зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Неизвестный Миус: от неандертальцев до Пушкина

Самая главная и любимая река нашего края – хранит в себе немало исторических тайн. 

Как Миус Миусом стал?

Ну, вот например, кто не слышал легенду, якобы давшую название Миусу, о том, как какой-то украинский казак, выйдя на берег, сказал историческую фразу «Здесь речка вьется, будто бы мий ус!». Ее иногда приписывают даже Петру I. Меж тем эта история – не более чем сказка, придуманная из-за созвучия названия реки и словосочетания «мой ус».

Но и серьезные ученые, изучающие происхождение гидронимов (названий рек), тоже не могут определиться, как же именно Миус получил свое имя. Существуют целых три версии. Первая – древнее слово «Миус (мусс)» на языке скифов и сарматов означало «медь». В пользу этой гипотезы говорит широкое распространение медных рудников в верховьях Миуса в эпоху Бронзового века. По второй гипотезе, Миус «Миусом» назвали турки. В тюркских языках это слово означает «рог, угол». Так назывались места слияния двух рек или двух вод, в данном случае, это, возможно, место слияния Миуса и Крынки либо место слияния Миуса и Азовского моря. По третьей версии, название Миуса произошло от тюркского слова «миюш», что означало «грязь, топь» применительно к заросшей камышом и покрытой болотами пойму реки. Последнюю версию подтверждают дипломатические документы московских великих князей XV века, где река называется именно Миюш.

Однако с древнейших времен Миус имел и другие названия, кроме сегодняшнего, всем известного. Многие исследователи сходятся во мнении, что Геродот, в древности описывавший побережье Приазовья и впадающие в тогдашнюю Меотиду водные артерии; именно Миус, а не какую-либо другую реку, обозначил на своих картах, как Оар, а его «напарницу» Крынку – как Сюурлий (Сюарлий), буквально: «совместный с Оаром».

Когда древних греков сменили итальянцы, многие объекты Примиусья и Приазовья тоже сменили свои названия. В устье Дона был город-крепость Тана. Чуть дальше от нее по берегу Таганрогского залива гавань себе построили пизанцы, назвав ее Порто-Пизано. Там, где сейчас Таганрог стоит – был порт Кабарди. А в устье Миуса итальянцы возвели еще один город-крепость – Россо. В переводе с итальянского – «Красная». Этим же словом – «Rosso» – итальянцы именовали на своих картах и реку, на которой стояла крепость. Есть гипотеза, что название и городу-крепости, и реке, где она стояла, дали по имени России-матушки. На итальянском наречии русских рабов называли «россорум» – «красные греки», за любовь к красной одежде и православную веру. Здесь, в устье реки Миус, заканчивалось одно из ответвлений северного пути, по которому везли на юг сотни захваченных в русских княжествах жителей, чтобы продать их в рабство на Средиземноморье. За всю историю человечества нигде не продавалось рабов больше, чем на берегах Черного и Азовского морей. Именно работоговлей, в основном, и занимались построенные итальянцами города-крепости. А уж после итальянцев, когда в эти земли пришли турки и их союзники-татары, Миус и получил свое нынешнее название.

 

Тысячелетняя генеалогия миусских жителей

Человечество живет на берегах Миуса и его притоков с древнейших времен. В Неклиновском районе, например, в прошлом веке были найдены поселения неандертальцев, живших здесь от 250 до 40 тысяч лет назад. Недалеко от Матвеева Кургана учеными было найдено несколько стоянок сменивших неандертальцев кроманьонцев – этим поселениям от 6 до 12 тысяч лет. Люди, жившие в них, умели шлифовать и сверлить камень, обжигать керамику. В глиняных горшках они хранили запасы и готовили пищу. Наши предки-земляки серьезно занимались земледелием, и уже не только приручали, но и разводили животных. Расположенное у Матвеева Кургана поселение не имело никаких укреплений и представляло собой несколько обмазанных глиной каркасных хижин. Уже в этот момент в Примиусье изредка начали пользоваться металлами, — прежде всего самородной медью, добытой в этой же земле, из которой изготовлялись проколки, шила и т.д.

За сотни веков Примиусье стало домом и родиной для огромного числа народов. Практически все они были кочевниками. От многих народов не сохранилось даже названий – степь, увы, сурова к своим детям, она, словно море, стирает память о любых стоянках, постройках и сооружениях. Однако кое-что сохранилось.

Три тысячи лет назад на территории от Днестра до Дона жили племена киммерийцев, уже вовсю использовавших железо. Затем их сменили скифы – прирожденные воины, превыше всего ценившие культ своих предков и их могилы. До сих пор наша степь хранит немало сгладившихся за века скифских курганов с захороненными в них древними царями и полководцами. За осквернение могилы предков скифы могли не только убить, но и начать войну, даже если силы были заведомо неравными. Кстати, очень многие приезжающие в наши места жители других регионов и до сих пор подмечают у моих земляков эту особенную «любовь к отеческим гробам» и прямо-таки культ своих предков.

Скифов сменили пришедшие с востока воинственные и свирепые женоуправляемые сарматы. О сарматах и их стоянках в наших местах напоминает название притока Миуса – реки Сарматской. Именно с сарматами связаны легенды о живших где-то в низовьях Дона и на Приазовье амазонках. Вообще, степь наложила свой отпечаток не только на отношение к предкам, но и на взаимоотношения между полами жителей, ее населявших. Женщины в степи, в связи с особенностями жизни, обладали гораздо большими правами, чем в любой другой местности и были гораздо более самостоятельными в принятии решений. Эти же особенности жизни в открытой, ничем не защищенной степи сделали их более приспособленными к войне, охоте и защите своего очага. (Кстати и эту генетически обусловленную «амазонистость» во многих донских женщинах иногда отмечают мужчины из других регионов.)

Сарматов разбили и потеснили пришедшие в эти места с Запада готы. Их, в свою очередь, выжили явившиеся с Востока гунны, включившие Примиусье в свою империю. После распада империи гуннов по Примиусью два века кочевали десятки племен, самыми известными из которых были выходцы из Средней Азии авары и кутугуры. Эти народы, а также примкнувшие к ним оногуры основали на здешней земле свое государство – Великую Болгарию. Кстати, часть этого народа позже перекочевала на Дунай, где и основала современную нам Болгарию.

Великих болгар сменили хазары, печенеги, торки и половцы. Они тоже построили в этих местах свое государство – Хазарский каганат. Кстати, несмотря на довольно критическое отношение к этому государству со стороны многих жителей современной России, оно само отличалось большой веротерпимостью – в нем очень мирно уживались представители большинства известных мировых религий: язычества, христианства, иудаизма и ислама. Хазары и родственные им племена, как впрочем, и большинство кочевников, тоже были прекрасными воинами и скотоводами. Единственная объективная причина неприязни к Хазарскому каганату – он в свое время доставил немало неприятностей жителям Киевской Руси.

 

Киевская Русь и татары на миусских берегах

В 10 веке Киевская Русь уже сама пришла на эти земли, когда князь Святослав явился «отмстить неразумным хазарам». Здесь же, по Миусу от самых его верховий, в 9-12 веке проходил так называемый «Залозный путь», соединявший Поднепровье с Азовским морем и расположенным на Кубани русским княжеством Тьмутаракань. «Залозным» путь называли потому, что шел он по берегам мелких рек, поросших «лозами» – ивняком, в которых купцы и прочие путешественники и прятались на своих лодках от кочевников. Этим же путем в свое время прошел киевский князь Владимир Мономах во время своего похода на степняков «к Донови» – к Дону.

Еще одним местом битвы Киевской Руси с кочевниками стал Матвеев Курган – место, связанное со «Словом о полку Игореве…». Восточнее посёлка в 1185 году произошла предварительная (отвлекающая) битва князя Игоря с половцами, во время его похода, где он и был пленен кочевниками, применившими «греческий огонь». А в 13 веке на притоке соседнего с Миусом Кальмиуса произошла трагическая для Киевской Руси битва на Калке, где русские князья потерпели поражение от монголо-татарских орд.

Во времена Средневековья наш край входил сначала в состав Золотой Орды, а потом – Крымского ханства, ставшего позже вассалом Османской империи. В низовьях Миуса, недалеко от современного села Покровское, согласно летописным источникам, находилась турецкая крепость Таш Гечиди – «Каменный Проход». Турки в этом месте, как и на всех крупных реках, впадающих в Азовское море, выставляли свои дозоры и перегораживали Миус цепями, чтобы донские казаки, которым проход через Дон мимо Азова тоже перегораживала подобная цепь, не могли неожиданно спуститься в море на своих стругах и чайках через верховья Миуса, перетащив в него лодки по Северскому Донцу и Тузлову.

Массовое появление на Миусе русских людей, прежде всего казаков, связано с завоеваниями Петра I. Именно после Азовских походов царь повелел «селиться на этих землях всем русским, кои пожелают в Примиусье жить». Кроме донских казаков, заселявших, прежде всего основанную Петром крепость Таганий Рог, сюда переселялись, в основном, харьковчане и старооскольцы. Первым официально зарегистрированным поселенцем стал стряпчий Леонтий Васильев. Свое поселение – Леонтьевские Буераки – он основал неподалеку от нынешнего села Куйбышево, у места впадения в Миус реки Ольховчик. Жили в деревне пятнадцать взрослых мужчин, с семьями и детьми. К сожалению, судьба их оказалась очень печальной – после проигранной войны с Османской империей и заключения невыгодного Прутского мира Россия с этих берегов ушла, а поселение подверглось набегу и разорению крымскими татарами. Из ста человек, живших в деревне, в живых остался только один, добравшийся до казаков и рассказавший им о ее судьбе. Участь Леонтьевских Буераков разделили и все остальные русские поселения, успевшие образоваться на Миусе. И только через четверть века, когда Россия вновь вернулась на Таганий Рог – на Миусе опять зазвучала русская и украинская речь.

Кстати, Миус очень долго был своеобразным яблоком раздора между казаками Войска Донского и Запорожской Сечи. Уж больно много было в нем рыбы и много дичи в лесах водилось по его берегам! Поделили спорный участок просто: все, что до Кальмиуса – запорожским казакам, окрестности Миуса – донским. Ну а между ними – как бы пограничье, на котором довольно часто случались стычки.

 

Разбойники-харцызы и сказочное Лукоморье

Вообще, все, что связано с Миусом и казаками – обязательно связано и с разбойниками. 18-начало 19 века – время их процветания в здешних местах. Через Примиусье проходил знаменитый и до сих пор «Воровской шлях» – дорога, связывавшая соляной Бахмут (ныне украинский Артемовск) с портовым Таганрогом и Ростовом-на-Дону. Именно от обилия разбойников, воров и проходимцев на этой дороге шлях и получил свое название.

Город Харцызк, на реке Крынке стоящий, назван так в честь грабителей. Харцызами татары и турки, от которых это слово перешло к русским, называли разбойников и воров. Село Ряженое, по одной из легенд, прозвали так за то, что в его окрестностях прятались в засаде переодетые купцами «ряженые», грабившие едущих мимо купцов настоящих. Хутор Колесниково знаменит был тем, что заночевавших там торговцев ночью не просто обобрали до нитки, лишив их телеги всей поклажи, но даже украли с самих телег все колеса. Матвей, в честь которого назван Матвеев Курган, по одной из легенд, тоже был разбойником. Ну а на Саур-могиле вообще находился чуть ли ни самый главный пост, с которого разбойники приглядывали за всем Примиусьем и подавали друг другу сигналы, что навстречу идет караван…

Рассказывая о Миусе, нельзя обойти вниманием и связанный с ним Таганрог. Когда Петр выбирал место для будущей крепости, охраняющей южные границы России, он сознательно отверг устье Дона, как мелководное и малопригодное для флота. А вот мыс Таганий Рог ему понравился, как и Миуский лиман. Именно здесь были построены по приказу Петра сразу три крепости: Троицкая, Павловская и Семеновская. На развалинах Троицкой крепости ныне стоит Таганрогская гавань. Бастионы Семеновской из-за разливов Миуса исчезли в его водах. А рвы, бастионы, кронверки и равелины от Павловского форта, находящиеся у села Гаевка на берегу Миусского лимана сохранились до сих пор. Нельзя не упомянуть и того факта, что Таганрог — первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану, а таганрогская гавань — первый в мире порт, сооруженный не в естественной бухте, а в открытом море. Одно время царь Петр всерьез задумывался над тем, чтобы именно здесь, а не в Санкт-Петербурге, основать новую столицу Российской Империи.

Еще одним удивительным фактом из истории Примиусья является приезд в наши места Александра Сергеевича Пушкина. Во время южной ссылки он переправлялся через Миус у окраины современного села Покровское, через так называемый Коровий Брод. В Таганроге Пушкин пробыл один день, остановившись в доме у градоначальника Папкова, откуда в то время был прекрасно виден порт и берег Азовского моря.

И, как заявляют местные краеведы, именно северный берег Таганрогского залива, напоминающий очертаниями лук и действительно иногда называемый в исторических записях Лукоморьем, стал прототипом всем известного Лукоморья из «Руслана и Людмилы». Тем более что «дуб зеленый» – огромная, двухсотлетняя шелковица – тогда рос прямо напротив дома, где остановился поэт. А уж легенду о цепи, по которой ходит «Кот ученый» Пушкин легко мог услышать от местных жителей, еще помнящих дедовские времена, когда Миус и Дон действительно были перегорожены цепями, хотя и совсем не золотыми…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Влад Федотов 09 фев 2023 в 03:59 # Ответить
new comment
Упоительное чтение! Спасибо за знакомство со своим Краем!
avenue17 17 авг 2023 в 03:11 # Ответить
new comment
Ярко!!!!!

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: