зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

При желании все осуществимо

Существует много различных секций и кружков для проведения досуга и обучения ребенка во внеучебное время. Одним из популярных учреждений дополнительного образования является музыкальная школа, именуемая теперь ДШИ. Директор Любовь Ткаченко и Задорин Николай, завуч школы искусств в слободе Родионово-Несветайская рассказали о процессе обучения, встречающихся сложностях и развенчали несколько мифов.

Здание открылось в 1975 году и считалось музыкальной школой. Примерно в 1993 году, когда школа разрослась, администрацией слободы Родионово-Несветайская было принято решение перевести учреждение в Детскую Школу Искусств.
Изначально работало три учебных отделения. Баян, аккордеон, фортепиано. Но со временем открывались новые отделения для учеников. В 1979 году - отделение игры на гитаре. Позже в школу пришел хороший учитель и открылось направление игры на скрипке. После возникли отделения изобразительного искусства и хореографического. Из современных нововведений вводится обучение игре на синтезаторе.
Некоторые преподаватели, бывшие учениками этой же школы, поступали в средне-специальные и высшие учреждения, и по их окончанию возвращались в школу, чтобы заняться уже преподавательской деятельностью.

Происходили случаи, что в школе хотел обучаться человек, который уже не подходит возрастному диапазону приема?
- Подобные случаи на практике пока не встречались, но в подобном случае школа может пойти на уступки и разработать программу обучения для него. Но несмотря на это исключение из правил, учреждение больше придерживается понятия «школа». Для взрослых, желающих обучаться игре на музыкальных инструментах, в городах уже открыты специализированные музыкальные школы. Но интересным можно отметить, что вместе с ребенком обучается и его родитель. Ввиду юного возраста ученик может не понимать, как прочесть ноты или темп разбираемого произведения, и тогда родитель приходит в школу на беседу, чтобы понять, в каком направлении нужно двигаться. Также порой он посещает занятия вместе с ребенком, помогает разыгрываться несколько минут, одновременно играя, и таким образом учится играть сам.
- Существует мнение, гласящее, что отдавать ребенка учиться в музыкальную школу нужно в раннем возрасте, тогда он будет усерднее учиться и, возможно, избежит «кризиса» в обучении. Верно ли это утверждение?
- В этом случае все зависит от особенностей ребенка, но спешно отдавать ребенка учиться в раннем возрасте не лучшее решение. Особенно, если он еще не научился читать, в таком случае процесс обучения замедляется, а преподавателю предстоит тяжелая работа. Также у маленького ребенка нет понимания происходящего, знания, как именно нужно играть. Обучаются в школе ученики, чей талант раскрывается к третьему-четвертому классу, преподаватель со стороны видит изменения в нем.

Существуют виртуозно играющие маленькие дети, но они исключение из правил, поскольку невероятно одаренные от природы. Подобное касается не только игры на инструментах, но того же вокального классического искусства.
Научиться играть может любой человек независимо от возраста. Обучение для взрослого может протекать легче ввиду опытности и накопленных за жизнь знаний. Даже обучение игре на струнных инструментах, которые считаются очень сложными из-за необходимости наличия мышечной памяти. Но для игры на них считается, что больше нужен хороший слух и одна мышечная память не компенсирует все собой. Все может зависеть даже от банального человеческого фактора.
- Говоря о вокальном классическом искусстве, принята система классификации певческих голосов и в ней установлена определенная редкость того или иного голоса. К примеру, самым редким женским певческим голосом принято считать колоратурное сопрано из-за своей высоты и подвижности. Есть ли в вашей школе ученики редких типов голоса?
- При наборах новых учеников преподаватели обращают внимание на их голоса и примерно могут определить голосовые задатки поступающего. Один преподаватель в школе упомянул об ученице школы, которая в процессе обучения и при должном развитии может выйти на колоратурное сопрано.
- Но ведь данный тип голоса определяется генетически, разве можно расширить диапазон до таких высот?
- Можно развить совершенно все, и, занимаясь с правильным преподавателем, реально развить свой голос и его диапазон до очень высоких нот. Для этого необходим грамотный подход к развитию.
- В наши дни появилось много лжепреподавателей, которые абсолютно некомпетентны в музыкальной сфере. Что может ожидать ученика от такого педагога?
- О подобных «преподавателях» не раз доводилось слышать. К ним могут попадать ученики невероятного таланта, огромного потенциала, но из-за непрофессионализма наставника их могут загубить. Для примера, в классическом вокале очень важен хороший преподаватель, поскольку академическое пение требует перестройки практически всего организма. Удивительно, но подобное часто встречается в средне-специальной сфере обучения. Если ребёнок окончил музыкальную школу с хорошей подготовкой, и в дальнейшем обучении в более высоком учебном учреждении встретится преподаватель, любящий «перекраивать» учеников под свое удобство, то ученика могут сломать и, возможно, неисправимо. Данное относится не только к вокалу, но и ко всей музыкальной деятельности.
- Много в школе детей с выдающимся талантом?
- Недавно, по общеразвивающей программе, на отделении скрипки, школу окончил выдающийся ученик, тезка великого австрийского композитора, Амадей Сарксян, который от природы имеет абсолютный слух и слышит любую фальшь в игре. Он отыгрывал программу, отвечающую более высокому уровню владения инструментом, участвовал во многих конкурсах и выходил из них победителем.
В школе обучается много талантливых детей. Чаще всего талант ребенка раскрывается при начальных годах обучения, но есть дети, которые способны, однако ленятся, а после внезапно начинают наверстывать упущенное и проявляют себя. Для примера можно привести двух девочек, которые завершили обучение в прошлом году. На протяжении всего учебного процесса они шли со стабильными оценками, но в год выпуска отлично проявили себя. Редко, но происходило такое, что слабый ученик брался за голову и показывал свой талант. Но отсутствие стараний ученика показывает отсутствие интереса к обучению, и чаще всего он уходит из школы, чтобы найти себя в другой деятельности. И все же, если ребенок одаренный, то школа совместно с родителями предпринимает меры, чтобы заинтересовать его в учебе.

Основная часть ложится на плечи родителей, поскольку преподаватель ограничен стенами школы и временем, которое ученик проводит в ней. Тем не менее задача упрощается, если это музыкальное отделение, а не хореографическое, где групповые занятия и внимание нужно уделять каждому обучающемуся. Музыкальные отделения проводят занятия индивидуально. Там можно вести диалог наедине и проще искать подход к ребенку, порой прибегая к уловкам.
Обычно, в четвертом или пятом классе, многие ученики склонны к кризису в обучении. В этот период они теряют интерес к учебе, становятся раздражительными и очень важно пережить это время, усиливая старания. Но даже если ученик отказывается продолжать обучение, то по прошествии времени он начинает тосковать по игре и возвращается в школу восстановиться. Ученик может даже изменяться во время этого перерыва и после относиться более ответственно к учебе. Но все же эпизоды, когда обучающийся в шестом или седьмом классе прерывает обучение, единичны.
- Есть в школе ставшие традиционными мероприятия?
- Такие мероприятия есть. «Осенние мелодии» — это традиционный конкурс, проводящийся в школе среди учащихся музыкального отделения. Выбирается определенная тема в первой учебной четверти и ученики, начиная со второго по восьмой класс, готовятся к выступлению осенью. Другим мероприятием считается «Новогодний сувенир», которое проводится уже среди учащихся всех отделений. Дети делают подделки по заданной теме, которая меняется каждый год. Ещё примечательным мероприятием, устоявшимся как традиция, считается «Рождественская встреча с выпускниками», считающаяся самым молодым мероприятием.
В школу со своей концертной программой приезжают выпускники, которые на данный момент обучаются в колледжах или консерваториях. Но планируется, что в этом году на такую встречу школа пригласит всех своих выпускников. Стоит упомянуть «музыкальную гостиную», вечера с определенной темой, к которым подготавливается все отделения, и все они работают совместно.

Кристина Акентьева

Учебный процесс ведется по программам, общеобразовательным и предпрофессиональным. Учеба по общеобразовательной программе составляет четыре года, а предпрофессиональная составляет уже 8 лет. К программе 8-летнего обучения относятся отделения: фортепиано, народных инструментов, скрипка, музыкальный фольклор, живопись, хореография. К общеразвивающим: эстрадный вокал, гитара, фортепиано, баян, аккордеон, скрипка. В обучении вокалу преподаватели стараются давать ученикам разноплановые произведения, чтобы они владели как эстрадным вокалом, так и академическим. А в изобразительном искусстве и хореографии предпочитают держаться традиций и обучают классике. В младших классах хореографии детей учат ритмике, а по переходу в третий класс уже обучают началам балетной школы. Но чтобы развивать учеников, проводят интересное мероприятие, называющееся постановкой концертных номеров, где преподаватель ставит танцы разных направлений и стилей, но не связанное с уличным.

Все статьи

Комментарии пользователей

Валентина 13 дек 2018 в 00:50 # Ответить
new comment
Спасибо за хорошую и добрую статью о нашей школе, наших детках и учителях.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: