зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Мусорная реформа: вопросов больше, чем ответов

Журналисты «Делового Миуса» провели расследование, как изменит жизнь простых жителей ведущаяся в стране «мусорная реформа»

От отходов не спрятаться

Одна из самых больших проблем, обсуждаемых нашими читателями в социальных сетях – проблема мусора. Жители абсолютно всех районов Примиусья жалуются на огромное количество среднего и мелкого размера несанкционированных свалок: в посадках, оврагах и на берегах водоемов, – куда несознательные граждане свозят свой бытовой и строительный мусор, а порой и жидкие нечистоты. При этом, как на местном и региональном, так и на федеральном уровне государством ведется работа по реформированию и упорядочиванию системы сбора и утилизации отходов, а в СМИ периодически появляются статьи с докладами о положительных сдвигах в этом направлении. Например, о создании в Ростовской области восьми МЭОК, которые должны будут способствовать не только уменьшению количества несанкционированных свалок, но и наведению порядка как с уже имеющимися полигонами, так и с ответственностью населения за «произведенный» мусор. Журналисты «Делового Миуса» решили провести свое расследование, как может измениться жизнь простого жителя нашего региона после того, как новый подход к сбору и утилизации отходов заработает на полную мощность. По планам правительства, это должно случиться уже в 2019 году.

 

Что такое МЭОК

С 1 января 2019 года вся территория Ростовской области будет поделена между восьмью специально созданными для системной переработки и утилизации отходов межмуниципальными экологическими отходоперерабатывающими комплексами (МЭОК). Они создаются на базе Неклиновского, Красносулинского, Волгодонского, Миллеровского, Морозовского, Мясниковского, Новочеркасского и Сальского районов. В составе всех МЭОК областным правительством планируется построить 8 новых полигонов (все старые будут рекультивированы), 34 мусороперегрузочные станции, 10 мусоросортировочных и 7 мусороперерабатывающих комплексов. Совокупный объем необходимых инвестиций – около 7,8 миллиарда рублей. Региональным оператором, который будет осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне Неклиновского МЭОК в течение следующих 10 лет, утверждено ООО «Экотранс», ставшее, по результатам торгов, единственным участником конкурсного отбора, подавшим заявку. В зону деятельности данной компании теперь входит вся система обращения с коммунальными отходами на территориях Неклиновского, Матвеево-Курганского, Куйбышевского районов и города Таганрога.

Как написано в майском докладе министра ЖКХ области Андрея Майера, «до 1 июля 2018 года региональные операторы должны определить всех участников рынка: возчиков, организации, эксплуатирующие полигоны, – и заключить договоры с ними и собственниками отходов (населением и юрлицами). А также разработать предложения об установлении единого тарифа на свою услугу по обращению с ТКО и направить их в орган регулирования». По Неклиновскому МЭОК, как можно убедиться из того же доклада, «инвестором приобретён земельный участок под размещение мусороперерабатывающих комплексов. Проведены публичные слушания. В июне будут завершены мероприятия по переводу категории земельного участка в земли промышленности. Параллельно ведётся разработка проекта и инженерные изыскания с завершением в 4 квартале 2018. Строительно-монтажные работы – 2019 год».

14 июня сего года компания «Экотранс» через СМИ обратилась к населению с извещением о том, что физическим и юридическим лицам, находящимся на территории функционирования МЭОК, нужно обязательно заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом опубликованная в СМИ информация адресовала все возникающие у потребителей вопросы на официальный портал компании ekotrans-rnd.ru. Мы посетили данный сайт. Выяснилось, что он находится в начальной стадии наполнения информацией. Никаких пояснений о том, где находятся абонентские участки, на которых потребителям можно было бы заключать договоры, как выглядит сам бланк договора, мы найти не смогли. Как не смогли и выяснить, куда именно будет свозиться мусор со всего Примиусья и Таганрога до момента завершения постройки мусороперерабатывающего комплекса в Неклиновском районе. В связи с чем наша газета письменно обратилась к руководству компании с просьбой разъяснить населению его дальнейшие действия в части заключения договоров и ответить на возникающие практические вопросы по сбору и утилизации ТКО в регионе. После получения нами официального ответа от представителей компании, мы обязательно опубликуем его на страницах «Делового Миуса».

 

О новой системе сбора и утилизации

Объяснить нашим читателям, хотя бы примерно, как именно на практике будет функционировать вся система обращения с отходами после завершения в стране «мусорной» реформы, мы попросили специалистов, много лет отработавших в системе ЖКХ региона. Вот что нам удалось выяснить. Региональный оператор должен заключить договоры. На услуги по сбору и транспортировке отходов – с действующими предприятиями ЖКХ, имеющими лицензию на эту деятельность. На услуги по хранению и утилизации – с официально работающими на данной территории полигонами. И на оказание услуг по обращению с отходами – с рядовыми потребителями, жителями территории. Наиболее вероятно, что собирать и вывозить мусор, а так же утилизировать его будут те же самые предприятия, которые и занимались этим до сих пор. А вот квитанции за вывоз мусора потребителю будут присылать уже не они, а региональный оператор. Тариф на вывоз мусора, предположительно, теперь будет состоять из трех частей: оплаты услуг сборщика и перевозчика мусора, оплаты услуг по утилизации мусора полигоном и расходов самого оператора. Каким будет общий тариф после утверждения его региональной службой по тарифам и сборам – пока неизвестно, но, весьма вероятно, что он может быть выше, чем нынешний.

На основании опыта уже работающих в других регионах МЭОК и всех изменений в законодательстве, вероятнее всего, как предполагают местные коммунальщики, региональные операторы при установлении тарифов будут исходить из данных о количестве всех зарегистрированных в домовладении жильцов. Такой подход может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные. 1. Будет полностью снята проблема самовывоза населением коммунального мусора на несанкционированные свалки – у любого домовладения просто не сможет образоваться количество бытового мусора, который потребуется вывозить самостоятельно. Ну, разве что после ремонта и так далее – но это уже совсем другая тема. 2. Наконец, прекратится «подпольное» сжигание населением своего «лишнего» мусора, особенно пластика, отчего просто невозможно открыть окно в темное и прохладное время суток, когда больше всего хочется свежего прохладного воздуха. 3. Постепенно исчезнут многолетние залежи складированного мусора на приусадебных участках. По изменившемуся законодательству, его теперь не только категорически запрещено сжигать, но и категорически запрещено накапливать в любых местах, кроме лицензированных полигонов. Мусор в количестве больше 1 кубометра на любом участке по предписанию регионального оператора собственник обязан будет убрать сам в течение 30 дней. При отказе, мусор с участка будет убран самим региональным оператором, который затем по суду взыщет с собственника участка все свои затраты.

Отрицательные моменты. 1. Собственникам жилья придется платить за всех зарегистрированных в его домовладении, даже если по факту они там не проживают. Причем платить не только за вывоз мусора до полигона, как привыкли раньше, но и за весь процесс его утилизации, вплоть до захоронения или конечной переработки. 2. Разжалобить коммунальщиков, что у вас нет денег, отсрочив платеж, или занизить количество образующегося мусора больше не получится. Государство твердо намерено навести порядок в этой сфере и с течением времени предусмотрело все более ужесточающиеся методы для его наведения. Как новые тарифы, так и более жесткий подход к взиманию платы и наложению штрафов, на фоне падающего уровня доходов у многих граждан могут спровоцировать их недовольство.

 

Раздельный сбор отходов

Согласно постановлению донского министерства ЖКХ, уже с 1 января 2019 года Ростовская область должна перейти на раздельный сбор мусора по двум видам: органический и неорганический. С 2020 года неорганические коммунальные отходы поделят на дополнительные категории: стекло, пластик, бумага и т. д. Несмотря на объявленные намерения государства ввести цивилизованное обращение с отходами, на местах реализацию планов по раздельному сбору мусора на уровне европейских государств местные коммунальщики оценивают пока как невыполнимую. К раздельному сбору мусора большинство коммунальных предприятий нашего региона по финансовым соображениям просто не готово. Раздельный сбор – это совсем другие мусоровозы, которые сначала нужно иметь возможность купить. А на это банально не хватает денег. Можно, конечно, пойти другим путем. Например: органику собирать по улицам в один день недели, неорганику – в другой день. Но, опять-таки, любая дополнительная поездка, особенно в условиях подорожавшего топлива – это дополнительные затраты, повышающие тарифы. Потому самое оптимальное, что пока могут предположить местные сборщики отходов – остановиться именно на варианте, когда мусор станут сортировать на территории самого мусороперерабатывающего комплекса, создав для этого не только специальные площадки, но и дополнительные рабочие места.

По планам организаторов реформы, в будущем весь максимально отсортированный мусор со всех мусороперерабатывающих комплексов каждого региона будет свозиться в ближайший экотехнопарк, где станут осуществлять его дальнейшую переработку. По федеральной «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов до 2030 года» в России за 12 лет должно появиться сразу 70 таких объектов. Один из них планируют построить в Ростовской, либо в Волгоградской области. Кроме экотехнопарка, переработкой отходов, по планам авторов реформы, смогут заниматься и на территориях самих МЭОК. Лишь тот мусор, который невозможно будет отправить на дальнейшую переработку, спрессуют в брикеты, которые захоронят на полигонах.

 

Об ответственности потребителей

Несмотря на то, что нынешним законодательством предусмотрено уже не право, а прямая обязанность со стороны абсолютно всех собственников заключать договор на оказание услуг по вывозу мусора, огромное количество собственников домовладений даже с местными предприятиями ЖКХ таких договоров не только имеет, но и всеми способами уходит от их заключения. Потому самый большой вопрос реформы – каким именно образом будут заключаться договоры с населением. Как предупреждают местные коммунальщики, несколько лет назад сами потратившие немало средств, времени и нервов, чтобы заключить договоры хотя бы с частью населения, – если не будет продуман работающий на практике и легко применимый способ наказания потребителей, не заключивших договор, – ни о каком стабильном функционировании системы обращения отходов, речи вести не придется. При этом как Жилищный кодекс, так и КОАПП уже предусматривают приличные штрафы для потребителя, который либо не заключил договор с региональным оператором, либо вывез свой мусор на несанкционированную свалку. Однако каким образом будут хватать за руку каждого из тысяч нарушающих закон – пока непонятно.

Так же, как непонятно пока и как именно будут заключать договоры, и вывозить мусор от тех, кто живет на улицах без твердого покрытия, либо в отдаленных хуторах, куда в распутицу не добраться никаким транспортом, кроме гусеничного. С 1 января 2019 года жители таких населенных пунктов и улиц обязаны наравне со всеми «благоустроенными» жителями заключать договоры с региональным оператором и оплачивать вывоз своего мусора. Который, с 1 января 2019-го, у них должны, вопреки невозможности проехать, систематически и в любую погоду забирать коммунальщики.

 

Практические вопросы на местах

Местные коммунальщики смотрят скептически на опыт некоторых региональных операторов из крупных городов России, которые в целях сокращения затрат пытаются и на селе собирать мусор не возле каждого домовладения, а всего с нескольких площадок на улице, куда жителями всего квартала мусор сносится в контейнеры. «Для нас такой вариант абсолютно неприемлем. На практике, учитывая наше полное экологическое бескультурье, получится, что площадки с мусорными контейнерами возле частных домов фактически будут ничьи. Посмотрите, что всегда творится на подобных площадках возле многоквартирных домов – омерзительные запахи и антисанитария. А если таких площадок настроить еще больше? Второй вопрос – где их размещать? Кто захочет, чтобы перед его домом на улице была такая площадка, куда со всего квартала будут свозить и сносить мусор? Никто не захочет – мусор будет лететь, вонять, его будут рвать собаки и так далее. Лучше все-таки собирать выставляемый мусор у каждого дома. По крайней мере, так хотя бы есть, с кого спрашивать за грязь». Отдельный практический вопрос, волнующий коммунальщиков – тара, в которой население будет выставлять мусор после того, как новая система заработает. Все коммунальные службы – за ограниченный размер. Пусть не спецведрах, как где-нибудь в богатых странах, но хотя бы за введение нормативного объема тары. Без него нередки случаи, когда жители выставляют мусор, например, в доверху заполненных сахарных мешках, которые после с трудом выволакивают за калитку. Учитывая, что за день грузчику приходится поднимать и загружать в машину тысячи ведер – таскать на пупе еще и пятидесятикилограммовые мешки за скромную зарплату коммунальщика – это просто издевательство над людьми.

Ну и наконец, об опасениях. Больше всего местные коммунальщики опасаются, что новая система обращения с отходами, о которой столько говорят в стране, не заработает в срок, как запланировано. В то время как, в силу объективных причин, перестанет функционировать и старая, – пусть не слишком эффективная, действующая с большим скрипом, но все-таки действующая. В том числе и потому, что, коммунальщики сами строили ее на местах, исходя из собственных практических возможностей и реальных условий.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Гость 04 июл 2018 в 10:37 # Ответить
new comment
Фирма "Экотранс" зарегистрирована менее года назад в Свердловской обл,г.Нижний Тагил.
Уставной капитал минимальный (10000 рублей, мусорный контейнер с крышкой стоит дороже).
Вместо нормального сайта сделана просто визитка(цена до 3000 рублей), ссылки не ведут никуда .
С ними заключать договор? Извините. Остап Бендер и тот больше старался.
250000+80000+40000+13000=383 тысячи душ податного населения на данной территории. Осталось собрать с каждого хоть по 100 рублей на защиту экологии.
Алексей 09 июл 2018 в 09:23 # Ответить
new comment
Очередной лохотрон от правительства. денюжку давайте сейчас, а все остальное будет потом. Сколько уже было этих собирателей денег с населения. И все рассказывали, как замечательная жизнь наступит после того, как....
Иван 02 окт 2018 в 08:49 # Ответить
new comment
На весь регион один оператор. А как же антимонопольное законодательство? И где конкуренция? Какие будут тарифы? Наверняка с мелких предприятий последние штаны снимут без внятных объяснений.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: