зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Компьютерный «вынос» мозга

Часто ли вы вспоминаете свое детство? Думаете ли вы, как вообще смогли спокойно расти и быть счастливым тогда, когда практически не смотрели телевизор, вместо DVD-дисков в темноте читали на простынях и стенах тексты диафильмов, имели один «стационарный» телефон на полсотни домов, и совершенно не знали ни о компьютерах, ни о мобильной связи, ни об интернете? Расскажите об этих воспоминаниях своему ребенку, и он искренне удивится: «Господи, как вы со скуки-то не померли?»
А помните ли вы чердак дедушкиного дома, куда вы тайком влезали, чтобы стянуть хранящиеся там яблоки? Заборы, через которые вы перемахивали каждый день и на которых оставляли клочки штанов и платьев? Хулиганские записки «От Фантомаса», которые вы писали и подкладывали в почтовые ящики к соседям?
А может быть, вы вспоминаете, как играли в «Казаки-разбойники» и сплавлялись вниз по Миусу на угнанной лодке? Как прямо посреди улицы на костре пекли с друзьями картошку и жарили сало? Или как по дороге из школы по три часа торчали на горке, скатываясь вниз на портфеле или даже просто «бревнышком», отчего в конечном итоге приходили домой, похожими на снеговика и с полным портфелем снега?
Когда я встречаю друзей детства, то, после того, как мы заканчиваем перебирать судьбы всех знакомых и повторять наше ребяческое «А помнишь?», разговор неизбежно сводится к одной теме: «Что будут вспоминать наши дети, когда доживут до наших лет?»
А действительно, что?
Решив узнать, сколько времени в день обыкновенный ребенок проводит за компьютером, телевизором, телефоном, планшетом и прочими гаджетами, редакция провела на сайте mius.pa.infobox.ru опрос среди наших читателей. Результаты «голосования» впечатляют. А если учесть, что, по наблюдениям специалистов, «родительская» статистика обычно занижена, по сравнению с «детской» раза в два-три, есть от чего взяться за голову.
Более половины респондентов честно признаются, что их дети минимум на пять часов в день (а фактически, как я только что объяснила, это 10-15), предоставлены «техническому прогрессу», который этих детей, как говорится, и учит, и развлекает, и воспитывает.
Проблема «компьютеризации» детей в чем-то сродни борьбе с курением. Вроде все знают, что детям нельзя долго «общаться» с телевизором и компьютером, потому что это вредно для их здоровья. Вроде догадываются, что потом придется долго и не всегда успешно лечить аллергию, близорукость, остеохондроз, сколиоз, бронхит, геморрой, туннельный синдром, нервные и психические расстройства. Вроде даже где-то слышали, что от недостатка реального общения с живыми людьми у ребенка на всю жизнь выработается комплекс неполноценности, и будут проблемы с общением и самовыражением, с пониманием себя, как личности.
Мы, родители, все это знаем. Как и то, что существует достаточно большая вероятность возникновения у ребенка «компьютерной» или «телефонной» зависимости, которая по своей сути ничем не отличается от наркотической или игровой.
Мы знаем, но как обычно, надеемся на «авось». Потому и дарим самое дорогое – своего ребенка – неизвестным дядям. Тем, которые придумали новую «стрелялку», о суицидальном содержании коей мы даже не удосужились поинтересоваться. Тем, которые общаются с нашим чадом под видом сверстника в социальной сети. Тем, которые создают и показывают по телевидению мультики, воспитывающие в детях агрессивность, неуважение к человеческой жизни, отвращение к семейным ценностям, неприятие добра. И только когда нас самих «припечет», мы начинаем метаться, искать виноватых и восклицать: «Ну, в кого вы такие уродились?»
Почему мы бездумно доверяем наше будущее неизвестно кому? Почему считаем, что телевизор, компьютер или игровая приставка сделают из наших отпрысков счастливых, успешных, здоровых людей? Почему лишаем своих детей самого главного – своего общения, а вместе с ним, своей любви и уверенности в ней?
Я не призываю отказываться от всех благ цивилизации и возвращаться в «золотой век» первобытности, это было бы глупо. Безусловно, у НТП, как и у всякого прочего явления, масса положительных сторон. Но я призываю не видеть в нем панацею от проблем чисто человеческого свойства. Именно потому, что никакая техника никогда не сравнится по сложности и многогранности с человеческой личностью, с живым человеком. Именно потому, что как бы мы ни уповали на самоконтроль ребенка и его способность различать добро и зло, он НЕ СПОСОБЕН сделать это на уровне взрослого, вследствие отсутствия у него опыта и неустойчивости психики.
Ни один нормальный родитель не даст малышу играть в комнате с мелкими и острыми предметами, не бросит свое чадо наедине с заряженным ружьем, не оставит его в компании алкоголиков или психопатов. Зато большинство спокойно доверяет ребенка неизвестно кому в интернете, в онлайн-играх и на телевидении.
Я не нагнетаю обстановку. Я призываю к социальной ответственности родителей за судьбу своего ребенка. Тем более что это – прямая и главная родительская обязанность.
Существует так же проблема качества информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора, который «Деловой Миус» продолжит в одном из ближайших номеров. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально говорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объясняя, почему долго сидеть за компьютером вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь. Именно родители ответственны за то, что принесет компьютер их детям. Главная родительская задача – сформировать у отпрыска адекватное отношение к компьютерному миру, сделать жизнь ребенка настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с этим соперничать.

Комментарии:

«Пришла с работы, включила мультфильм и все…»
Мама ребенка, комментарий с сайта mius.pa.infobox.ru:

«К своему сожалению, отметила последний вариант. Большую часть времени мои дети находятся за компьютером. На улице им скучно! Прекрасно понимая, что ситуация находится в моих руках, не спешу ее менять. Ведь, если честно признаваться, для многих родителей компьютер, планшет и т.д. стали панацеей – ребенок занят! Часто моя знакомая говорит: «Пришла с работы, включила мультфильм и все - занимаюсь своими делами». Проблема отсутствия времени, желания заниматься с ребенком, уделить ему внимание после работы решается тем, что мы сами покупаем им модные гаджеты».

Разговоры о родительском контроле бесполезны…
Мама ребенка, комментарий с сайта mius.pa.infobox.ru:

«Мой ребенок будет сидеть у компьютера с утра до ночи, только после очень «настойчивых» просьб он встанет. Понимаю его, в свое время нам, троим детям в семье, досталась игра «Денди», и были ссоры, засекание времени: кто, сколько играл, ожидание и желание поиграть помню до сих пор.
Прошу не кидаться тапками, но считаю, что разговоры о родительском контроле бесполезны. Часто слышу о том, что родители должны знать, на какие сайты ребенок заходит, но, зачастую, у родителей нет желания, возможности и времени проверять, сколько и на каком форуме или он-лайн игре проводит время ребенок.
У меня сын, и соцсети его мало интересуют, в основном он-лайн игры. Да, когда захожу в комнату, иногда слышу мат от сверстников через скайп - не считаю, что это хорошо, но паники нет. Не хочется растить ребенка в розовых очках: на улице, на ТВ, все равно кто-то ругается.
Сама, когда нахожу интересное видео, зову его смотреть, не считая при этом, что это для ребенка по возрасту нормально. Это, так сказать, вырабатываем иммунитет к нашей действительной жизни. Вместе смотрим, часто у меня другая точка зрения, чем в видео, спрашиваю его, что он об этом думает, обсуждаем.
Много еще можно написать, но, если кратко, мое мнение: мой ребенок получает больше пользы от компьютера, чем вреда. Ведь это зависит от ребенка - зачем он сел за компьютер и что смотрит и читает!»

Игры помогают мне отвлечься от этого мира …
Олег, ученик одиннадцатого класса:

Почему мне интересно проводить время за компьютером? Игры помогают мне расслабиться и отвлечься от этого мира. Он меня задалбывает иногда.
В играх тоже можно многому научиться. Однажды мне во время «миссии» попалась такая фраза: «Тот, кто никогда не задает вопросов, никогда ничему не научится». Отметил ее для себя и теперь часто применяю этот совет в реальной жизни. Ну и опять же, намерения людей по нему оцениваю.
Потом еще игры сподвигли меня читать книги по истории. Например, по истории холодного оружия – мечей, арбалетов, луков. Вообще, благодаря им я много книг по истории средних веков прочел. Много читал и о сражениях второй мировой войны.
Если выбирать между времяпровождением с телевизором, компьютером и т.д. и времяпровождением в реальном мире - общением, играми, спортом, тут все зависит от степени уважения меня к тому, с кем это время предстоит проводить. Если мне интересен и важен человек, который зовет меня на улицу, я, конечно, пойду с ним погулять. Проблема в том, что с большинством окружающих мне просто не интересно.
Ну и еще от времени года зависит, где я буду. Зимой однозначно больше перед компьютером и телевизором времени проводится.
Как в Кургане проходит досуг в «реале»? Можно просто походить по улицам, поболтать, сидя на лавочке в центре. Покататься можно. На скутере, велосипеде, роликах. Девчонки у нас, кстати, очень любят на роликах гонять. Жалко, мест, по-настоящему для этого пригодных и безопасных, у нас нет практически. Можно сходить в «качалку» или на секцию спортивную. Кстати, многие начинают, а потом почему-то забрасывают это дело. Кружки тоже есть разные, пение, музыка, танцы, – это тоже есть, но как-то неинтересно. Может, девчонкам только. Можно сходить в кафе, если есть деньги. Хотя, там, в основном, пьяные рожи тусуются. Есть и фанаты «злачных» мест, не буду говорить, где они находятся. Там вообще все происходит: и конопля, и секс, и драки. Летом купаться можно на Миус сходить. Вот, пожалуй, и весь досуг.
Наверное, я и мои товарищи с удовольствием занимались бы, кроме спорта, еще и в какой-нибудь секции, типа американских скаутов. Когда реально куда-то выбираются, лезут в горы, ходят в лес, изучают местность, преодолевают реальные трудности, реально тренируются и реально учатся выживать, чувствовать себя мужиком. А у нас такую секцию, если и заведут, обязательно сведут к «теории» и какому-то примитиву. В лучшем случае, один раз в год в поход за пару километров по асфальту выведут. Проверяющие тысячу идиотских ограничений наложат, чего там «нельзя» делать, пить и есть, и проверками безопасности задолбают учителя. В итоге он тоже сделает правильный вывод, что такая ответственность и головная боль ему не нужны. А нам не нужны такие «теоретические» кружки… Интереснее уж «побродить» за компьютером…

Родители должны понимать, что на них ложится ответственность…
Зинченко Елена Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Матвеево-Курганская сош№1:

В последнее время наша жизнь просто не мыслима без компьютера. Наша работа, развлечения и интересы связаны с ним. Всё реже мы пишем авторучкой и заглядываем в книгу для поиска какой-либо информации, если рядом компьютер. Но если в жизнь взрослых он вошел в сознательном возрасте, когда человек уже сформирован, имеет твердое представление об окружающем мире, то в жизнь ребенка компьютер входит почти с молоком матери. Для детей компьютер - привычная неотъемлемая часть жизни. И всё чаще звучит вопрос: «Это вред или польза?» Ответ очень неоднозначный. Сначала родителям очень удобно – маленький ребёнок смотрит мультфильмы или играет в безобидную игру. Он занят, не отвлекает родителей. Но малыш растет, и родители начинают беспокоиться. И беспокойство не столько из-за «вредности излучения», а из-за того, что ребёнок постепенно теряет связь с реальным миром и уходит в заманчивую глубину виртуального.
Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму его плохое влияние на здоровье – не оберегают зрение, позвоночник, впадают в психологическую зависимость.
Но у проблемы есть и оборотная сторона – благотворное влияние. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Многие компьютерные программы – отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации. Но для этого необходимо мудрое вмешательство взрослых в решение вопроса. Поэтому, приобретая для своего ребёнка компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - родители должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт он их детям.

Материал подготовила Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Наталья 13 дек 2013 в 23:35 # Ответить
new comment
Спасибо автору за такой нужный и полезный материал.Буду теперь контролировать деток.Всё было на доверии,а оказалось зря,играют целый день.Да,газета стала значительно интересней.Покупаю регулярно,поняла,что надо подписываться.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: