зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Красная весна 19 года

Неспокойный февраль-март 1919 года выдался в примиусском селе. О малоизвестной странице истории родного края пойдёт речь в этой публикации.

Носовцы после февральской революции были активными революционерами. В 1918 году носовцы отказались вывозить отобранный немцами хлеб и, только когда население Носово было окружено немцами с пулеметами, стали грузить нехотя реквизированный хлеб.
С приходом Краснова и Деникина носовцы держали себя достойно. В феврале 1919 года вспыхнуло восстание в Фёдоровке, и в Носово стали также готовиться к восстанию. 19 февраля по инициативе Опрышкина Т.А., Ивашова П., Трегубенко Ивана было назначено совещание. На нем присутствовало 20 человек, т.к. на собрание пришло мало людей, решили собрать собрание вторично, оно состоялось 20 февраля из 60 человек. На этом собрании постановили: «Поднять восстание против Деникина».
Само восстание решено было отложить до полного вооружения повстанцев и налаживания связи с Красной армией, находившейся в 60 верстах от Носово на ст. Успенка. Но восстание началось гораздо раньше, чем было собрано оружие и налажена связь с красными частями.
Полиция, узнавшая о восстании, стала мешать. Но 2 марта произошло невообразимое. Около 12 часов в Носово прибыла мобилизационная комиссия. Приехавший полковник, выхватив наган, стал угрожать носовцам, но был схвачен Трегубенко и посажен в карцер. На другой день в три часа дня было созвано общее собрание, на нем избрали повстанческий штаб. К вечеру был сформирован отряд в 300 человек, а штаб вооружил их частью винтовками и ружьями, частью пиками, вилами и пр. Начальником штаба был назначен Варжель Ф.А., командующим отрядом был выдвинут Ивашов, помощником - Опрышко. 4 марта был созван съезд делегатов по восстанию из различных поселков. Все уполномоченные съезда высказались единодушно за восстание, говоря, что все будут стоять до последнего. 5 марта было получено сообщение, что белые продвигаются со стороны Таганрога на Носово для подавления возникшего восстания. Разведка донесла, что отряд состоит из 120 человек пехоты, 26 кавалерии, при 3-х пулеметах.
Село Носово стоит на побережье реки Миус. Белые были на противоположном берегу. Командир белых стал звать парламентера, подавая знаки повстанцам. Повстанцы выделили парламентером Куленко Кирилла. Командир белых арестовал Куленко и направил его в штаб. В этот момент раздались выстрелы. Пархоменко П. убил белого командира.
Куленко под градом пуль возвратился в свой лагерь. У белых началась паника, и они стали отступать. Оставили на поле брани одного убитого, девять человек раненых и несколько винтовок. Карательный отряд белых бежал обратно в г.Таганрог. Носовцам этот бой обошёлся без потерь.
10 марта разведка носовцев донесла, что неприятельские части вновь ведут наступление на Носово с 3-х сторон: с восточной, северной и южной, в количестве 3-х батальонов пехоты и 300 кавалерии, при 2-х орудиях и 6 пулеметах. В этот момент кносовцам прибыли повстанцы в количестве 500 человек.
Бой начался в 8 часов утра. Белые попытались с северной стороны прорваться в село, но носовцы под командой Задорожного стали залпами расстреливать белых, и они стали отступать, убитых было не менее 200 человек. Повстанцам досталось от белых 9 повозок и 14 лошадей.
После этой победы восставшие носовцы послали делегацию для переговоров в г.Таганрог в организацию большевиков с просьбой о помощи оружием и высылке руководителей.
Но подпольная организация ограничилась посылкой лишь нескольких десятков винтовок и до 20 тысяч патронов.
К этому времени после неудач командование белых решило снять войска с фронта для подавления вооруженного восстания крестьян.
15-16 марта утром на станцию Таганрог прибыло 2 эшелона войск во главе с генералом Виноградовым, с орудием и большим количеством пулеметов. Разведка сообщила, что белые направляются со стороны Николаевки и Марьевки.
Срочно было дано распоряжение занять позиции. Но к этому моменту силыповстанцев сильно уменьшились – николаевцы ушли к себе. Из них осталось не более 100 человек.
Носовцев вместе с ивановцами, рябиновцами и другими насчитывалось не более 300 человек. Белые окружили Носово, начался бой. Белые после продолжительного боя прорвали цепь повстанцев, и повели наступление со всех сторон. Часть повстанцев прорвалось в село Ивановку. Повстанцы внутри села Носово продолжали героическую борьбу. У них кончались патроны. Когда стемнело, белогвардейцы с восточной стороны ворвались в село. Вся деревня пылала. Селянам пришлось оставить каменные баррикады и отступить в самый центр Носово. Казалось, у повстанцев не было никакого выхода, но они решаются на последний шаг и прорывают кольцо противника. Озверелые белогвардейцы убивали детей, старух, грабили, жгли.
Прорвавшиеся повстанцы, натыкаясь то и дело на белых, имея с ними стычки, поздно ночью прибывают в Ивановку. По дороге встретились со своими товарищами, ранее, отступившими. Встретили повстанцев, идущих на подкрепление из Весело-Вознесеновской слободы. Отдохнув в Ивановке, повстанцы решили вновь взять Носово. На другой день эта попытка была осуществлена, но под сильным натиском белых вынуждены были отступать. Около станции Кальчик Мариупольской железной дороги повстанцы присоединились к Красной армии.
По приказу генерала Виноградова, все село было согнано к волостному правлению. Целый день палачи избивали крестьян, пороли шомполами, нагайками, разбивали лица револьверами.
Начались казни. Белые дрались между собой из-за очереди, расстрелять или зарубить свою жертву. По требованию карателей была казнена одна из крестьянок Ефросинья Голда и её дочь Евдокия. Ефросинья Голда во время сражения лично уничтожила одного из белых офицеров. Кто-то из односельчан донес на неё.
Белогвардейцы схватили женщину, и повели к виселице. В это время с ужасным криком к белогвардейцам бросилась дочь Ефросиньи, умоляя не убивать её мать. Но белые, повесив мать, тут, же застрелили и её дочь. Не менее ужасной смертью погибли товарищи Т. Романченко, В. Лейстров, С. Ивашов и много других. Умирали носовцы так же геройски, как и сражались. Три дня шла расправа над повстанцами. Цифра 119 – на могиле погибших не есть цифра действительная. Погибло значительно больше. Было сожжено 48 домов, взято 640 лошадей, 60 голов рогатого скота. И контрибуции в 200000 рублей золотом.

По информации Носовского отдела МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" НР РО

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: