зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Прокати нас, Петруша, на тракторе!

У знаменитого памятника Матвеево-Курганского района – тройной юбилей

Тройной юбилей
Что значит для нашего сельскохозяйственного региона трактор, пожалуй, никому объяснять не нужно. Неспроста же именно здесь, в Ростовской области, возникла идея проведения первых и единственных в своем роде гонок тракторов – «Бизон-Трек-Шоу». Однако к «тракторной» теме имеет отношение и наш Матвеево-Курганский район. Жителям и гостям миусской земли знаком необычный памятник, стоящий над трассой «Таганрог – Успенская» у села Ряженое. Это трактор «Универсал», на высоком постаменте которого когда-то была установлена табличка «Первым пахарям посвящается».
Памятник знаком многим, однако мало кто помнит, о чем он. Молодежь, например, все чаще называет его «памятником коллективизации», приписывая монументу заслуги и трагедии довоенного прошлого Советского Союза, что совсем не соответствует действительности. Забыли люди и о том, что в нынешнем году у нашего «Трактора» – тройной юбилей. Во-первых, 50 лет, как этот памятник появился в Матвеево-Курганском районе. Во-вторых, 85 лет, как в нашей стране начался выпуск тракторов серии «Универсал». И, в-третьих, 75 лет, как на Владимирском тракторном заводе был выпущен сам «памятник» – трактор «Универсал-2» – машина, с которой начиналось все «серьезное» сельское хозяйство нашего района. За что, собственно, этот трактор и удостоился чести стоять на постаменте у дороги, ведущей в Матвеев Курган.
Наверное, интереснее всего о тех впечатлениях настоящего чуда, которые вызывал у наших земляков «Универсал», поведал в своем рассказе «Зубчики на дороге» Иван Петрович Холостов из села Малокирсановки, чей отец Петр Лукъянович после войны долгие годы работал как раз на таком тракторе.


Трактор Универсал положивший начало механизации сельского хозяйства

Зубчики на дороге
– В 1954 году, когда Ване было пять лет, он был уже вполне самостоятельным парнем, принимавшим порой совершенно неожиданные решения. В один из майских дней он с утра ушел к другу-соседу Саше, мальчишке такого же возраста. Некоторое время друзья вместе играли, а потом Ваня отправился домой. Мама приготовила для негона столе завтрак, а сама ушла на работу. Ваня остался дома один.
И тут его осенила мысль. Когда он шел домой от Саши, то обратил внимание на следы, которые сначала поворачивали к дому, а потом снова уходили в поле. И вспомнил вчерашний разговор родителей о том, что отец рано утром заберет из МТС трактор, который там отремонтировали и, заехав домой за обедом, поедет на «культуру» – вести посевные работы в поле. «Культурой» назывались земли, на которых в Матвеево-Курганском районе образовывались ТОЗ – товарищества по совместной обработке земли – объединения, которые были до колхозов. (Про «культуру» и ТОЗ Ваня слышал от отца и раньше, но понятия не имел, где это и что это). Но ему вдруг ужасно захотелось увидеть своего отца и покататься на его тракторе. Потому Ваня вышел за околицу Малокирсановки и отправился по дороге в сторону Григорьевки. Идти было радостно и интересно. В воздухе висели жаворонки, весело перекликаясь друг с другом, пахло молодой травой и свежеобработанным полем. Солнце светило по-весеннему, а ветерок обвивал мальчика свежими, жгучими, упругими порывами.


Дети той Малокирсановки

Скоро Ване захотелось пить, но он все шел упрямо вперед – ему хотелось увидеть отца. Потом захотелось и есть – а дойти до отцовского трактора Ваня все никак не мог. Следы трактора свернули с большой дороги вправо и опять пошли прямо. На полях и у дороги начали попадаться большущие куртины терновников, совершенно закрывавших обзор впереди и надолго скрывавшие маленького путешественника с головой. Но он все равно упрямо шел и шел вперед, думая только о том, как здорово будет увидеть отца и прокатиться с ним по полю на тракторе…
И вот, наконец, за одной из здоровенных куртин он все-таки увидел трактор, на котором сидел его отец. И тогда Ваня, прямо как был, в легких ботиночках, кинулся к отцу наперерез через поле, буквально по колено утопая в свежеобработанной земле. Одна из женщин, стоящих на агрегате позади трактора, окрикнула его отца и показала на мальчика рукой. Трактор остановился, как вкопанный. А побелевший от страха отец буквально вылетел из кабины и кинулся навстречу Ване. Отец схватил его на руки и понес обратно к трактору… А потом посадил сына рядом с собой, включил передачу и трактор мягко подался вперед, увлекая за собой сеялки. Так отец и сын ездили по полю до самого обеда.
Когда они сели обедать, отец поделился с сыном той едой, которую приготовила Ванина мама. И все расспрашивал Ваню, как же это он умудрился один уйти из дому, чтобы его найти: «Ты же мог заблудиться! Тебя же волки могли разорвать! (Волков тогда, после войны, и вправду было очень много). Я подъезжал вон к тем кустам утром и видел, как два волка нырнули тот терновник! А ты там шел один! Ну как же ты мог!»
От слов отца Ване впервые за весь день стало не по себе… Хотя, конечно, он быстро успокоился и опять развеселился: ему было так легко и радостно, что он сидит рядом со своим отцом на настоящем тракторе! А вот отец успокоиться не мог: «Как же ты добрался сюда? Кто тебя подвез? Кто тебе сказал, где меня искать?» Ваня поднял на него свои беззаботные глаза: «Я сам шел. Пешком. А заблудиться я никак не мог – я шел по зубчикам на дороге». Отец изумился: «По каким еще зубчикам?» Ваня ответил: «По тем, которые от твоего трактора остаются». И отец, такой серьезный, вдруг впервые после встречи заулыбался: надо же, сын пешком прошел к отцу 8 километров и ни разу не сбился с пути!


Те самые зубчики

А потом к трактору приехал водовоз. Все, кто был в поле, напились и сделали запасы воды, а отец еще и залил ее в радиатор. А после посадил Ваню на подводу и отправил домой в Малокирсановку, строго-настрого приказав передать сына в руки матери…

По-прежнему в строю
Конец сороковых и пятидесятые годы в нашем районе – это время именно «Универсала», трактора простого и даже примитивного, как сказали бы сейчас. А тогда увидеть «зубчики на дороге» – это было не только чудо, – счастье! Вот что сообщает об «Универсале» интернет: «С 1934 на Кировском заводе в Ленинграде (бывший завод «Красный путиловец») вместо трактора фордзон-путиловец, началось производство более совершенного трактора «Универсал», в качестве прототипа которого был взят американский трактор «Формол». Трактор «Универсал» имел двигатель мощностью 16,19 кВт, работавший на керосине, и трехскоростную коробку передач, развивая скорость от 3,4 до 7,2 километров в час с мощностью на крюке 7,36 кВт. Кировский завод выпускал эту модель до 1940 года. Четырехколесные тракторы «Универсал-2», по документации Кировского завода, в июле 1944 года выпускал уже Владимирский тракторный завод, производивший эти тракторы до 1955 года. По сравнению с «Универсалом-1», предназначенным для обработки высокорослых пропашных культур, «Владимировец» имел более широкое расположение передних колес и мог обрабатывать культуры низкорослые. Именно «Универсал-2» стал первым советским трактором, в массовых масштабах экспортировавшимся за границу.


Митинг у памятника первым пахарям, 1974 год

В 1969 году, когда в стране появились другие, более производительные и мощные машины, матвеевокурганцы, хорошо понимавшие, чем они, после всех бед и разрушений, оставленных на нашей земле Миус-фронтом, обязаны простенькому «Универсалу», выбрали для установки на постаменте трактор, ранее много лет работавший в Сад-Базе. «Универсал-2», которым управлял Иван Федорович Корниенко, своим ходом прибыл из Сад-Базы к месту своей вечной стоянки. И при большом стечении народа был установлен на том самом месте, где и находится теперь.


Трактор Универсал в экспозиции музея истории трактора в Чувашии

Увы, но сейчас на памятнике уже нет ни таблички «Первым пахарям», ни многих деталей и узлов самой машины, открученных либо с корнем вырванных любителями легких денег, очевидно, сдавших после эту нашу народную память в металлолом. Но даже искалеченный, «Универсал-2» по-прежнему с нами, по прежнему в строю, готовый верой и правдой служить матвеевокурганцам, как и раньше. И, если несколько минут постоять молча с ним рядом, покажется, что вечный бродяга-ветер тихо напевает над миусской степью слова старой песни, некогда очень любимой всеми девушками Примиусья: «По дороге неровной, по тракту ли, все равно нам с тобой по пути, – прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати!»

Елена Мотыжева

Все новости

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: