зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Народная святая – Елена Ряженская и Таганрогская

Из села Ряженое происходит особо почитаемая народом местная чудотворица – Елена Блаженная, могила которой сохранилась в Таганроге

О том, что в селе Ряженое когда-то родилась своя, почитаемая народом святая, ныне похороненная на Старом кладбище Таганрога, мне поведал фермер Юрий Федорович Иващенко. Будто бы до сих пор некоторые старушки в Ряженом рассказывают, что некогда в их селе в богатой семье родилась девушка, которую во время ее свадьбы лично Иоанн Кронштадский благословил стать блаженной, Христа ради юродивой, навсегда оставив и жениха, и свою богатую жизнь…

Конечно, мы не могли пройти мимо такой истории и постарались раскопать как можно больше сведений о том, кто же такая была Елена Ряженская, впоследствии ставшая известной, как Блаженная Елена Таганрогская. И вот, что нам удалось узнать.

В книге протоиерея Тимофея Фетисова «Из истории Православия в Таганроге» о Елене из Ряженого написано следующее: «Родилась Елена в 1887 году в селе Ряженое Ростовской области. Родители ее были дворяне и имели большое поместье. Семья была благочестивая и, как говорят, духовно окормляемая самим отцом Иоанном Кронштадтским. В детстве Елена получила подобающее ее происхождению классическое образование, куда входило, помимо всего прочего, знание трех иностранных языков. Маленькую Леночку нельзя было назвать обычным ребенком. Так, она часто говорила няне: «Посмотри, у меня на щеках врожденные кресты». Взрослые недоумевали, потому что эти кресты были видны только Елене. Но прошло время, девочка выросла и превратилась в молодую красавицу. Ее ожидала обычная судьба девушки дворянского сословия: состоятельный жених и тихая обеспеченная жизнь. Вскоре родителями был найден и подходящий кандидат – офицер в чине полковника. Но никто тогда не знал того, что созрело в душе молодой Елены. Презрев тленное мира сего, она навсегда решила остаться невестой Христовой.

Между тем, настал день свадьбы. Это было около 1900 года, на Сретение. Передают, что на свадьбу был приглашен духовник семьи – отец Иоанн Кронштадтский. В этот день после венчания, когда все гости были уже за столом, первый тост говорил именно отец Иоанн. Вместо слов поздравления праведник, обратившись к Елене, произнес лишь: «Не знаю, за что пить. Карета ждет тебя!». Никто из гостей не обратил особого внимания на эти загадочные слова батюшки, и пир продолжался своим чередом. И только задумчивая Елена поняла эти слова, как глас Божий, как ответ на ее тайные молитвы. Все ее сомнения теперь были рассеяны. Елена, сделав вид, что ей нужно расслабить тугой корсет, поспешно вышла из-за стола. Гости и жених проводили красавицу-невесту восторженными взглядами. Кто знал тогда, что видят ее такой в последний раз? Сменив роскошную фату на старый нянечкин тулуп и валенки, Елена покинула уютный родительский дом, чтобы в многолетних скорбных скитаниях и странствиях обрести дом небесный».

И так, что мы имеем? Девушка из явно очень богатой дворянской семьи, имеющей дом и возможность длительного проживания в тогдашней столице – Петербурге, а так же возможность организовать там свадьбу дочери. Ведь Иоанн Кронштадский, пользовавшийся огромным авторитетом не только среди простого народа, но и среди многих представителей аристократических фамилий, в том числе и некоторых членов императорской семьи – это именно Петербургский священник, он никак не смог бы специально приехать на свадьбу в Ряженое. Плюс жених – полковник, что так же предполагало огромные почет, влияние и уважение в обществе вкупе с серьезным количеством рублевой наличности. В общем, действительно, самое блестящее будущее. И вдруг – «Христа ради юродивая», «блаженная».

Кстати сказать, «юродство Христа ради» («юрод» по-старославянски: дурак, сумасшедший) – издревле считается одним из самых трудных христианских подвигов. Юродство Христа ради – это намеренное стремление психически здорового человека скрывать свой ум, свои таланты и добродетели и казаться людям сумасшедшим, странным, не таким как все, «белой вороной». Стать юродивым – значит, отречься от материального благополучия; без страха честно обличать все язвы человечества и идти поперек мнения «большинства», с целью навлечь на себя как можно больше людских поношений, осуждений и оскорблений. На Руси синонимом к слову «юродивый» стало слово «блаженный», образованное от славянского «благой, хороший». Блаженными называли людей, которые по духовной чистоте имели возможность видеть Бога по своему желанию и общаться с Ним, или, как говорят, «имели блаженное видение». Присноблаженной («всегда блаженной») называют Богородицу. Блаженными называли московского святого Василия и юрьевецкого Симеона, блаженной была петербургская святая Ксения. При этом все православные блаженные – Божьей милостью обязательно ясновидящие и чудотворцы.

Как указано в книге Тимофея Фетисова, Елена стала зваться после ухода из дома родителей Еленушкой, отправившись по православным храмам и монастырям Руси. В конечном итоге она добралась до Таганрога, где ее, просящей милостыню, в одном из городских храмов и увидели родственники. Приехала мать. Поняв, что Елену ей не вернуть, она стала периодически посылать дочери золото, чтобы та не голодала и не нищенствовала. Но Елена тут же раздавала деньги всем, кто стоял на паперти вместе с нею. Говорят, бережно хранила она только одну золотую вещь – обручальное кольцо. Его блаженная вернула лишь нашедшему ее мужу со словами: «Прости меня, но на этом свете я не смогу быть твоей супругой. А в будущей жизни мы с тобой обязательно встретимся».

В Таганроге Елена поселилась неподалеку от нынешнего храма Георгия Победоносца, у многодетной семьи Носко. Глава семьи – Леонтий – был машинистом на железной дороге. А его супруга Марина Васильевна воспитывала 9 детей. В их дом Елену привела от паперти Иверского монастыря родная сестра Марины Васильевны, монахиня Серафима.

Живя в доме у семьи Носко, Елена не раз творила чудеса. Однажды она начала хлопать в ладони и кричать хозяйке: «Пожар! Пожар!» Та спросила: «Что ты, Еленушка, какой пожар?» Она ответила: «Пожар, матушка, и там твой барин (в смысле – муж). Молись, спасай его!» И заставила Марину Васильевну молиться вместе с собой. Впоследствии выяснилось, что Леонтий Носко вел состав вагонов с горючим топливом к Иловайску. И у него заклинило всю левую сторону колес поезда. Паровоз двигался по инерции при вращении правых колес и сильном трении о рельсы левых, откуда летел фонтан горящих искр. Любая из этих искр, попав на цистерну, превратила бы весь состав в огромный движущийся факел. Но поезд дошел до места назначения благополучно, к огромному удивлению всех железнодорожников.

Помогала Елена и совершенно посторонним людям. Одна женщина по ее указанию нашла своего пропавшего мужа в соседней губернии с любовницей. Другой Елена сохранила жизнь своими молитвами, явившись в видении в ту минуту, когда женщина едва не попала под поезд. В церковном предании есть еще один случай спасения Еленой чужой жизни, совершившийся через много лет после ее смерти. Говорят, в 1992 году одна молодая женщина, работая на стройке, упала с четвертого этажа. «Господи, спаси!» – только и успела подумать несчастная. Долетела до земли – и осталась цела. А потом рассказала, что почувствовала за секунды падения. Она услышала голос: «Я не дам тебе погибнуть». Женщина успела спросить: «Кто ты?» и получила ответ: «Я – Елена из Таганрога».

В 1942 году, когда во время оккупации из Таганрога стали угонять в Германию молодежь, многие девушки нарочно просились к Елене, чтобы попить с нею чаю. Потому что заметили – кто попил чаю с Еленушкой, того немцы каким-то непостижимым чудом оставляли на родине. Зато некоей Вере Васильевне Елена, напротив, посоветовала самой пойти в Германию, вслед за угоняемой дочерью. «Пойдешь с ней – ее спасешь и сама жива останешься». Это пророчество исполнилось в точности.

Блаженная Елена умерла 7 апреля 1942 года – на Благовещение, немного поболев. Хоронить ее, как говорят, собралась тьма народу, едва ни весь город. Отпевал блаженную пожилой батюшка, и, когда отпевание закончилось и мужчины подошли к гробу, чтобы вынести его, они не смогли сдвинуть гроб с места. Батюшка будто бы вспомнил, что где-то слышал о подобных чудесах и велел, чтобы гроб подняли на свои плечи одни только женщины. Они и несли Елену до кладбища вдоль всей Дзержинки, по очереди сменяя друг дружку. И видели, как над похоронной процессией всю дорогу парила необычайной красоты птица, не оставлявшая людей, пока могилу не засыпали землей. Женщины плакали и говорили, что это Сама Царица Небесная провожала их Еленушку…

С тех пор не прекращалось почитание народной святой. Блаженная Елена пока не канонизирована Православной Церковью и не прославлена, как многие другие русские святые. Но ежегодно на ее могиле таганрогским духовенством совершается панихида, куда приходит множество народа. И каждый день около места последнего упокоения блаженной можно увидеть людей. Чаще всего – это женщины, которые подолгу стоят и молятся возле ее старенького узорного креста, отреставрированного и сохраненного позади строгого современного памятника. Молятся о чуде материнства, об излечении деток от болезней, о благополучном возвращении из командировок мужей, о спасении родных на Донбассе… Кто о чем. И многие говорят, что их народная святая не оставляет людей своим заступничеством и помощью.

Елена Мотыжева

 

  1. P. S. К сожалению, доподлинно установить сейчас, из какой именно дворянской семьи Ряженого происходила Елена, почти невозможно. Основателями Ряженого были Коваленские, имевшие здесь поместье. Но к середине 19 века они распродали многие свои земли, в том числе, как говорят, и Ряженое. Из «серьезных» аристократов в Ряженом жили Денисовы – дальние родственники бывшего атамана Всевеликого Войска Донского Андриана Денисова и Броневские – довольно богатые помещики, родственники Иловайских. По мнению известного исследователя истории Примиусья Николая Михайловича Дядиченко, досконально изучившего родословную Денисовых, в случае с Еленой вероятнее всего речь идет о роде Броневских. Броневские, один из которых написал «Историю Всевеликого Войска Донского», были и достаточно знатны, и достаточно богаты, чтобы «вписываться» в строки сохранившегося предания о знатной и богатой семье, в начале 20 века отмечавшей свадьбу дочери в столице.

Увы, установить, чьей именно дочерью, хотя бы предположительно, могла быть Елена Ряженская-Таганрогская, нам не удалось. Зато, разбирая архивные материалы, мы случайно открыли еще одну удивительную страницу из жизни Ряженого. Именно это село было родиной самого известного в наших краях революционера конца 19-начала 20 века – Валериана Броневского, участника покушения на императора Александра II и всех революционных событий 1905-1917 годов. Но об этом – в следующий раз.

 

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Написать нам
Довольны ли вы качеством получаемой медицинской помощи в государственных больницах

Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Не обращаемся

Комментировать
Группа ВКГазета Деловой Миус в Telegramэл. подпискаОбластной спортФутбольный обзорРасписание электричекРасписание автобусов