Начало этой истории положил случайно услышанный разговор между молодым врачом, получившим от государства заветный миллион по программе «Земский доктор» и его знакомым. Доктор, будучи приезжим, рассказывал о своих планах через два года, которые ему осталось отработать в районной больнице за полученные от государства деньги: «Я хочу открыть частную практику в родном городе, чтобы ни от кого не зависеть и работать самостоятельно. А отсюда, конечно, уеду – здесь нет никаких перспектив».
Вот так: врач пока как бы есть – но врача как бы уже и нет. Мы решили разобраться, почему у нас в Примиусье, несмотря на все озвучиваемые меры поддержки медиков – как не хватало врачей, так и не хватает.
Забота государства
В «Справке о результатах работы министерства здравоохранения Ростовской области за 2018 год» с сайта Правительства области, о поддержке донских медиков написано вот что: «В результате реализации мероприятий, направленных на снижение дефицита медицинских кадров, в 2018 году увеличилась укомплектованность врачебными кадрами до 90.0%, укомплектованность средним медицинским персоналом до 92.0%. Отмечается рост численности врачей-специалистов: терапевтов, анестезиологов-реаниматологов, кардиологов, онкологов, сердечно-сосудистых хирургов, неврологов, травматологов-ортопедов, эндокринологов, инфекционистов, пульмонологов.
В целях привлечения медицинских специалистов в сельские районы области в 2018 году 93 медицинских работника получили компенсационные выплаты: 71 врач – в размере одного миллиона рублей, 22 фельдшера – в размере 500 тысяч рублей. В 2018 году оказана государственная поддержка по улучшению жилищных условий 78 медицинским работникам за счет средств областного бюджета в размере 141.09 миллиона рублей.
Целевой набор в ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» в 2018 году составил 270 мест. В 2018 в первичное звено здравоохранения прибыли более 100 специалистов, прошедших процедуру аккредитации, внедренную с 2017 года, дающую право работать без предварительной послевузовской подготовки в амбулаторно-поликлиническом звене специалистами общего профиля участковыми терапевтами и участковыми педиатрами, врачами-стоматологами».
Жалобы врачей
К сожалению, никто из опрошенных нами докторов не пожелал от собственного имени рассказать нам, почему врачи бегут из села. Но даже то, о чем поведали на условиях анонимности, позволяет составить весьма интересную картину.
Реплика первого доктора: «Вы вообще в курсе, что у сельского врача стандартная ставка – 8-9 тысяч рублей? А 15-20 тысяч – это ставка, уже «сдобренная» надбавками, которые по факту выплачиваются, как бог на душу положит, и сильно зависят от личных симпатий. У меня вопрос: если у нас в стране минимальная заработная плата, выплачиваемая за самый простой, неквалифицированный труд простому рабочему, метущему улицы, – 11 тысяч рублей, то почему «голый оклад» врача, если он выбирает «самый простой труд без дополнительных нагрузок» – 8 тысяч? Врач что, менее квалифицирован и несёт меньшую ответственность, чем рабочий, который метёт улицы?
Я родом из города. Собственного жилья на селе у меня не было. Снимать его на зарплату в 15 тысяч, которую я получал, как молодой врач, – просто нереально. Так что приходилось подрабатывать в другом медицинском учреждении. Что, в общем, накладывало дополнительную нагрузку.
А нагрузка на докторов, трудящихся в сельских больницах, и без того ведь – запредельная. Работать приходится много и не нормировано. Принимать всех пришедших на прием до последнего человека. Бежать с приема на незапланированные освидетельствования пьяных водителей. Проводить профосмотры. И так далее… (Кстати, далеко не всегда вся подобная работа и переработки учитываются и оплачиваются в полном объеме, немало доктора вынуждены делать и просто «за спасибо»). При этом за полученный от государства миллион от меня требовалось так пахать, будто я себя в рабство продал. Моя коллега, кстати, поступила умнее – она вышла замуж, ушла в отпуск по уходу за ребенком и таким образом больше трех лет из пяти требуемых провела дома, воспитывая малыша. А потом, когда подошел срок, уволилась и все…»
Реплика второго доктора: «Приехала в больницу после медуниверситета. Зарплата – мизерная. Нагрузка – сумасшедшая: прием больных, которые идут десятками, потому что другого врача просто нет, дежурства, работа на участке, выезд на вызовы. И бумаги, бумаги, бумаги… Врач – он ведь ответственен за всё!
Получение миллиона у меня затянулось. И, наверное, я просто не выдержала. Нервы не выдержали. Подумала: ради чего я мучаюсь тут, черт знает где, и буду потом, как получу этот миллион, мучиться еще пять лет, когда в городе у меня уже есть и родительская квартира, и все условия, чтобы нормально жить прямо сейчас? И работу я там себе найду гораздо более спокойную и более денежную…»
Размышления над вакансиями
Много информации к размышлению нам дал официальный сайт донского Минздрава, где выложены данные, в каких именно врачах и других категориях медработников нуждаются все районные больницы области, какие им положены зарплаты и прочие «преференции». Для сравнения возьмем зарплату и дополнительные меры поддержки которые предлагаются участковым врачам-терапевтам в нескольких больницах из большого списка:
1. Азов – 23 тысячи. Внеочередное место для ребенка в детском саду, возможность участия в жилищной программе на приобретение (строительство) жилья, в сельских поселениях – частичная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
2. Багаевский район – 20 тысяч. Доплата к зарплате за выслугу лет и непрерывный стаж, внеочередное место для ребенка в детском саду, оплата съемного жилья.
3. Боковский район – от 30-50 тысяч. Аренда жилья или предоставление жилья за счет средств муниципального бюджета.
4. Верхнедонской район – 28,4 тысяч. Предоставление жилья за счет средств муниципального бюджета.
5. Веселовский район – 18,4 тысяч. Оплата наемного жилья за счет средств муниципального бюджета внеочередное место для ребенка в детском саду.
6. Дубовский район – 8,7 тысяч + надбавки. Оплата за съем жилья за счет средств муниципального бюджета, внеочередное место для ребенка в детском саду.
7. Зерноград – 23,0 тысячи. Оплата съемного жилья за счет муниципалитета, участие в жилищной программе.
8. Каменский район – 25,0 тысяч. Доплата молодым специалистам в размере 6500 рублей за счет муниципального бюджета.
9. Кашарский район – 46,4 тысячи. Предоставление служебного жилья.
10. Константиновский район – 11 тысяч + выплаты стимулирующего характера + надбавки за качество. Оплата за съем жилья за счет средств муниципального бюджета.
11. Куйбышевский район (терапевт дневного стационара на 0,75 ставки) – 6,5 (оклад) + 2,0 (доплата). Вопрос предоставления жилья решается.
12. Матвеево-Курганский район – 8,7 тысяч + надбавки + стимулирующие выплаты. Имеется возможность предоставления жилья за счет муниципалитета.
Насколько можно заметить, в основном зарплата врачей – этакая «сборная солянка» из мизерной ставки и различных выплат с надбавками, которые по величине часто больше величины самой ставки. Если судить о средней зарплате в районных больницах на вакантных местах участковых терапевтов, в том числе указанной на сайтах центров занятости населения районов области – это примерно 20 тысяч рублей в месяц или чуть больше того. Удивили зарплатой участковых терапевтов в 30-40 тысяч только Боковский, Верхнедонской и Кашарский районы. Как этим трем и другим сельским больницам, особенно не вошедшим в списки «вакантных», удается находить медицинских специалистов – стоило бы выяснить…
«Муниципалитеты должны…»
Несколько дней назад в интервью РБК министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская сказала следующее: «При этом в реализации программы [Земский доктор] мы уже видим определенные сложности. Врач, который участвует в программе, обязуется отработать в сельской местности пять лет. Есть люди, у которых этот срок уже вышел, и они дальше не планируют оставаться там, где работали. Мы считаем, что в такой ситуации к вопросу должны подключаться муниципальные власти, которые будут создавать условия для того, чтобы специалисты оставались и после истечения пятилетнего срока. Нам важно сохранить врачей в сельской местности».
В самом деле, попробуем разобраться и что-то посоветовать уважаемому министру, правительству области и муниципалитетам, поставив себя на место доктора, в котором так нуждаются сельские районные больницы.
Если бы лично мне, к примеру, жительнице города, сейчас кто-то предложил сначала поехать отучиться на врача шесть-восемь лет, угробив кучу здоровья и денег, а после – уехать из Ростова в какой-то бедный сельский район, даже пообещав оплату коммунальных услуг и внеочередное место в детском садике, я бы в сельскую ЦРБ тоже поехала исключительно ради миллиона рублей. И тоже – только на пять лет. Потому что мне, как горожанке, гораздо приятнее получать свои 20 «с хвостиком» тысяч в городе, чем в богом забытом селе. Потому что в городе и выбор больше, и условия лучше, и работа легче…
Стало быть, миллионом можно привлечь на село. Но невозможно отделить тех, кто стремится остаться там «навсегда» от тех, кто приехал «временно». Как невозможно и удержать последних. Наверное, несколько повысить процент «навсегдашних» можно было бы, установив какое-то преимущество при трудоустройстве в сельскую ЦРБ именно выходцам из того района, где требуются доктора и из прилегающих к нему. Потому что возвращающиеся в родной район выпускники вузов все-таки реже уезжают из него потом, чем иногородние приезжие…
Что до всего остального, то я не совсем согласна с Татьяной Юрьевной. Безусловно, муниципалитеты должны уделять вопросу привлечения и удержания на своих территориях врачей и другого квалифицированного медицинского персонала. В частности, подбирать на перспективу кадровый состав медработников района и планировать его постоянное пополнение и обновление с учетом запланированных и внеплановых «выбытий»; заниматься вопросами строительства муниципального жилья для ценных специалистов; обеспечивать места в детских садах для детей медработников, решать вопросы со льготами по коммунальным услугам и так далее.
Больное население – слабая экономика
Но, справедливости ради, надо отметить, что львиную долю всех этих вопросов просто невозможно решить силами скромных в финансовом плане районных бюджетов. Потому озаботиться тем, что у нас на селе и в малых городах хронически не хватает медиков, должно и руководство страны, и руководство тех регионов, где существует такая проблема. Именно руководство регионов должно выходить на уровень Правительства России и Государственной Думы с инициативой: коль мы хотим, чтобы у нас ценные специалисты не только ехали, но и оставались жить в селе и в малых городах, мы должны создать им для этого все условия.
В частности, обеспечить в медицинских вузах увеличение бюджетных мест и целевого набора студентов именно тех специальностей, которых у нас больше всего не хватает в районах и малых городах. С обязательным условием, что будущий врач, получивший образование за счет государства, поедет после завершения учебы туда, куда государство его пошлет. И отработает там положенное количество лет. Если выпускник не согласен – пусть вернет государству то, что оно потратило на его обучение и отправляется на все четыре стороны.
Но при этом надо продумать, и как пойти навстречу будущему врачу, квалифицированной медсестре или фельдшеру, которых мы отправляем жить в село. Эти требуемые законом пять или сколько там лет молодому специалисту должно быть, где жить, причем, в нормальных условиях. И, раз уж медик поступает в полное распоряжение государства, как и солдат-контрактник, полицейский или росгвардеец, он не должен сидеть эти пять лет на хлебе и воде, потому что у него жалкая зарплата в 8 тысяч «плюс надбавки». Человек, идущий служить государству туда, куда оно его посылает, даже если речь идет о сельской медицине, должен чувствовать за собой его, государства, прямую поддержку и защиту...
Если конкретный специалист нашему государству в селе нужен больше, чем в городе – надо, чтобы и материальный интерес для этого специалиста в селе был выше, чем в городе. Чтобы медику хотелось не только поехать работать в село, но и хотелось как можно дольше там оставаться. Следовательно, в первую очередь надо думать о том, чтобы в стране зарплата сельского врача за счет специальной «сельской» доплаты стала выше зарплаты городского, находящегося на той же должности. Что так же абсолютно справедливо и в условиях гораздо большей нагрузки, ложащейся на плечи сельского медика, и в условиях гораздо более высоких требований на селе к «универсальности» знаний и умений медицинских специалистов.
Безусловно, на уровне государства и регионов должны решаться и вопросы льгот по коммунальным услугам для медработников, переезжающих работать в сельскую местность, и вопросы обязательного обеспечения всех ценных специалистов жильем. И многие другие.
Не мешало бы также, кстати, подумать и о том, почему у нас по всей стране врачам в частных медицинских центрах «с бюрократической точки зрения» гораздо легче и проще работать, чем врачам в государственных больницах, утопающим в ворохе писанины и ответственности при гораздо худших финансовых возможностях. А так же ответить на самом высоком государственном уровне на простой вопрос: почему за качественные показатели работы медиков гораздо активнее поощряют материально именно в частных медицинских центрах, хотя самый большой вклад в здоровье народа вкладывают именно врачи государственных больниц, а больше всех в качественной медицине и здоровье нации тоже заинтересовано именно государство?
***
Потому работать есть над чем. Тем более что недавно «Вести. Экономика» сообщили о заявлении «Партнерства G20 в области здравоохранения и развития», в котором говорилось о том, что в настоящее время болезни населения представляют угрозу и для экономики любой страны, и для глобального экономического роста не менее серьезную, чем глобальное потепление. А так же о том, что «министры здравоохранения в одиночку не могут справиться с кризисом, поэтому правительства и министры финансов должны «взять на себя ответственность» за эту проблему».
Хорошо бы, ответственность «за эту проблему» все-таки взяли – нашей России сегодня так необходим серьезный экономический рост! Который, как ни крути, ей может обеспечить только здоровое население.
Елена Мотыжева
Все статьи