зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Шестьдесят лет без обручальных колец

Недавно отметили свой бриллиантовый юбилей жители приграничного села Авило-Федоровка Матвеево-Курганского района Антонина Прокофьевна и Петр Иванович Тимофеевы.

 

Они живут в небольшом беленом домике на улице Мира. Есть в этом что-то очень символичное для людей, много лет проживших вместе.

Антонина Прокофьевна:

– В чем секрет того, чтобы так много прожить? Трудиться много надо. Я вот с 10 лет в колхозе работала – я местная, Авило-Федоровская. Просто в юности попала в Калининградскую область, работала там в гостинице. А муж – на телефонной станции трудился. Позвонил зачем-то к нам, так и познакомились. Сначала три года встречались. А потом поженились. Свадьбы у нас никакой не было, просто расписались и все.

Муж из Пензы, вскорости после свадьбы поехали туда, немножко пожили у его родни. Зиму перезимовали. А потом я супругу и говорю: «Поехали на юг, ко мне. Ну не могу я тут – холодно, фруктов нет никаких!» Это ж у нас тут, на юге, так готовят: вкусно, с поджарочкой, чтоб все было аппетитно и привлекательно. А там еду, какая есть, просто складывали в горшок, ставили в печь, и все это томилось едва ли не целый день. Так что я это потом есть не могла…

Единственное, Пензе и сметана, и молоко – все очень вкусное. Травы много, дожди часто идут. Даже новорожденные телята из-за этой травы размером чуть не с наших годовалых. Я там только этими сметаной и молоком и питалась до самого отъезда.

Потом мы переехали на мою родину, на родительское подворье. Хатка тогда у нас была еще камышом крытая, мы на ее месте после этот дом выстроили. Стоял пятьдесят седьмой год.

Петр Иванович:

– Хорошо, что тогда на работу легко можно было устроиться. Я пошел в совхоз и написал заявление. Была после нашего приезда бедность такая, что мне совхоз выделил помощь, «подъемные» – три мешка картошки и триста рублей на корову.

Так и стали трудиться. Я – строителем в украинском совхозе «Перемога социализма» в Катериновке, жена – огородницей в российском колхозе «Победа», потом он еще «Заря» назывался. А между селами – километр, мы через речку по кладке обедать домой бегали. Вообще, время было прекрасное – никто ничего не делил, никто ни с кем не ссорился. Мы и представить себе не могли, что через шестьдесят лет тут не только кладку разберут и границу выстроят, но еще и война начнется. Очень страшно было прошлым летом, когда во всех домах по селу от взрывов стены дрожали…

Антонина Прокофьевна:

– У нас за большую жизнь родилось трое детей: две дочки и сын. Они нам подарили семь внуков и восемь правнуков. Когда вся большая семья собирается – полон дом народу становится. И все веселятся от души. А в этом году все же юбилей был. Потому все дети, внуки и правнуки «скинулись» нам по тысяче рублей и устроили праздник в ресторане села Покровское.

Многие спрашивают меня, не жалеем ли мы, что в такой глуши живем. Родственники звали и в Успенскую, и в Курган, и в Покровское. Но я говорю: «Нет, я свою деревню на станцию не поменяю». Тут и дом у меня, и сад, и огород, и сладкая вода в собственном колодце». Нет, меня не тянет отсюда никуда.

Петр Иванович:

– Чтоб вместе много лет прожить, надо иметь большое сердце. Терпеливое сердце. Обоим. Ведь в жизни все бывает, всякое. Вот много сейчас молодые люди легко ссорятся, легко расходятся. А мы жизнь прожили, и подумать о разводе не могли. Что бы не было, никогда ни детям, ни соседям, ничего о наших бедах не сказали.

Антонина Прокофьевна:

– Верно, я всегда всем вокруг говорила, что муж у меня – золотой. Я думаю, еще и деньги молодежь мучают. У нас не было денег. У меня, например, было всего одно платье, когда я замуж шла. А у мужа – одна тельняшка. Все вместе наживали.

Ведь и работали тогда не за деньги, а за палочки. И в конце года на эти палочки выдавали по две копейки на каждую, плюс два мешка зерна. А жить-то нужно было на что-то. Потому хозяйство держали: свиней, кур, уток, корову. Огород сажали, чтоб прокормиться. Теплицы ставили, чтоб рассаду вырастить. Вишни на рынок в Иловайск по пять ведер сразу возили. Трудились, как могли…

И знаете, никогда не бегали, не клянчили ни у кого ничего. Все сами. Я и до сих пор, чтоб все успеть, по привычке в четыре утра встаю.

Петр Иванович:

– Сейчас-то жить все равно легче стало. На пай дадут полторы тонны ячменя, тонну пшеницы, полтонны подсолнечника – не то, что раньше…

Еще, думаю, виновато в большом количестве разводов то, что люди разобщенными стали. Телевизоры, компьютеры – все сидят по домам, друг дружку не знают вовсе. Раньше люди были больше связаны с соседями, больше вместе времени проводили, друг за дружку сильнее держались. Мы на улике все вместе все торжества проводили, в лото и домино чуть ни каждый вечер играли.

А деревня у нас хорошая: и магазин есть, и больница, и клуб – ходим в него, когда праздники, концерты девочки хорошие организовывают. Одна печаль – газа в селе нет. Во всей округе есть, а у нас – нет. Ну и с водой, конечно, плоховато. У нас в колодце – пресная, а у многих людей – горькая, пить ее невозможно. Вот и приходится носить и возить издалека.

Сейчас много пишут, что деревни умирают. Но наше село живет. И дома в нем покупают люди. Даже молодые приезжают. И из Ростова, и с Севера. И с Украины много людей поселилось. Так что дай Бог, постоит еще наша Авило-Федоровка.

Антонина Прокофьевна:

– Вот вы спрашиваете, как вместе счастливо жить прожить? А я вам скажу, что у нас с мужем с молодости и до сих пор даже обручальных колец нету. Мы их просто не покупали. Денег не было, а когда были, мы их на что-то более нужное тратили. Сначала молодыми были, еще не заработали. Потом дети пошли – не до колец. Потом дети выросли, учиться в город уехали, студентами стали. Потом наши родители состарились, надо было досматривать. Потом у самих внуки народились – опять же, не кольца главное. А сейчас – к чему эти кольца, когда и без них прекрасная жизнь прожита?

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: