зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Контрактная система: новая и неизвестная

Совсем немного времени осталось до 1 января. Именно тогда на смену действующему законодательству в области госзакупок придет новый, 44-й Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Что он несет людям, ответственным за их осуществление, бюджетным учреждениям, предпринимателям? Какие изменения в нем произошли по сравнению со старым ФЗ-94? За комментариями «Деловой Миус» обратился к людям, имеющим к вопросу непосредственное отношение.
Специалист по закупкам отдела социально-экономического развития, торговли и бытового обслуживания Администрации Матвеево-Курганского района Людмила Погорелова:
В новом законе отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории "люкс". Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 миллиарда рублей.
Закон устанавливает следующие способы размещения заказов: помимо электронных и закрытых аукционов, могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок и запрос предложений, закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись, но при определенных ограничениях.
Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.
Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, либо в качестве обеспечения исполнения контракта. Еще одно новшество - электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход.
Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, должны сформировать специальные контрактные службы. Иные заказчики обязаны назначить контрактного управляющего. Кроме того, вводится общественный контроль за закупками.
Помощник прокурора Матвеево-Курганского района, младший советник юстиции Марина Ростенко:
В России будет создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закон будет регулировать госзакупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.
В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно Закону N 44-ФЗ вводятся новые, например конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.
Изменятся правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом N 44-ФЗ установлены особенности исполнения заключенных контрактов.
Согласно закону, теперь каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны утверждать, помимо плана-графика, составление которого предусмотрено действующим законодательством, план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. В планах закупок будут указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения. План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.
Бухгалтер, несколько лет занимавшийся госзакупками:
Извините, имя называть не буду. В здравом уме никто не хочет идти работать на этот участок. Тем более, что зарплата совершенно не соответствует просто драконовской степени ответственности. Слышу, что сейчас, накануне введения нового закона, по региону отовсюду массово увольняются специалисты по закупкам. Понимаю их озабоченность. Я ушла из «закупок» по той же причине - у меня семья.
А о самом процессе – почему бы не рассказать? У всех закупаемых организацией товаров есть свои коды-классификаторы, присваиваемые им при покупке. При этом, даже имея деньги, купить можно далеко не все. Есть определенный перечень товаров, которые покупать нельзя. Допустим, ткани нельзя покупать. Полотенца, рабочие халаты, фартуки, какие-то шторы для организации или учреждения. Не знаю, кто придумал инструкцию, что тканевые изделия не требуются для функционирования бюджетного учреждения. Если что-то тканевое и покупается, то всегда проводится другими товарами. Приходится подделывать счет и писать в нем, допустим, «бумага офисная». А на самом деле это – халат для уборщицы. И таких фактов много, к ним уж все приловчились, привыкли обходить закон. Договариваешься с поставщиком – и все.
Хуже, если ты эти коды не найдешь или неправильно распределишь. Вот это будет ужас. Чуть ли не в тюрьму могут посадить за эти коды. Потому что на каждую ручку или карандаш код - свой, на резинку стирательную или линеечку – свой. И – огромнейший классификатор кодов. Открываешь раздел «пластмассовые изделия», а их там – миллиард. Вот и ищи в нем линеечку. Находишь что-то, более-менее подходящее, проводишь закупку, а потом оказывается, что этот классификатор – уже устаревший, и на самом деле код линеечки – совершенно другой. Бедные специалисты, занимающиеся госзакупками, вынуждены постоянно сидеть в интернете на форумах, задавать друг другу вопросы типа «Вы не знаете, какой код присваивается лезвиям для ножей по резке бумаги?» или «Какой код сейчас у калькуляторов?» и т.д. Незнакомые люди по всей стране помогают друг другу, как могут, понимая всю отчаянность и нелепость своего положения.
В зависимости от суммы договора, надо проводить либо торги, либо аукционы. Хоть раз в год на определенную сумму, человек обязан заключить договора именно с предпринимателями. Это, вроде, сделано, чтобы поддерживать российский малый бизнес. Вот ты, даже если тебе это не нужно, и ищешь этих предпринимателей. Потому что если ты не заключишь с ними договоров – опять тебе штраф за то, что не выполнил требования закона. Еще и долю эту, которая будет суммой контракта, должен высчитать, чтоб, не дай бог, процент по ней не стал ниже требуемого! Оштрафуют.
Еще один бред: если договор мелкий, то ты обязан сам найти трех поставщиков и взять у них, всех трех, документы: счета на нужный тебе товар. И все их сравнить. В одном это будет одна цена, в другом - другая. Тебе нужно взять тот счет, где цена меньше. И получается, что у одного предпринимателя ручки по 5 рублей, а у другого по 6. Только те, что по 5 – плохого качества, пишут жирно, мажутся. Но по 94-му закону ты должен покупать именно те, что по 5 рублей, потому что они - дешевле.
Еще хуже, когда надо купить несколько наименований товара. Потому что обычно у первого предпринимателя дешевле ручки, у второго – карандаши, а у третьего – ластики. Вместо того, чтобы пойти и купить в одном месте сразу все, что надо, ты носишься по трем разным магазинам, и готовишь три разных пакета документов на всю эту мелочевку. Приходится бегать по продавцам, искать счета на товары. Предприниматели дают друг другу чистые бланки счетов с печатями. Или вовсе заводят «левые» печати. Печатают тебе первый счет со своей ценой. А рядышком – печатают второй, от имени другой фирмы, на котором цена - выше. И вручают тебе «хороший» комплект документов. Конечно, три счета получить в одном месте трудно, но два – вполне реально.
Совсем плохо, когда надо заменить в сломавшемся прямо посреди дороги автомобиле, скажем, карбюратор. По закону, надо пройти процедуру поиска трех поставщиков. И плевать, что ты стоишь, скажем, между Чалтырем и Пятихатками, и никуда с места сдвинуться не можешь. Где хочешь, ищи этого предпринимателя. Как хочешь, умоляй. Жди, пока все оплатят. Тогда и получишь запчасть. И получается, что на все это время твой автомобиль вообще выпадает из эксплуатации. Хорошо, если есть другой, на котором все это время можно ездить. А если это – единственный служебный автомобиль, на котором через день надо мотаться в Ростов, тогда как быть?
Наш завгар, матерясь, в начале каждого квартала писал в заявке кучу всяких деталей и узлов, которые могут понадобиться для внезапно сломавшегося автомобиля. И их приходилось покупать без необходимости, «на всякий случай». При этом сразу все по закону тоже купить было нельзя.
Ну и наконец, просто ужас, если тебе нужно купить не запчасть, а целый автомобиль.. Регистрируешь на сайте свою потребность в приобретении автомобиля. Указываешь, например, что тебе нужен ВАЗ-2112, белого цвета, такого-то года выпуска. Если ты, не разбираясь, естественно, в автомобилях, не расписал детально еще какие-то важные требования, тебе, по закону, могут подсунуть все, что угодно. И ты обязан будешь это взять. Например, машина будет с разбитыми стеклами. Или вовсе без них. Ты ж не указал, что стекла должны быть в наличии и быть целыми… А как может человек учесть все моменты? Особенно, если в машинах не очень разбирается и опыта общения с жуликами не имеет. Такое приобретение «кота в мешке» часто случается. А итог один: все равно тебе придется отвечать за приобретенный некачественный товар. Ты же занимался закупками…
Еще один классический пример нелепостей мне рассказывали в филиале ростовской организации. В местном магазине по 17 рублей за упаковку продавались нужные им пакеты для мусора. Но покупать их сама организация по закону не имела права. Подали заявку в головной офис. Был, как и сейчас, ноябрь. Чтобы там успели свести данные со всех филиалов, пришлось ждать месяц. Потом наступил Новый год. Потом еще 15 дней ушло на процедуру торгов. Но и тогда они свои пакеты не получили. Потому что пакеты еще месяц ехали в Ростов из Москвы. И две или три недели распределялись по филиалам. В середине марта, наконец, позвонили, чтобы девочки из филиала приехали в Ростов и там сами забрали свои пакеты, которые в итоге были закуплены по 29 рублей за упаковку. Такой вот пример типичной «эффективности» траты государственных денег.
Вообще, все упирается в «сырость» законов, непрофессионализм тех, кто их пишет и степень ответственности у людей, которые вынуждены по этим законам работать. Да и как работать, когда, чтобы новый ФЗ-44 начал с 1 января действовать нормально, ему «в помощь» должны были принять 50 дополнительных документов? А приняли, слышала, только 6. Какая уж тут эффективная работа…

Подготовили Елена Мотыжева, Инна Костромина

Все статьи

Комментарии пользователей

Наталья 04 дек 2013 в 21:53 # Ответить
new comment
Да и как можно учесть,что завтра в машине, которая развозит продукты полетит какая то запчасть,которую не запланировали купить,вот и ищите ,как выходить из ситуации,чтобы было по закону.Не для "тех" закон.
Сергей 06 дек 2013 в 11:50 # Ответить
new comment
Когда-то работал в театре и приходилось тоже все закупать через тендеры, но ткани там проходили, потому что костюмы из них шьются. Звуковое и осветительное оборудование закцупали все-таки качественное, договариваясь о низкой цене с поставщиками заранее. Да и им было выгодно работать с крупным оптовым покупателем, каковым является театр оперы и балета. Однажды приобрели противопожарный занавес ручной работы стоимостью 1 млн.рублей. Такого не было и, может быть, нет и до сих пор в других театрах. То есть если захотеть, все можно приобретать и качественное, и в нужном количестве. Конечно театр - специфическое учреждение и его нельзя сравнивать с другими государственными организациями.
Alexteam 06 дек 2013 в 14:42 # Ответить
new comment
Как "пилили" так и будут "пилить".
Согласен с Наталья, не с "тех" начинают.
В тему 06 дек 2013 в 14:48 # Ответить
new comment
Всех грешников в аду или жарят в кипящем масле или варят в смоле.
И только российских чиновников распиливают.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: