зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

«Все на свете, все, вместе взятое, не стоит одной, поднимающейся с колен России…»

Несколько лет я не была в одном из самых дорогих мне городов – Севастополе. И вот недавно у меня появилась возможность поехать в город нашей русской славы. От редактора нашей газеты я получила задание – узнать мнение коренных севастопольцев о том, как им живется в России полтора года спустя. Что стало лучше, что – хуже, как в целом изменилась жизнь? Об этом, и не только, мне рассказали мои друзья и знакомые, коренные жители Севастополя.

 

Наталья: зарплаты и уровень жизни

– Наша жизнь перевернулась полностью, с ног на голову. Сейчас мы пытаемся к ней привыкнуть. И это очень трудно: законодательно жить в одной стране двадцать лет, а потом вдруг оказаться совсем в другой. Очень трудно во всем: все законы поменялись, требования законов. Зарплату, например, начислять приходится совершенно иначе, налоги иначе платить. И все это нужно изучить, всему научиться.

До 1 января 2015 люди у нас жили, как в раю. Всем пересчитали украинские зарплаты, из расчета курса гривны к рублю, получилось тысяч восемь, например. И это, при огромном количестве товаров, произведенных и закупленных по старым ценам (особенно много из них было украинских), произвело эффект повышенного спроса. Люди покупали дорогие кожаные сапоги, норковые шубы, огромные телевизоры – все, чего раньше себе не могли позволить. Меняли работу с той, где платили зарплату в восемь тысяч на ту, где платили девять с половиной – даже полторы тысячи рублей были огромными деньгами.

А с 1 января этого года зарплаты стали рассчитывать уже по российским законам. И они уже не «по курсу», а по закону стали составлять восемь-десять-двенадцать тысяч. Притом, что дешевые товары кончились, цены выросли и по уровню стали примерно соответствовать вашим ростовским, а кое в чем – даже выше. Сейчас официальная зарплата по городу – 17 тысяч 800 рублей. Хотя реально такой зарплаты практически не найти. Максимум, на что можно рассчитывать, даже имея серьезный опыт – это 13-15 тысяч рублей «грязными».

Скорее всего, на сумму в 17 тысяч 800 рублей влияют зарплаты военных и служащих федеральных структур. Говорят, у них зарплаты доходят до 200 тысяч и даже выше. Вот и получается «средняя». Но в целом же, жить простые жители города стали беднее, чем жили при Украине, купить товаров на свои новые зарплаты они могут гораздо меньше, чем могли раньше…

 

Наталья: понаехавшие и общая культура

– Есть такая проблема: «нашествие варягов» из Москвы и других городов России. Как правило, их присылают возглавлять некоторые ключевые или просто крупные организации, учреждения и предприятия. С одной стороны, это неплохо: человек уже имеет опыт работы по российскому законодательству, связи «с центром». А с другой – далеко не всегда эти люди стремятся «вписаться» в наш городской менталитет, найти точки соприкосновения с коллективом, с нижестоящими коллегами, являющимися коренными севастопольцами. Часто назначенцы действуют на манер бульдозера, ломая и круша все устои подряд в каких-то собственных, только им одним понятных интересах, полностью игнорируя мнение «коренных».

И, что уж совсем обижает горожан – когда эти «назначенные» начинают тащить вслед за собой на должности возглавляемой ими организации всех своих знакомых, родственников и вообще неизвестно кого, чуть ни со всей территории России, лишь бы перетянуть их «на ПМЖ» в Севастополь. В результате «коренные» теряют работу, уступая ее приезжим. Становится обидно: среди целого города, что, нет собственных одаренных людей и высокопрофессиональных специалистов?

«Понаехавшие», в том числе и из Донбасса, несколько «подпортили» и общий уровень культуры на улицах и дорогах. Севастополь, еще со времен, когда он считался закрытым населенным пунктом, был одним из самых спокойных и культурных городов. Когда в остальной России и не слышали о вежливости автомобилистов по отношению к пешеходам, здесь уже было нормой остановиться и пропустить человека, стоящего на «зебре». А сейчас, когда норма пропускать стоящего на пешеходном переходе человека внесена в российские ПДД, в городе появилось немало водителей, откровенно игнорирующих это требование.

 

Юрий: проверки среди военных

– Вообще, народу в городе стало больше. И больше намного. Больше машин. Если раньше представить себе в нашем городе пробку было невозможно, то теперь они случаются все чаще. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в городе за последнее время продолжается все более ускоряющимися темпами начатое еще при Украине строительство развязок на всех крупных перекрестках, так что власти все-таки эту проблему решить пытаются. Город обустраивается. Особенно быстро растет жилой фонд, больше всего именно за счет строительства домов для военных, кстати, очень красивых.

Сейчас по городу идут большие проверки по линии министерства обороны. Сличают всех военных, получивших за последние годы от государства жилье, с фактом их проживания в этом жилье. И не дай бог, если в полученной квартире никто не живет, или, что еще хуже, живут квартиранты. Говорят, уже по семи военнослужащим дела были переданы в суд. Так что с этой стороны у нас – все нормально, нарушать никто ничего не станет…

Хотя, кое-какие «нарушения», на которые власть смотрит сквозь пальцы, в городе все-таки имеются. У нас очень много водителей до сих пор не поменяли украинские автомобильные номера. Так и ездят с «укропатриотическими». Дело в том, что многие крымчане имеют родных на Украине, а проехать туда с российскими номерами сейчас уже невозможно. Вот и тянут до последнего. В крайнем случае, заклеивают украинский флаг российским. Российским флагами у нас украшают и частные дома, и перила магазинов, и даже калитки. Украинской символики в городе практически не осталось, а вот дорожных указателей на украинском языке по территории города и горсовета еще немало. Но вандализма не наблюдается – зачем? Потихоньку за несколько лет все само поменяется…

 

Сергей: степень любви к России

– Недавно случай был: стою на Приморском бульваре – в сердце Севастополя. Приводят какую-то экскурсию школьников откуда-то из Челябинска. И главная учительница в группе громко так, чтобы слышно было и всем окружающим, говорит: «Дети, хоть Севастополь и был до 2014 года украинским городом, сейчас вы спокойно можете говорить тут по-русски, никто вам ничего не сделает, это теперь Россия».

Вот не знаю, кого как, а лично меня такое зло от этих слов взяло! Будто мы тут – «укропы» какие-то, «перекрасившиеся» в заядлых русофилов. НИКОГДА, слышите, НИКОГДА Севастополь не был украинским городом! Даже когда его пытались мазать в «желто-блокитные» цвета, он был русским, и жители его были русскими. Россия здесь была, Россия здесь и останется. Не знаю, каким мужеством и каким патриотизмом обладают челябинцы, но мужества севастопольцев и степени их любви к России не сможет оспорить никто.

Вы много ли знаете депутатов городского совета любого города, любой страны, которые осмелились бы поставить на своем собрании вопрос о выходе из состава своей страны и проголосовать «за» это? Уже за один факт такого голосования всем голосовавшим на тот момент «светила» статья уголовного кодекса – «Государственная измена»!

Во многих ли городах жители способны собраться толпой в тридцать тысяч человек, чтобы отстоять «свою», народную власть, отбить ее у тех, кто шел ее арестовывать? Можете себе представить людей, в том числе и занимавших серьезные должности, которые в условиях, когда их по домам «вылавливало» СБУ, публично высказывались за вхождение в состав России? Людей, которые на своих балконах и окнах вывешивали государственные флаги России, чтобы побудить всех своих соседей идти на референдум (см. фоторепортаж)?

Не нужно учить нас любви к России. Мы порвем за Россию любого. Мы за Путина порвем любого. Потому что он нас не бросил, потому что это – первый Президент, которым мы наконец-то можем гордиться. Мы готовы жить «в санкциях», когда, кроме МТС, у нас не соглашается работать ни один сотовый оператор, когда, кроме небольших частных банков, у нас не открывается ни один крупный «Сбер». Мы готовы терпеть и высокие цены, и украинские «блокады», и все, что угодно. Потому что все на свете, все, вместе взятое, не стоит одной-единственной поднимающейся с колен России, к которой мы вернулись…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: