зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Что они пережили под оккупантами

С первых строк это повествование привлекает внимание. Об этом не прочтешь в учебниках по истории. О своих переживаниях, связанными с воспоминаниями в юном возрасте всего нескольких прожитых днях в одном только своем селе далекого (для нашего поколения) 1943 года рассказывает житель села Ефремовка Неклиновского района Александр Антонович Руденко. Поражает как после всего увиденного, люди того поколения остались людьми, и откуда у них брались силы для того жить по-человечески и дальше.

Оккупация: как это было
Наше село Ефремовка расположено на левом берегу самой красивой степной речки Мокрый Еланчик. Правый крутой берег летом 1943-го был покрыт траншеями в полный профиль, с капитальными блиндажами, противотанковыми рвами и эскарпами. В конце июля стали появляться люди, похожие на сезонных рабочих, которые то и дело, оглядываясь, спрашивали дорогу к морю – на Матвеевку, Платово, а у старших ребят – есть ли в наших краях минные поля. По вечерам на север – в сторону Матвеева Кургана шли трассеры крупнокалиберных пулеметов – фронт был в 40 км от нас. Дорога Таганрог – Мариуполь была забита отходящими войсками немцев. Техники полно – шли днем и ночью.
Вскоре появились наши войсковые разведчики. Помню, к нам во двор подошла целая группа, спросили: «Есть ли немцы?». Бабушка им все объяснила, а нам сказала так: «Детки, это были побирашки, я им хлеба и молока дала», но бабушка еще корову не доила, и меньший брат не сдержался и сказал: «Бабушка, а они в пилотках!», на что бабушка пригрозила никому о них не говорить – грех! Гости (разведчики) в свою очередь заверили нас, что скоро немцев прогонят навсегда. Бабушка, перекрестив наших разведчиков – расплакалась…
Наступило утро 28 августа 1943 года. Примерно в 8.30-9.00 утра 11 штурмовиков ИЛ-2, как потом стало известно, 7-го Гвардейского штурмового авиационного Севастопольского полка обрушила бомбово-пулеметно-пушечный удар по отходящим войскам противника. На юго-восточной окраине села Ефремовка авангард наших войск завязал бой с отходящим противником.
К вечеру наши танки подошли к селу Весело-Вознесенка и отрезали дорогу на Мариуполь отступающим немцам. Проводником танков был Николай Пантелеевич Прокуда – житель с. Чекилево. Танкисты объявили мобилизацию всех мужчин села и заняли круговую оборону. Держались до подхода главных сил нашей армии.
29 августа мы проснулись от шума, гама, смеха: во дворе у колодца много людей – красноармейцы обливаются водой, поят лошадей. Народу полные улицы, особенно у местных колодцев. Откуда ни возьмись в воздухе появился «Мессершмидт – 109», кружил на высоте 500-600 метров. Бойцы открыли по нему огонь. «Мессер» улетел, но потом появилась «Рама» - «Фокке-Вульф 189». Это означало, что село наше будут бомбить. Солдаты и командиры сказали нам: «Уходите в степь».
Во второй половине дня со стороны Сталино (Донецк, Украина – ред.) появилась армада из 55 бомбовозов. Она просто засыпала бомбами Атамановку. Посыпались бомбы и на Ефремовку: основной удар пришелся на Котломино, где шла переправа основных немецких войск – немцы бомбили своих! Наши разведчики об этом узнали, указывая цели сигналами ракетницы «свой - чужой». Об этом эпизоде нигде не сказано в истории войны. По рассказам очевидцев было убито 5000 немецких солдат. То место и сейчас называют «Долиной смерти».
30 августа ранним утром через село прошли немецкие танки и солдаты. Артиллеристы подождали пока они вышли из села, отсекли пехоту и ударили по танкам. Один из танков заехал в ров, а БТР заглох на бугре. Их потом подремонтировали и на них же наши танкисты поехали догонять «хозяев» этой техники. Хочется сразу развеять любые сомнения по поводу «благородства» немецких войск. Отступая, оккупанты вовсю проявляли свою европейскую «просвещенность» и «цивилизованность» - мученической смертью погиб разведчик Гриша Малитин – его, раненого, избили и бросили умирать в колодец. Потом, после боев Гришу вытащили из колодца и похоронили в братской могиле в центре села. Позже на могилку приезжали его братья и отец (Гриша был родом из Саратовской области).
Гражданское мужество и смелость в период оккупации проявляли и наши женщины. Елизавета Севостьяновна Кириченко – мать пятерых детей – спрятала одного парня из колонны военнопленных, подержали его, сделали справки, а потом он ушел. Звали его Алеша, он был из Краснодарского края.
Также поступила и Мария Игнатьевна Пономаренко, которая скрывала у себя командира Красной Армии, в то время как у нее самой квартировался немецкий офицер. Но, обошлось, также ему сделали все справки и человек вскоре ушел. К сожалении, до сих пор не знаем, как сложилась судьба этих людей.
А Надежда Яковлевна Титовская (мать троих детей) укрыла целую группу парней из Покровского, среди них был Жертовский Иван Андреевич 1924 года рождения. За бутылку самогонки сделала хлопцам справку, и ребята ушли домой.
На хуторе Сотников еще в декабре 1941 года была зверски убита Лидия Дмитриевна Архипова, работавшая по заданию подполья в офицерской столовой. По чьему-то доносу она была выявлена и затем растерзана собаками полевой жандармерии – немцы согнали весь хутор и при всех на Лиду спустили собак. Неделю Лиду не позволяли похоронить. Ее меньший брат, когда каратели уснули, собрал их оружие и сбросил в колодец. Каратели, узнав об этом, избили его, натравили на него собак в намордниках – парень остался инвалидом на всю жизнь.

Освобождение и восстановление хозяйства
2 сентября была последняя бомбежка села, а на следующий день (3 сентября 1943 г.) заработал полевой военкомат. К вечеру в селе остались лишь женщины, дети и некоторые старики.
7 сентября в селе состоялся митинг, посвященный освобождению области. На нем были поставлены задачи по восстановлению народного хозяйства, обсудили текущий момент, помянули павших минутой молчания… В этот день было принято решение по восстановлению: школы, почты, больницы.
В кратчайшие сроки была оформлена подписка на заем, продажа лошадей в Фонд Обороны. Тогда же был создан истребительный батальон «Ястребки». Отряд возглавил Яков Иванович Лысенко. Хлопцы 14-16 лет несли службу круглосуточно.
Практически все население от 7 лет и до предельного возраста вышло на очистку полей и огородов от сорняков и металлолома.
На работу в поля выходили с коровой – техники не было, ни какой! Только спустя время при МТС были организованы курсы трактористов. И подростки 14-15 лет, а девушки 17-18 лет весной 1944 года повели трактора в поля…

P.S. О пропаганде и недоверии
20 июня 1978 года нашему рассказчику Александру Антоновичу посчастливилось присутствовать во время визита делегации США. Поручили выступить. Но, «капиталисты» к его рассказам и приведенным фактам жестокости к своим и чужим со стороны немецких завоевателей отнеслись с недоверием.
Выслушали, поблагодарили и напоследок одарили комплиментом: - «Саша! Ты очень хорошо умеешь рассказывать, но немцы так не делали. Они не могли так поступить – это нация великой культуры! А твой рассказ – большевистская пропаганда!». Без комментариев…
Перекликаясь с сегодняшним временем, Александр Антонович наблюдает схожесть недоверия между нашей страной и «заокеанскими партнерами» и их ставленниками, напрямую указывая, как ведут себя такие как «пан» Ковтун на телевизионных общественно-политических программах различных каналов. На это можно сказать - да, вот уже и наши бывшие граждане и соотечественники обвиняют во лжи по любому поводу всех тех, чье мнение вдруг не совпадает с их точкой зрения или, может быть, поставленной кем-то задачей…
Незнание исторических фактов, разрушение памяти в умах людей, создание своих мифов и легенд, плюс приукрашенные небольшие в общем ракурсе истории события приводят к непониманию и раздражению, как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Но, правда всегда одна, какая бы она ни была, есть «свои» только интерпретации и отношения к ней у некоторых людей.

На снимках: события Великой Отечественной войны

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: