить необходимое оборудование, построить автополигоны, теплицы, открыть швейные, вязальные, авторемонтные мастерские, цеха по ремонту сельскохозяйственной техники и оказанию населению сельхозработ, чтобы училище и колледж могли не только начать сами зарабатывать себе на жизнь, но и развиваться. Начните зарабатывать, вкладывая свои деньги в наших детей!
Подарите им нормальную крышу над головой, современные, отремонтированные аудитории. Чтобы потом эти добрые, умные, одаренные дети, вырастая, не превращались в бандитов, наркоманов и алкоголиков, а становились настоящими мастерами, с гордостью приходящими к вам на работу. Подарите нашим миусским детям уверенность в завтрашнем дне, возьмите их под свое крыло, они давным-давно в вас нуждаются!
Безусловно, важно, какие люди сидят где-то в Москве или Ростове и что они для нас делают. Но, гораздо важнее – то, какие мы и что мы можем сделать сами. Сделать с собой. Или сделать для себя.

Всем желающим оказать помощь, обращаться по телефонам в М.-Кургане:
ПУ №80: 3-26-94
РАДК: 3-20-48

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Александр 03 окт 2013 в 22:52 # Ответить
new comment
Конечно всё это правильно. Но большинство фермеров и предпринимателей обучают своих детей в более престижных учебных заведениях. И им лучше направить "излишки" материальных средств на безпроблемное обучение, проживание и развлечения своих чад, а желающих работать у них или на них, трактористами и сварщиками, лет на 10 еще хватит. А там: другое время - другие проблемы, решать которые, может быть будут совершенно другие люди. А время-то упущено! Как сейчас трудно восстановить разваленное за 20 лет народное хозяйство страны, так и может быть будет невозвратно поздно обращаться лицом к проблемам средне-специального и средне-профессионального образования. В первую очередь, руководителям названных двух учебных заведений поселка, объединить свои усилия, выработать совместный перспективный план преобразования и развития. И, да поможет вам Господь!
Сан Саныч 07 окт 2013 в 23:35 # Ответить
new comment
Это точно!!!!!!!!!! А Россия держится на таких ПАЦАНАХ!!!!!!!!!!!!!
Женщина, которой тоже не все равно 09 окт 2013 в 13:19 # Ответить
new comment
Слава Богу, что хоть на пацанах Россия еще держится. На многих мужиках, на которых она должна бы держаться, к сожалению, ей уже просто не за что зацепиться... Как доходит до дела, а не до создания видимости дела, так и наступает хроническая импотенция у всей нашей власти, простите за медицинский термин. А так хочется поступков настоящего мужика, с которым за печкой можно спокойно сидеть, носки вязать...
Ира 10 окт 2013 в 15:50 # Ответить
new comment
Пока руководство учебных заведений не объединит усилия, а местная администра-ция не повернется лицом к людям, и не «наклонит» зажравшихся богачей быть хоть не-много более социально ответственными, ничего не изменится. Идите к Рудковскому, пусть хоть что-то сделает для своих граждан. Хватит того, что у нас отобрали возмож-ность получения высшего образования. Если отберут еще и среднее с начальным, зачем нам вообще власть, которая не стоит за наши интересы?

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: