Цифра
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Вся моя жизнь посвящена «Сказке»

Накануне 8 марта мы всей редакцией задумались: а какая профессия – самая «женская»? Та, в которой лучше всего удается проявлять себя именно представительницам прекрасного пола? Ответ нашелся почти сразу и единогласно: воспитатель. Потому что воспитатель в детском саду – это фактически «вторая мама» каждого малыша. Причем, малыша, находящегося в том возрасте, когда ему действительно больше нужна рядом именно мама. Женщина.

Так родилась идея: рассказать нашим читателям об одном дне из жизни воспитателя. А сделать это мы попросили воспитателя одного из самых известных и любимых садиков матвеевокурганцев – «Сказки» – Ольгу Николаевну Костюченко.

– Ольга Николаевна, как обычно становятся воспитателями? Нужны ли для этой профессии какие-то особые качества?

– Конечно, нужны. Мне кажется, первое и самое главное: любовь к детям. Доброта. Внимательность к малышам.

А насчет того, как становятся воспитателями – у каждого по-разному. Я для этого в 1976 году окончила педагогическое училище в Ростове-на-Дону. Я родом из совхоза Ленина Матвеево-Курганского района. И в профессию, можно сказать, попала случайно. После восьмого класса школы нам объявили, что девятого класса не будет. И мы с подругой решили идти работать в детский сад. Для чего придумали поступать в педагогическое училище.

Но она не прошла по конкурсу, а я – прошла. Меня тогда так удивило: в училище на вступительных экзаменах были такие простые задания по математике и русскому языку, а у меня рядом сидящие абитуриентки спрашивали, как их выполнять. Причем, ну совершенно примитивные вопросы задавали…

В педучилище я отучилась четыре года. И до сих пор не жалею, что выбрала тогда эту профессию.

– У Вас большой педагогический стаж. Садики, в которых работали за эти годы, помните?

– Абсолютно все помню. И всех детей тоже помню. После училища я попала по распределению в детский сад села Марьевка Матвеево-Курганского района. Потом работала в Алексеевке. Потом переехала в Матвеев Курган и пришла на работу в «Аленушку». А в 1980-м году, когда открылась «Сказка» – перешла сюда. С тех пор вся моя жизнь посвящена «Сказке».

– Скажите, у вас перед глазами, фактически, прошло два поколения детей. Насколько они изменились за эти годы? Насколько отличаются те, еще советские дети, от нынешних, из XXI века?

– Отличаются довольно существенно. Раньше педагогам было с ними легче. Дети больше понимали слово взрослого человека. И больше понимали, что перед ними – взрослый. Гораздо больше у детей было развито трудолюбие. И дисциплина, послушание. Сейчас все очень сильно изменилось.

Сейчас дети гораздо более раскрепощенные и общаться со взрослым хотят только на равных, «глаза в глаза». Возможно, эти изменения обусловлены программами, которые применялись в обучении. Какие-то из них активно использовались в педагогике еще советской, какие-то применялись последние двадцать лет, но уже исчезли, не пройдя апробацию и не показав хороших результатов, какие-то только начинают применяться сейчас. Конечно, все это воздействует.

Но возможно, что главная причина многих изменений, происходящих с детьми в том, что и само общество за эти годы сильно изменилось. В том числе поменялись его взгляды на жизнь, цели и задачи, которые оно считает главными для себя.

Изменилось и количество информации, получаемой детьми. Как качество этой информации. Сейчас мы строим цифровое общество. И вот сколько ребенок должен в сутки сидеть за компьютером, планшетом или экраном мобильного телефона, чтобы это было без вреда для его физического и психического здоровья? Для первоклассника эта норма – 15 минут в день. А ведь у нас даже дошкольники там часами сидят! И при этом есть немало родителей, которые вообще никак не контролируют то, что именно дети там видят, и какую информацию они оттуда черпают…

А дети ведь очень восприимчивы, гораздо восприимчивее, чем взрослые! Они впитывают в себя, как губки, все, что происходит на их глазах. И тут же выдают в реальный мир все, что видели в компьютере или у взрослых людей, начиная применять полученную информацию уже между собой, в своих, детских отношениях.

Очень многие современные дошкольники, например, даже в общении между собой активно используют «взрослые» слова. В том числе ненормативную лексику, к сожалению. Потому что постоянно слышат их дома и на улицах – от взрослых…

– А родители за эти годы сильно поменялись?

– Родители поменялись, как и дети. Но мне кажется, что раньше родители все-таки больше внимания уделяли своим деткам.

А еще, к сожалению, сейчас стало гораздо больше проблемных случаев. Это когда либо семьи неполные, либо в полных семьях есть какие-то внутренние проблемы, которые видит ребенок. Либо сами детки рождаются, имея какие-то проблемы на уровне физиологии или психики. И никто не может сказать, отчего эти проблемы. Может, виновата окружающая среда, экология. Может, наследственные факторы или еще какие-то…

– Больше стало проблемных детей?

– Намного больше. Я вам даже на примере развития речи и правильного произношения это могу доказать. Раньше, к моменту поступления в первый класс, на группу из, допустим, 15-20 детей, было один – максимум, два человека, имеющих небольшие дефекты речи. Например, неправильное произношение какого-то звука. Сейчас такие проблемы имеет большинство детей…

Почему речь отстает? Потому что она зависит от состояния нервной системы и головного мозга ребенка. И если у ребенка есть проблемы неврологического характера – у него и с речью чаще всего проблемы…

– От московских педагогов в российскую педагогику пришло понятие «особый подход». Это когда, если дети не показывают результатов, винят педагога, который, якобы, не смог найти к ребенку «подход». Мне вот интересно: а в жизни, когда ребенок вырастет и станет взрослым, к нему тоже все и всегда будут искать «особый подход»? И насколько это важно – «особый подход»?

– Особый подход, безусловно, нужен к каждому ребенку. Но без взаимосвязи: воспитатель «с подходом» – детский садик с детским коллективом – занимающиеся воспитанием своего ребенка родители, – ничего не получится. Важна именно комплексность и согласованность действий, направленных на воспитание и образование ребенка.

А вот если говорить об индивидуальном подходе к ребенку – обычно проблемным детям его и достается намного больше, чем тем, с которыми никогда не бывает никаких проблем.

– А что приходится делать воспитателю, если ему вдруг попадается трудный ребенок?

– Приходится смотреть на ребенка, на особенности его характера. И да, искать к нему тот самый «индивидуальный подход». Я, например, чаще всего стараюсь все-таки взывать к детской логике и пытаться все объяснить ребенку так, чтобы он понял неприемлемость каких-то своих действий в обществе, либо, наоборот, желательность каких-то его действий для окружающих его людей. Так и говорю: «Дети, мы же с вами – разумные существа. И, прежде чем что-то сделать, мы должны очень хорошо подумать головой, будет ли разумным то, что мы собираемся сделать. И если да, это правильно и разумно – тогда можно начинать это делать. А вот если мы не захотим быть разумными и станем делать все, не подумав, что у нас получится? – Ерунда получится». Очень со многими эти объяснения помогают. Дети соглашаются и стараются быть разумными людьми. Хотя, конечно, есть детки очень сложные. И педагог больше внимания вынужден уделять именно им. Фактически, за счет других детей, не имеющих с обучаемостью серьезных проблем.

– Выходит, современная педагогика, объединяя в одну группу высоко обучаемых детей и детей, имеющих проблемы с обучаемостью, фактически принижает уровень «отличников» до уровня тех, кто успевает с трудом? Я слышала, многие российские педагоги жалуются именно на то, что не могут в рамках занятий, уделить столько внимания, сколько хотели бы, детям, имеющим высокий уровень подготовки, чтобы мочь еще больше его повысить. Потому что вынуждены тратить большую часть времени на то, чтобы помогать отстающим. Точно так же жалуются педагоги и на то, что в общем коллективе «отличники» гораздо чаще и легче учатся у трудных детей «плохому», чем наоборот.

– К сожалению, дети действительно гораздо легче воспринимают и копируют неправильное и проблемное поведение друг друга, чем полезные и правильные навыки, для получения которых им надо еще потрудиться, приложить усилия.

В связи с этим на каждого педагога ложится дополнительный труд, чтобы все-таки привести и трудного, и «обыкновенного» ребенка к необходимости изменений в правильном, нужном русле. Но конечно, когда попадаются трудные дети, особенно, если это дети, склонные к грубости, к агрессии, к экспрессивному поведению – педагогу очень тяжело.

– Один день из жизни воспитателя детского сада – какой он? Можете рассказать?

– Мой день начинается в 7.30 утра, когда начинается прием детей в детский садик. Причем, прийти на работу я должна хотя бы за 10-15 минут до этого времени, чтобы успеть подготовиться.

Если по зимнему времени, то минут сорок после этого – утренняя прогулка. Летом, конечно, подольше. Дальше начинаются режимные моменты. Мы приходим с улицы, переодеваемся, делаем зарядку. После начинается подготовка к завтраку: туалет, мытье рук и так далее. Потом завтрак.

В 9.10 утра мы садимся на первое занятие. В день у нас два-три занятия. Если нет музыкального или физкультурного, которые проводятся в специальном зале, значит, остальные занятия мы проводим в группе: пишем, читаем, рисуем, клеим, лепим и так далее. Занятия должны быть по 30-35 минут. Но далеко не все дети способны выдержать, сидя на одном месте полчаса. Так что приходится делать для них физкультминутки. И, конечно, небольшие перерывы между самими занятиями, когда дети могут сходить в туалет или побегать. В 10 часов у нас – второй завтрак, обычно это сок или фрукты.

После окончания занятий мы собираемся и идем на улицу, на свою площадку. Далее возвращаемся, опять переодеваемся и начинаем готовиться к обеду. Обед у нас в час дня. А в 13.30 дети уже ложатся спать. До трех часов дня. После сна у нас опять гигиенические процедуры и подготовка к полднику. После полдника мы с детьми играем, читаем книги, и снова занимаемся. Потом собираемся и опять выходим на прогулку. Если ребенка не забрали из садика до 17.30, то дальше его опять приводят в группу, где он играет в ожидании родителей.

Воспитатели обычно работают посменно: с утра – один, после обеда – другой. Но иногда в графике бывают дни, когда я, допустим, нахожусь с детьми полный рабочий день: с 7.30 утра и до 17.30 вечера.

– А почему мужчины не идут работать воспитателями, как думаете? Или это не мужская профессия?

– Вот у меня сейчас первый раз в жизни, – группа, в которой абсолютное большинство – мальчики. В настоящее время в ней всего три девочки. Так вот я думаю иногда: такой группе мужчина-воспитатель как раз и не помешал бы. Может, научил бы мальчишек мастерить что-то своими руками или еще чему-то им нужному, именно как мужчина...

Слышала, что сейчас уже есть мужчины, которые идут в воспитатели и выбирают для себя эту профессию. Но у нас в провинции я пока такого еще не встречала.

– А писать много приходится воспитателю?

– Да. Много. Как и везде.

– Чему самому главному Вы, как воспитатель, хотите научить своих детей?

– Если речь идет о старших дошколятах, которым скоро идти в школу, а сейчас у меня именно такие, то, наверное, прежде всего – ответственности. Доброте. И еще – желанию и способности общаться друг с другом. Чтоб они не к компьютеру тянулись больше, и не в телефоне часами сидели, а умели разговаривать с другими людьми, понимать их, доносить до них свои мысли, проявлять себя в реальности.

– А самая большая награда для воспитателя – это что?

– Когда я вижу отдачу от своего труда. Очень приятно услышать, когда учителя, которым мы отдаем наших деток, потом хорошо о них отзываются. Об их уровне знаний и подготовки. Всегда радуешься, что смог научить ребенка чему-то хорошему. И что другие люди оценили твоего ребенка, а значит, и твой воспитательский труд, на высокую оценку.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Написать нам
Поддерживаете ли вы усиление борьбы со стихийной торговлей?

Да, с этой антисанитарией нужно бороться.
Нет, дайте бедным бабушкам хоть немного заработать.
Мне все равно.

Комментировать

Новости

22.07.2019 Более 12 тыс пассажиров перевезено на маршруте Таганрог – Москва
Время в пути занимает почти 18 часов
22.07.2019 В России хотят ужесточить получение охотничьего билета
Желающим его получить придётся сдавать экзамен по биологии
22.07.2019 В Куйбышевском районе суд вынес приговор двум гражданам Украины
Попасть нелегально в донской регион они попытались в апреле этого года
22.07.2019 В Таганроге будут стерилизовать животных по льготной цене
Операции проведут 25 июля
22.07.2019 Уборочная страда: готовимся подводить итоги
На полях Примиусья завершается уборка пшеницы и ячменя. Сельхозпроизводители региона подсчитывают урожай, анализируют результаты и готовятся к новому сезону. О том, какой была страда нынешнего года, мы попросили рассказать исполнительного директора АККОР Матвеево-Курганского района Николая Васильевича Попивненко.
22.07.2019 Десять тысяч за подписку
11 июля в редакции «Делового Миуса» состоялся розыгрыш призов среди подписчиков нашей газеты.
Все новости
НалогРасписание электричек