зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

«Крынкскую слободу» 18 века теперь можно увидеть собственными глазами

Недавно я открыла для себя новое хобби – историческое макетирование. Хотелось бы рассказать о нем нашим читателям – друг такой вид творчества заинтересует еще кого-то.

Историческое макетирование – это создание макетов и реконструкций событий или конкретных мест на карте в том виде, в каком они происходили либо существовали много лет назад. Этот вид творчества считается довольно дорогим увлечением. На стоимость создаваемого макета очень сильно влияет стоимость расходных материалов, особенно, если использовать готовые, заводского изготовления части домов, деревьев, кустарников и так далее. Особенно, если покупать их в специализированных магазинах. Влияет на стоимость готовых макетов и большая трудоемкость их изготовления – ведь они состоят из огромного количества маленьких деталей, некоторые из которых вообще приходится крепить с помощью пинцета. Так что, чтобы собрать воедино все части – требуется довольно много времени.

Моим первым макетом, который я сегодня хочу презентовать, стал «Миуский остров посредине Крынки» – первое на территории нашего района поселение с укрепленным палисадом, которое основали в устье Крынки запорожские казаки в самом начале 18 века. Почему именно оно? Очень просто – после написания статьи на эту тему мне ужасно захотелось увидеть собственными глазами, как могло выглядеть то, что построили выходцы из Запорожской Сечи на нашей земле.

Началось все с моего поиска, как, хотя бы примерно, могла выглядеть современная основателям слободы Чертомлыцкая Сечь. И как вообще выглядела Сечь. Ведь на Дону многие городки казаков 17-18 веков строились наскоро, и были совсем не похожими на Сечь: плелись плетни, соединяемые между собой в два кольца, одно внутри другого. После в эти плетни засыпалась земля, которую выгребали, чаще всего, отделяя городок от берега искусственной протокой. Сверху на плетни высаживали кусты боярышника, терновника и шиповника. Все – городок готов: быстро, просто и дешево.

А вот Сечь – дело совсем другое. Сечь – это укрепление в виде частокола, создаваемое из заостренных сверху бревен, плотно подогнанных друг к другу. Хотя и Сечи, практически всегда, строились на островах (лишь одна – та, которую запорожцы считали самой «неудачной» – на полуострове). Более «развитые», долговременно существующие Сечи, которые мне, в рисунках и макетах, удалось найти на украинских сайтах, не только позволяли обороняться со стен, но даже имели сторожевые башни, – все, как в «серьезных» каменных крепостях. А вот «быт»: женщины, дети, скотина и так далее, в Сечи в те времена не жили – «бытовые» постройки находились за пределами стен и военных укреплений.

Именно на основе этой информации я и приняла решение как будет выглядеть макет. Основу, собственно сам «остров» в старом месте слияния Миуса и Крынки, а так же «берега» – я создала из папье-маше. Кстати сказать: самый быстрый и легкий способ создать большой объем папье-маше – дешевая туалетная бумага. Размокает «влёт», очень легко перемешивается с клеем и формуется. Время нужно лишь на просушку – толстые слои сохнут долго, от пары до нескольких недель.

Еще один особенный момент – Крынка. Меня, например, немного коробит, когда в макетах делают все речки синего цвета. Ладно, когда речь идет о большом Доне, и то, он далеко не весь год синего цвета, а только, когда тепло. А такие реки, как Миус и Крынка, вообще никогда не бывают синими, зато меняют цвета в течение всего года: зимой чернеют, весной и осенью иногда рыжеют, а летом вообще приобретают темно-зеленый оттенок воды. Именно с этим оттенком у меня и возникли самые большие сложности. Потому что макет я делала вечерами, в свободное от работы время. А электрическое освещение – это совсем не то, что яркий солнечный свет, под которым мы видим реку летом. Слава богу, что однажды в ноябре все-таки выдались солнечные выходные. И я смогла, стоя у самого подоконника, смешать краски так, как нужно.

Собственно, это и делается в первую очередь в готовом «вчерне» рельефе макета: он раскрашивается. Отдельно река. Отдельно – берега, поскольку они не покрыты растительностью. Отдельно – луг, лес и так далее. Единственная тонкость – если для блестящих объектов можно использовать глянцевые акриловые краски, то для земли, травы и так далее они совершенно не годятся. Потому что глянцевой травы, как и глянцевых берегов, не бывает. Потому лучше использовать гуашь. Или строительный матовый акриловый колер нужных цветов. В некоторых случаях в рельеф также вклеивают песок или камешки. Но, учитывая совсем небольшой масштаб моего макета, с камешками и песком я связываться не стала.

Сверху на высушенную и расписанную «под рельеф» поверхность на клей сыпется искусственная «луговая трава» и, в нужных местах, более крупная травяная «растительность». Намазанные клеем ветви «деревьев» опускаются в искусственную «листву». Деревья под шило вклеиваются в «грунт», и там спокойно высыхают. Хотя, конечно, даже после полного высыхания руками их лучше не трогать – они слегка осыпаются.

Кстати, о «траве» и «деревьях». Наши русские умельцы, наверное, как никто, вынужденные экономить, приспособились всеми способами удешевлять расходные материалы, необходимые для своего хобби. Существенно удешевляет расходы покупка искусственной травы, листьев и прочих необходимых и ничем не заменимых вещей, напрямую с китайских ресурсов, того же AliExpress. А вот стволы деревьев, которые даже там стоят довольно ощутимо, если покупать их с десяток или два, наши мастера приспособились делать, многократно скручивая медную проволоку слоев в двадцать-сорок, и формируя из нее не только ствол, но и крону, а потом окрашивая все коричневым акрилом.

Я же, поскольку макет предполагал большое количество растительности, попробовав сделать десять деревьев из проволоки, быстро отказалась и от этой идеи, поскольку такого количества медной проволоки, сколько мне бы потребовалось бы для создания даже небольшого кусочка «леса», у меня просто не было. Пришлось искать другие подходящие материалы. В том числе среди тонких веточек кустарников. В итоге эксперимента с самыми разными вещами, проволока была прекрасно, а, главное, дешево, заменена частями сухих «ветвистых» трав типа кермека, душицы и так далее. Которые, на мой взгляд, дали максимальный эффект «похожести» на лесные заросли, гораздо больший, чем дает даже проволока.

«Мини-Сечь» и прочие относящиеся к укреплениям вещи, а также мельницу, дешевле и проще всего оказалось создать из китайских бамбуковых шпажек и китайских же зубочисток (там, где были нужны «жерди», а не «бревна». А вот «курени» и «хатки» я решила строить не деревянными, а «глинобитными», то есть, картонными. Ведь, учитывая то, что «бытовых» построек, которые, теоретически, легко могли уничтожать враги, требовалось сравнительно много, вряд ли наши предки стали бы переводить на них относительно небольшое количество годного, ровного, строевого леса, имеющегося в нашей засушливой местности. Посмотрите даже на деревья современного Алексеевского леса: большинство из них узловатые и растут, как попало: криво-коряво, чем явно отличаются от ровненьких «корабельных» дубов из чуть более северных широт. Крыши «куреней», «домов» и «сарайчиков» крыты камышом. Роль которого прекрасно исполнили части сухих травинок обыкновенного сена. Остальное – «глинистый» цвет небеленых стен и так далее – расписано красками. Лодки – так же расписанный красками клееный картон.

Откровенно говоря, макетирование – довольно интересное занятие, воспитывающее терпение и усидчивость. И очень увлекательное: каждый день на час-другой будто погружаешься в какой-то другой, – маленький, но не менее реальный, чем твой, мир. Чем-то напоминает и игры в куклы и солдатики, так знакомые каждому из нас из детства. В общем – как вид творчества – очень рекомендую всем, кто заинтересовался.

Тем более что сейчас я начала создавать уже второй исторический макет. Теперь мне интересно «увидеть» наш Матвеев Курган середины 19 века. А этот, первый, я решила подарить нашему районному краеведческому музею. Пусть его рассматривают дети, которые будут приходить туда с экскурсиями!

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: