зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Возраст дожития

ВОЗРАСТ ДОЖИТИЯ

Люди, отработавшие на государство по 50 лет, живут на 300 рублей в день и три четверти своей пенсии тратят на лекарства и коммунальные платежи

 

1 октября в России отмечается День пожилого человека. Праздник установлен недавно, и пока не слишком известен. В преддверии этой даты наша редакция решила провести небольшое исследование среди пожилых жителей Примиусья, попросив их рассказать, как им живется, что волнует и о чем они думают. Фамилии этих людей и их место жительства мы решили не указывать, чтобы дать возможность высказаться откровенно и поделиться опытом о том, что ожидает нас, когда придет наш черед «идти на пенсию».

 

Сплошное одиночество

Валентина Ивановна:

– Первая проблема человека на пенсии – он становится совсем никому не нужным. До пенсии тебя все знали, все обращались. А после пенсии – ты никому не нужен. Не востребованность, ненужность обществу – вот что больше всего убивает.

Пенсионерам, «обыкновенным», трудно устроиться на работу. Люди уже больные, физических сил мало. Кто станет предоставлять таким работу? Разве что в торговле. Но сколько у нас таких рабочих мест? Раз-два, и обчелся.  

Алла Николаевна:

– У меня пенсия неплохая. Жаловаться грех. Я одна живу, и мне на все хватает. Но очень обижает, когда на нас, инвалидов-колясочников, некоторые люди смотрят, как на прокаженных. Что такое быть инвалидом? Это быть постоянно привязанным к своему месту, где живешь. У меня есть коляска. Но далеко я на ней никуда не выйду. Разве что у ворот посидеть, с соседкой посудачить – вот и все развлечения. Постоянно сижу дома. Компьютера у меня нет, чтоб в интернете общаться. В основном – телевизор сутками смотрю…

Очень многих пенсионеров обижает то, что изменилось к ним отношение у руководства почти всех предприятий. Раньше как было – все наши крупные предприятия: промышленные, сельскохозяйственные – всегда о своих пенсионерах помнили. На день пожилых людей, на День Победы – поздравляли открыточной, выделяли хоть небольшой, но подарочек из своей продукции. А сейчас собственники и руководство поменялись, им люди, которые когда-то по сорок-пятьдесят лет отработали на их предприятиях, совершенно не нужны. Не то что подарков – даже устных поздравлений от кадровиков больше нет. Очень обидно. Нам ведь не нужно много! Нам внимание, что о нас не забыли, услышать – вот уже и радость…

Раньше, наверное, люди были другими. Добрее, открытее. Часто праздники устраивали всей улицей, веселились вместе, общались. А какие концерты, помню, были, когда «Миусские зори» на улицах выступали! Как нам это было приятно! Как мы радовались, что все вместе на концерт собрались. Сейчас нет такого. Все люди больше по домам сидят, «варятся» каждый в своем. Внимания, простого человеческого тепла, очень хочется и очень не хватает…

 

Нехватка денег

Лидия Алексеевна:

– У меня только один лекарственный препарат обходится в пять тысяч рублей в месяц. А получаю я пенсию девять тысяч. Стаж – пятьдесят два года. Детей у меня нет.

На что я существую? Слава Богу, рядом со мной живет моя сестра с семьей, она меня не бросила, помогает. И служба социального обслуживания меня обслуживает, очень хорошо обслуживает – огромное ей спасибо. Я ведь почти ослепла уже. И без «девочек» – никуда мне…

О чем моя самая заветная мечта? Да чтоб пенсию хоть немного прибавили…

Нина Ивановна:

– Стажа у меня – тридцать девять лет. Пенсия – семь пятьсот пятьдесят девять рублей, с инвалидностью. Что я ем на такие деньги? Из мяса беру только курятину. Ем ее один, максимум, два раза в неделю. Основная еда – каши и хлеб.

Когда я получаю пенсию, то сначала покупаю лекарства и плачу коммунальные. Отдаю все долги. А вот все, что осталось – «слезы» –  идет на покупку еды. Хлеб себе пеку сама, покупаю муку, так дешевле. Хлеб ведь сейчас тоже подорожал.

Раньше было легче. Раньше можно было и в санаторий попасть, подлечиться. Сейчас – в лучшем случае раз в три года получится. А теперь, из-за кризиса, наверное, и вовсе не поедешь. При этом жители Москвы, знакомые рассказали, в санатории за счет государства по-прежнему ездят. И не только инвалиды – обыкновенные пенсионеры раз в два года. А мы в Ростовской области что, не такие же люди? Почему на наших инвалидов денег не хватает?

Таким, как мы, раньше давали и талоны. Компенсировали какую-то долю в стоимости билетов, даже на самолет, можно было поехать куда-то к родным. А сейчас – ничего нет.

От положенных бесплатных лекарств я сама отказалась. По той простой причине, что их никогда нет в наличии. Есть либо заменители, которые мне не подходят, либо те, которые мне не нужны. Да и раздражает, что приходится постоянно клянчить, от кого-то зависеть… Лучше уж самой, как есть.

Жизнь пожилого человека, особенно, одинокого – сплошные мытарства. У меня умер муж. Один специалист говорит: «Можно Вам пенсию увеличить – собирайте документы». Собираю, оформляю. Прихожу – на его месте уже другой сидит и говорит: «Кто Вам такое сказал, что можно пенсию увеличить? Вам ничего не положено!» Иду к третьему человеку, там опять: «Увеличить можно, но не хватает таких-то и таких-то документов. Собирайте». И все опять по кругу повторяется. Одни говорят одно, другие – другое. Одни так закон трактуют, другие – совсем по-другому. А в итоге – все «с боем» добывать приходится.

Такое ощущение, что нас этой кучей проблем специально заваливают. Чтоб мы сами куда-нибудь побыстрее «ликвидировались» и не мешали остальным жить

 

Один в поле воин

Иван Федорович:

– Пенсионером быть – сквозь игольное ушко жить.

У некоторых чиновников не хватает на нас терпения. Мы их раздражаем. Так и говорят: «Знаете, сколько вас у нас на шее сидит?» Будто мы к ним домой приходим и просим что-то из их личного кармана.

У меня жена-инвалид, со стажем сорок семь лет, с медалью. У жены – два серьезных неизлечимых заболевания в серьезной стадии. За памперсами для нее мне пришлось ездить ругаться в Ростов, да еще и звонить оттуда в Москву. После этого выдали четвертый размер, огромный. А она – как тростинка уже худая…

Бывало и так, что должностные люди в разных инстанциях меня обманывали. Говорили, чтоб я пошел, и сам купил то, что жене требуется, а деньги мне, мол, потом вернут. Я покупал. Брал чек в аптеке, все, как положено. А мне ничего не возвращали, говорили, что нет у меня какой-то «лицензии» на право покупки.

Очень часто нет положенных лекарств, жизненно необходимых. Их приходится буквально «выбивать» со скандалом, из-за чего меня, наверное, уже ненавидят. Скажите, почему у знакомых с Севера в их области всегда есть в больницах любые положенные законом лекарства, а у нас – их всем и постоянно не хватает? Даже лежа в стационаре, приходится покупать…

Достаточно ли мне на жизнь пенсии в девять тысяч? А что делать? Из мяса я ем только курицу, не больше трех раз в неделю. Хорошее подспорье – рыбалка. Три раза в неделю я хожу на Миус. Иногда попадаются даже щучки. А иногда и ничего…

Статистика: как живут пожилые люди в России?

В 2014 году международная неправительственная организация HelpAge International совместно с Фондом Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА) представили ежегодный Индекс качества жизни и благополучия пожилых людей в странах мира, опубликованный на сайте gtmarket.ru. Из 96 стран, принимавших участие в исследовании, Россия находится на 65 месте с индексом в 42,5 балла. Первое место получила Норвегия, с индексом 93,4 балла, по результатам исследования – самая благоприятная страна для людей пожилого возраста.

Справедливости ради нужно отметить, что всего за год Россия поднялась в этом рейтинге сразу на 13 строчек, и по уровню жизни пенсионеров сейчас располагается между Беларусью и Парагваем. При этом Россия уступает почти всем постсоветским государствам, принявшим участие в исследовании (кроме Украины, которая переместилась с 66 на 82 место, и Молдовы, стабильно занимающей 74 место). На сравнительно низкий рейтинг России повлияли: крайне низкий уровень вовлеченности старшего поколения России в общественную жизнь, плохое состояние здоровья пожилых людей, низкий уровень их материального обеспечения, а по критерию благоприятности среды для пенсионеров наша страна и вовсе заняла одно из последних мест (82-е).

Из стран бывшего СССР лучше всех живут пенсионеры Эстонии (20 место), далее следуют пенсионеры Грузии (28), Латвии (35), Армении (40), Кыргызстана (49), Литвы (60), Таджикистана (61), Беларуси (64).

Авторы исследования подчеркивают, что в случае России экономический рост последних лет оказал слабое влияние на улучшение благосостояния пожилого населения. Число пенсионеров в стране увеличивается на 700 тысяч ежегодно и составляет уже более 30 миллионов, а в 2020 году достигнет 50 миллионов. Вместе с тем, российское правительство уже сейчас не в состоянии обеспечить достойную старость основной массе людей преклонного возраста. Средний размер пенсий в стране составляет немногим более 300 долларов, при этом продукты первой необходимости, лекарства и постоянно растущие коммунальные расходы отбирают значительную часть доходов пенсионеров.

 

Мнение напоследок

Вера Ильинична:

– Сейчас посмотрела телевизор – Правительство думает над тем, чтобы повысить пенсионный возраст. Хорошая ли это идея? С одной стороны, если у человека есть здоровье – так почему бы не поработать? Тем более, когда еще хочется: для «души» или, чтобы детям помочь.

А если, как у нас у большинства сельских женщин, к пятидесяти пяти годам уже нет здоровья? Тогда как работать до шестидесяти, например? И какой работодатель захочет нанимать работника, который с «больничного» на «больничный» по врачам ходит? Очень многие женщины, вынужденные работать после повышения пенсионного возраста, работу себе точно не найдут. Так же, как и мужчины. В реальности на селе ведь уже и после сорока пяти лет трудно куда-то на «приличную» работу устроиться. А если люди при этом еще и пенсионный возраст повысить, людям останется только с голоду помереть или руки на себя наложить.

Это огромная проблема – здоровье пенсионеров, особенно на селе. Денег на серьезные обследования у нас нет. А болеем мы намного больше и чаще, чем молодые. Нам намного больше требуется лекарств. И они, как правило, стоят дороже. Где-то читала, что в нашей стране стоимость лечения одного пожилого человека обходится в полтора раза дороже, чем молодого! А при этом мы, из-за того, что у нас зачастую еще и нищенские пенсии, совершенно лишены возможности нормально питаться. Мы едим только каши и хлеб, хватает лишь на такое питание. При этом мы – через одного – диабетики. Какое уж тут здоровье!

Мы живем в нищете. Так, как жили всю жизнь. Только раньше мы думали, что если будем хорошо работать и жить во благо своей страны, то будем в старости очень счастливыми. Что страна, для которой мы столько сделали, нас не забудет. Что наши подвиги и наши заслуги будут ценить наши дети и внуки. Что нас ждет спокойная и обеспеченная старость. Вовсе не наша вина, что у нас, под шумок «реформ» и развал страны украли все, что мы таким трудом зарабатывали… Не наша вина, что мы так и остались нищими.

Но при этом не нищета, а одиночество – наша самая главная беда! Есть такое словосочетание в нашей пенсионной системе – «возраст дожития» или еще «срок дожития». Это срок, который государство рассчитывает платить каждому из нас пенсию, считают его по средней продолжительности жизни. Так вот – «возраст дожития» –  это еще и отношение к нам, пенсионерам. Не только со стороны государства, но и со стороны всего общества. «Возраст дожития», не жизни, а именно «дожития» – это описание всей жизни пожилого человека двумя словами.

По сути, сегодня пожилые люди России – единственные хранители традиций русского народа, его лучшего опыта во всех отраслях экономики и общественной жизни, его славного прошлого и исторической мудрости. А какое общественное мнение сегодня навязывается всем жителям России, как позиционируются и освещаются пожилые люди и их жизнь в средствах массовой информации? Только негативно, как источник вечных экономических проблем и невыносимая обуза на шее государства и общества. Примерно процитировать могу статью одного «выдающегося экономиста»: «В 1970 году на каждого пенсионера приходилось по 5 работников, к 1990 году – 2,2 работника, к 2012 году – 1,3 работника, а меньше чем через десять лет количество работников и пенсионеров сравняется». Далее автор рассуждает о том, что работники, вынужденные, кроме себя и свои семей содержать еще и такое количество пенсионеров, через несколько лет больше не смогут прокормить даже сами себя. И вынуждены будут, из чисто экономических побуждений, чуть ли не сами начинать от пенсионеров избавляться, всеми законными и незаконными способами.

И таких, может быть, чуть более смягченных выводов, передач и статей – большинство в СМИ. Где уж тут рассчитывать на какое-то уважительное отношение к пожилому человеку, на какое-то «человеческое» изменение в нашей жизни?

При этом, любая инициатива пенсионеров, любое их объединение в общественную организацию обществом воспринимается как поступок людей едва ли не умалишенных. Или тех, кому уже «нечего делать». От пенсионера ждут, что он, после выхода на пенсию, в идеале будет до самой смерти тихо сидеть на лавочке и грызть семечки, никому не докучая своими проблемами. А если начинает докучать – это раздражает.

При этом само общество как-то не задумывается о двух вещах, составляющих суть элементарной справедливости. Во-первых, очень многие из нас, сегодняшних пенсионеров, строили эту страну. Жили впроголодь, восстанавливали ее из руин, были лишены самого необходимого. И все это делали только ради самой страны. Ради ее светлого будущего. Ради будущего вас, наших детей. МЫ оставили вам, сегодняшним «работникам», ВЕЛИКУЮ страну. А что вы оставите своим детям? Что великого, сравнимого с нашими масштабами, построили вы?

А во-вторых – пройдет еще лет десять-пятнадцать-двадцать. И вы сами станете пенсионерами. Что сделают тогда ваши дети? Так же, как и вы, обрекут вас на одиночество, на не востребованность в обществе? Так же не будут ни во что вас ставить, так же говорить о вас – что вы выжили из ума, что лезете не в свое дело, что «вас» – «слишком много». Вспомните при этом, что «вас» – будет еще больше, чем нас, сегодняшних. Еще больше голодных, требующих содержания «бесполезных» для экономики ртов. От «вас», следуя вашей же логике, будут вынуждены избавляться еще быстрее…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Никитишка из Екатериновки 07 окт 2015 в 11:08 # Ответить
new comment
Ага в 2013 году у меня була пенсия 310 $ США, а сейчас в 2015 году стала 190 $ США. Масло подсолнуха в 2013 году стоило 47 руб. 1 л бутылка, а ныне под 100 руб - таже бутылка.
Елена Мотыжева - Это кто уменьшил пенсию в России???
Елена Мотыжева 07 окт 2015 в 11:41 # Ответить
new comment
Пенсию в России уменьшили экономический кризис и накопившиеся структурные проблемы в экономике, девальвация рубля, введенные против России санкции, общий рост цен на товары, вызванный инфляцией, девальвацией рубля и массовыми спекулятивными явлениями.
Гость 13 окт 2015 в 09:52 # Ответить
new comment
Елена, всё ясно. Опять Обама виноват.
Елена Мотыжева 16 окт 2015 в 13:07 # Ответить
new comment
Не фантазируйте. Я не ответила Вам, что "виноват Обама". Я написала, какие явления уменьшили уровень дохода пенсионеров всех остальных групп населения. Кто регулирует эти явления в государстве, и кто обязан смягчать, а то и вовсе ликвидировать их последствия, по-моему, очевидно для каждого. А кто конкретно уменьшил лично Вашу пенсию - мне неизвестно, я не ясновидящая.
Уважаемые читатели!
Если у Вас есть жалобы или Вы недовольны какими-то явлениями, обращайтесь в редакцию открыто, не пишите анонимок. Не звоните, отказываясь называть своего имени.
Не стоит обвинять нас в продажности, трусости или предвзятости, в "прогибании под изменчивый мир".
Журналист - тоже человек, у него тоже есть любимая работа, которая его кормит, есть своя семья и дети, которых нужно содержать. Журналист живет рядом с вами, на этой же земле.
Но он, в отличие от большинства, подписывается под словами, за которые потом несет ответственность, вплоть до уголовной, если будет доказано, что они - клевета.
Писать в интернете, не попадающем под действие закона о СМИ, возмущенные анонимные письма или звонить в редакцию, отказываясь представиться, и при этом после обвинять "продажных" или "трусливых" журналистов за то, что они отказываются "подставлять" себя за струсивших и спрятавшихся за его спину "Анонимов" - это одно.
А написать что-то от своего честного имени так, чтобы быть готовым за свои слова отвечать, имея все доказательства своей правоты - это совсем другое. Для этого нужны совсем другая отвага и другая честность.
Ольга 18 дек 2015 в 11:06 # Ответить
new comment
Моей прабабушке в следующем году будет 102 года, энергии на десятерых, видит одним глазом, слышит одним ухом.пенсия семь тысячь. Семь классов образования. Самый ценный вывод, который я услышала от этого мудруго человека: "надейся на себя и на Господа!" И в этом вся суть. Единственно страшно, что мы потеряли связь поколений. И что мы тратим ресурсы своих детей и правнуков, ничего её созидая, а только потребляя.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: