зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Почему из сельских больниц уезжают врачи?

Начало этой истории положил случайно услышанный разговор между молодым врачом, получившим от государства заветный миллион по программе «Земский доктор» и его знакомым. Доктор, будучи приезжим, рассказывал о своих планах через два года, которые ему осталось отработать в районной больнице за полученные от государства деньги: «Я хочу открыть частную практику в родном городе, чтобы ни от кого не зависеть и работать самостоятельно. А отсюда, конечно, уеду – здесь нет никаких перспектив».
Вот так: врач пока как бы есть – но врача как бы уже и нет. Мы решили разобраться, почему у нас в Примиусье, несмотря на все озвучиваемые меры поддержки медиков – как не хватало врачей, так и не хватает.

Забота государства
В «Справке о результатах работы министерства здравоохранения Ростовской области за 2018 год» с сайта Правительства области, о поддержке донских медиков написано вот что: «В результате реализации мероприятий, направленных на снижение дефицита медицинских кадров, в 2018 году увеличилась укомплектованность врачебными кадрами до 90.0%, укомплектованность средним медицинским персоналом до 92.0%. Отмечается рост численности врачей-специалистов: терапевтов, анестезиологов-реаниматологов, кардиологов, онкологов, сердечно-сосудистых хирургов, неврологов, травматологов-ортопедов, эндокринологов, инфекционистов, пульмонологов.
В целях привлечения медицинских специалистов в сельские районы области в 2018 году 93 медицинских работника получили компенсационные выплаты: 71 врач – в размере одного миллиона рублей, 22 фельдшера – в размере 500 тысяч рублей. В 2018 году оказана государственная поддержка по улучшению жилищных условий 78 медицинским работникам за счет средств областного бюджета в размере 141.09 миллиона рублей.
Целевой набор в ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» в 2018 году составил 270 мест. В 2018 в первичное звено здравоохранения прибыли более 100 специалистов, прошедших процедуру аккредитации, внедренную с 2017 года, дающую право работать без предварительной послевузовской подготовки в амбулаторно-поликлиническом звене специалистами общего профиля участковыми терапевтами и участковыми педиатрами, врачами-стоматологами».

Жалобы врачей
К сожалению, никто из опрошенных нами докторов не пожелал от собственного имени рассказать нам, почему врачи бегут из села. Но даже то, о чем поведали на условиях анонимности, позволяет составить весьма интересную картину.
Реплика первого доктора: «Вы вообще в курсе, что у сельского врача стандартная ставка – 8-9 тысяч рублей? А 15-20 тысяч – это ставка, уже «сдобренная» надбавками, которые по факту выплачиваются, как бог на душу положит, и сильно зависят от личных симпатий. У меня вопрос: если у нас в стране минимальная заработная плата, выплачиваемая за самый простой, неквалифицированный труд простому рабочему, метущему улицы, – 11 тысяч рублей, то почему «голый оклад» врача, если он выбирает «самый простой труд без дополнительных нагрузок» – 8 тысяч? Врач что, менее квалифицирован и несёт меньшую ответственность, чем рабочий, который метёт улицы?
Я родом из города. Собственного жилья на селе у меня не было. Снимать его на зарплату в 15 тысяч, которую я получал, как молодой врач, – просто нереально. Так что приходилось подрабатывать в другом медицинском учреждении. Что, в общем, накладывало дополнительную нагрузку.
А нагрузка на докторов, трудящихся в сельских больницах, и без того ведь – запредельная. Работать приходится много и не нормировано. Принимать всех пришедших на прием до последнего человека. Бежать с приема на незапланированные освидетельствования пьяных водителей. Проводить профосмотры. И так далее… (Кстати, далеко не всегда вся подобная работа и переработки учитываются и оплачиваются в полном объеме, немало доктора вынуждены делать и просто «за спасибо»). При этом за полученный от государства миллион от меня требовалось так пахать, будто я себя в рабство продал. Моя коллега, кстати, поступила умнее – она вышла замуж, ушла в отпуск по уходу за ребенком и таким образом больше трех лет из пяти требуемых провела дома, воспитывая малыша. А потом, когда подошел срок, уволилась и все…»
Реплика второго доктора: «Приехала в больницу после медуниверситета. Зарплата – мизерная. Нагрузка – сумасшедшая: прием больных, которые идут десятками, потому что другого врача просто нет, дежурства, работа на участке, выезд на вызовы. И бумаги, бумаги, бумаги… Врач – он ведь ответственен за всё!
Получение миллиона у меня затянулось. И, наверное, я просто не выдержала. Нервы не выдержали. Подумала: ради чего я мучаюсь тут, черт знает где, и буду потом, как получу этот миллион, мучиться еще пять лет, когда в городе у меня уже есть и родительская квартира, и все условия, чтобы нормально жить прямо сейчас? И работу я там себе найду гораздо более спокойную и более денежную…»

Размышления над вакансиями
Много информации к размышлению нам дал официальный сайт донского Минздрава, где выложены данные, в каких именно врачах и других категориях медработников нуждаются все районные больницы области, какие им положены зарплаты и прочие «преференции». Для сравнения возьмем зарплату и дополнительные меры поддержки которые предлагаются участковым врачам-терапевтам в нескольких больницах из большого списка:
1. Азов – 23 тысячи. Внеочередное место для ребенка в детском саду, возможность участия в жилищной программе на приобретение (строительство) жилья, в сельских поселениях – частичная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
2. Багаевский район – 20 тысяч. Доплата к зарплате за выслугу лет и непрерывный стаж, внеочередное место для ребенка в детском саду, оплата съемного жилья.
3. Боковский район – от 30-50 тысяч. Аренда жилья или предоставление жилья за счет средств муниципального бюджета.
4. Верхнедонской район – 28,4 тысяч. Предоставление жилья за счет средств муниципального бюджета.
5. Веселовский район – 18,4 тысяч. Оплата наемного жилья за счет средств муниципального бюджета внеочередное место для ребенка в детском саду.
6. Дубовский район – 8,7 тысяч + надбавки. Оплата за съем жилья за счет средств муниципального бюджета, внеочередное место для ребенка в детском саду.
7. Зерноград – 23,0 тысячи. Оплата съемного жилья за счет муниципалитета, участие в жилищной программе.
8. Каменский район – 25,0 тысяч. Доплата молодым специалистам в размере 6500 рублей за счет муниципального бюджета.
9. Кашарский район – 46,4 тысячи. Предоставление служебного жилья.
10. Константиновский район – 11 тысяч + выплаты стимулирующего характера + надбавки за качество. Оплата за съем жилья за счет средств муниципального бюджета.
11. Куйбышевский район (терапевт дневного стационара на 0,75 ставки) – 6,5 (оклад) + 2,0 (доплата). Вопрос предоставления жилья решается.
12. Матвеево-Курганский район – 8,7 тысяч + надбавки + стимулирующие выплаты. Имеется возможность предоставления жилья за счет муниципалитета.
Насколько можно заметить, в основном зарплата врачей – этакая «сборная солянка» из мизерной ставки и различных выплат с надбавками, которые по величине часто больше величины самой ставки. Если судить о средней зарплате в районных больницах на вакантных местах участковых терапевтов, в том числе указанной на сайтах центров занятости населения районов области – это примерно 20 тысяч рублей в месяц или чуть больше того. Удивили зарплатой участковых терапевтов в 30-40 тысяч только Боковский, Верхнедонской и Кашарский районы. Как этим трем и другим сельским больницам, особенно не вошедшим в списки «вакантных», удается находить медицинских специалистов – стоило бы выяснить…

«Муниципалитеты должны…»
Несколько дней назад в интервью РБК министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская сказала следующее: «При этом в реализации программы [Земский доктор] мы уже видим определенные сложности. Врач, который участвует в программе, обязуется отработать в сельской местности пять лет. Есть люди, у которых этот срок уже вышел, и они дальше не планируют оставаться там, где работали. Мы считаем, что в такой ситуации к вопросу должны подключаться муниципальные власти, которые будут создавать условия для того, чтобы специалисты оставались и после истечения пятилетнего срока. Нам важно сохранить врачей в сельской местности».
В самом деле, попробуем разобраться и что-то посоветовать уважаемому министру, правительству области и муниципалитетам, поставив себя на место доктора, в котором так нуждаются сельские районные больницы.
Если бы лично мне, к примеру, жительнице города, сейчас кто-то предложил сначала поехать отучиться на врача шесть-восемь лет, угробив кучу здоровья и денег, а после – уехать из Ростова в какой-то бедный сельский район, даже пообещав оплату коммунальных услуг и внеочередное место в детском садике, я бы в сельскую ЦРБ тоже поехала исключительно ради миллиона рублей. И тоже – только на пять лет. Потому что мне, как горожанке, гораздо приятнее получать свои 20 «с хвостиком» тысяч в городе, чем в богом забытом селе. Потому что в городе и выбор больше, и условия лучше, и работа легче…
Стало быть, миллионом можно привлечь на село. Но невозможно отделить тех, кто стремится остаться там «навсегда» от тех, кто приехал «временно». Как невозможно и удержать последних. Наверное, несколько повысить процент «навсегдашних» можно было бы, установив какое-то преимущество при трудоустройстве в сельскую ЦРБ именно выходцам из того района, где требуются доктора и из прилегающих к нему. Потому что возвращающиеся в родной район выпускники вузов все-таки реже уезжают из него потом, чем иногородние приезжие…
Что до всего остального, то я не совсем согласна с Татьяной Юрьевной. Безусловно, муниципалитеты должны уделять вопросу привлечения и удержания на своих территориях врачей и другого квалифицированного медицинского персонала. В частности, подбирать на перспективу кадровый состав медработников района и планировать его постоянное пополнение и обновление с учетом запланированных и внеплановых «выбытий»; заниматься вопросами строительства муниципального жилья для ценных специалистов; обеспечивать места в детских садах для детей медработников, решать вопросы со льготами по коммунальным услугам и так далее.

Больное население – слабая экономика
Но, справедливости ради, надо отметить, что львиную долю всех этих вопросов просто невозможно решить силами скромных в финансовом плане районных бюджетов. Потому озаботиться тем, что у нас на селе и в малых городах хронически не хватает медиков, должно и руководство страны, и руководство тех регионов, где существует такая проблема. Именно руководство регионов должно выходить на уровень Правительства России и Государственной Думы с инициативой: коль мы хотим, чтобы у нас ценные специалисты не только ехали, но и оставались жить в селе и в малых городах, мы должны создать им для этого все условия.
В частности, обеспечить в медицинских вузах увеличение бюджетных мест и целевого набора студентов именно тех специальностей, которых у нас больше всего не хватает в районах и малых городах. С обязательным условием, что будущий врач, получивший образование за счет государства, поедет после завершения учебы туда, куда государство его пошлет. И отработает там положенное количество лет. Если выпускник не согласен – пусть вернет государству то, что оно потратило на его обучение и отправляется на все четыре стороны.
Но при этом надо продумать, и как пойти навстречу будущему врачу, квалифицированной медсестре или фельдшеру, которых мы отправляем жить в село. Эти требуемые законом пять или сколько там лет молодому специалисту должно быть, где жить, причем, в нормальных условиях. И, раз уж медик поступает в полное распоряжение государства, как и солдат-контрактник, полицейский или росгвардеец, он не должен сидеть эти пять лет на хлебе и воде, потому что у него жалкая зарплата в 8 тысяч «плюс надбавки». Человек, идущий служить государству туда, куда оно его посылает, даже если речь идет о сельской медицине, должен чувствовать за собой его, государства, прямую поддержку и защиту...
Если конкретный специалист нашему государству в селе нужен больше, чем в городе – надо, чтобы и материальный интерес для этого специалиста в селе был выше, чем в городе. Чтобы медику хотелось не только поехать работать в село, но и хотелось как можно дольше там оставаться. Следовательно, в первую очередь надо думать о том, чтобы в стране зарплата сельского врача за счет специальной «сельской» доплаты стала выше зарплаты городского, находящегося на той же должности. Что так же абсолютно справедливо и в условиях гораздо большей нагрузки, ложащейся на плечи сельского медика, и в условиях гораздо более высоких требований на селе к «универсальности» знаний и умений медицинских специалистов.
Безусловно, на уровне государства и регионов должны решаться и вопросы льгот по коммунальным услугам для медработников, переезжающих работать в сельскую местность, и вопросы обязательного обеспечения всех ценных специалистов жильем. И многие другие.
Не мешало бы также, кстати, подумать и о том, почему у нас по всей стране врачам в частных медицинских центрах «с бюрократической точки зрения» гораздо легче и проще работать, чем врачам в государственных больницах, утопающим в ворохе писанины и ответственности при гораздо худших финансовых возможностях. А так же ответить на самом высоком государственном уровне на простой вопрос: почему за качественные показатели работы медиков гораздо активнее поощряют материально именно в частных медицинских центрах, хотя самый большой вклад в здоровье народа вкладывают именно врачи государственных больниц, а больше всех в качественной медицине и здоровье нации тоже заинтересовано именно государство?

***
Потому работать есть над чем. Тем более что недавно «Вести. Экономика» сообщили о заявлении «Партнерства G20 в области здравоохранения и развития», в котором говорилось о том, что в настоящее время болезни населения представляют угрозу и для экономики любой страны, и для глобального экономического роста не менее серьезную, чем глобальное потепление. А так же о том, что «министры здравоохранения в одиночку не могут справиться с кризисом, поэтому правительства и министры финансов должны «взять на себя ответственность» за эту проблему».
Хорошо бы, ответственность «за эту проблему» все-таки взяли – нашей России сегодня так необходим серьезный экономический рост! Который, как ни крути, ей может обеспечить только здоровое население.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

miss.logika 18 мар 2019 в 13:34 # Ответить
new comment
Разделите этот миллион.Получится надбавка к зарплате лишь в 16660 в месяц.Да и то без учёта инфляции.Вот и стОит ли за эти 22-24тыс ехать к нам в поселок,снимать квартиру?Причем,работа у них действительно адская.Да и на зарплатах,поверьте,умеют наши бухгалтерии "левачить"

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: