По просьбе читателей продолжаем тему невыдуманной истории Покровского, основанной на воспоминаниях первого носителя одной из самых известных покровских фамилий и опубликованных в книге Владимира Тодыки «Реликвия».
На пыльной улице Покровского (сл. Верхней)
Всю книгу опубликовать, конечно, нереально. Поэтому расскажу о самых интересных, на мой взгляд, фактах. Например, вы узнаете, как проходила процедура прописки в селе Покровском (слободе Верхней) в веке 18.
«Все три рукописные книги написаны рукой Марка Трифоновича Паламаренко в 1921-1923 годах. Кстати, в 20-е годы он уже называл себя на отдельных страницах воспоминаний как Пономаренко. Старинные записи своих предков и он упорядочил и систематизировал и добавил кое-что от себя: то, что слышал от них в устных рассказах и от других близких родственников.
Наблюдательный, отличающийся отменной памятью, острослов и балагур, он свободно излагал свои мысли, был начитан. Что-то даровано ему от природы, а остальное он получил через самообразование.
А пристрастился он к чтению так. Когда пришла пора идти служить в армию, его выкупил (заплатил за «зачётную квитанцию» и нанял другого парня за деньги) крёстный отец из Троицкого - богатый человек Феодосий Николай Левченко. Было это в 1868 году. И закон той поры это дозволял. Но Марк за это должен был отработать у крёстного десять лет. Был он волостным писарем. Владел двумя лавками (магазинами) и двумя кабаками. Для Марка он выписывал газеты «Домашняя беседа» и «Сын Отечества»...
Кроме этого, Марк прочёл множество книг, а потом и сам стал писателем, как сам о себе говорил: «Я с жадностью все читал и с 1897 года стал пописывать - слагать вирши (стихи), а с 1914 уже стал виршоплётом, народным писателем...».
Вот как описывает он со слов и заметок представителями предыдущих поколений село Покровское 1790 года и историю приписки к сельскому обществу Степана Ивановича Галушки с женой Оксаной, сыном Марком и снохой Мариной:
Люди в Верхней Слободе жили в неогороженных (без тынов и заборов) домах. Хат было около церкви десятков шесть. Церковь - небольшая, деревянная (построена в 1782). Священником в ней был Гавриил Окопенко. Да около почты у паромной переправы (в южной части села) было дворов двадцать. Из Мариуполя почтовым трактом уже тогда ездили курьеры с почтой и провожатыми.
Вокруг села - дикая степь. Целина. Всё по весне цвело: буркун, горошек, зоря, барвинок. Катран (дикорастущее овощное растение) возами возили. Птиц много в степи: дроф, стрепетов, куропаток. Волки, лисицы, зайцы. В Бузиновой балке женщины и дети полуныцю (дикую землянику) вёдрами собирали. Будяки в степи такие росли, что человека на лошади в них иногда не видно было. Зато какую взятку с их цветов пчёлы брали... Пасечников среди жителей села немало было, а мёд дешёвый - 13 копеек за фунт (410 граммов) продавали.
«Степан, как приехал с семьёй, первым делом явился к сельскому старосте - выборному - Мартыну Ханже и писарю - Карпу Смыкуну (Побигайло)...». В те времена зачастую рядом с фамилией называлось и уличное прозвище, а иногда фамилией служило имя отца. И далее по тексту рукописи: «Они запросили по червонцу с души за прописку новой семьи к покровскому обществу. И сказали, что без разрешения таганрогского градоначальника и разговора быть не может».
На третий день Степан Галушка поехал на бричке в Таганрог вместе с сыном Марком и запорожцем (земляком) Кириллом Гречкосеем. И взяли с собой три ружья (для самообороны от лихих людей).
Приехали к городскому бригадиру (генералу) Креневскому. Господин (пан) выслушал Степана внимательно и сказал: «Двадцать рублей за приписку до покровского общества». А Степан в ответ: «Ваше высокоблагородие, може, богато? Я человек небогатый»... - «Ну, пятнадцать червонцев и меньше ни копийкы»... А Степан отсчитал ему тридцать червонцев. Городничий обрадовался, похлопал Степана по плечу: «Ай да паламарь Галушка! Благодарю. Будем друзьями. Сейчас я тебя припишу с твоим семейством и твоих товарищей запорожцев в государственные крестьяне (это говорит о том, что в Покровском отсутствовало крепостное право - Андрей Кравцов). И ты со своей семьёй не попадёшь ни к какому помещику в крепостные - батраки и будешь вольный поселянин, и даже никакая царица или царь никакому панови тебя теперь не отдадут...».
- Эй, Захар Иванович, - обратился он к писарю, - сейчас же напиши приписку Степану Ивановичу да отбрось это поганое прозвище «Галушка» и запиши его и сына как Паламаренко. Согласен? Степан согласился. «Ну и добрэ. За цэ спасыбо».
Пан приказал подать вина, икры, балыков, фиников, инжиру, сыру голландского. Посадил отца и сына рядом. Выпили две бутылки. Закусили. Хорошо поели. Степан и говорит: «И я ставлю три бутылки доброго вина...». И дал секретарю градоначальника два червонца... И далее в тексте: «Лытять запорожски помынальни гроши, що Степан рокив за двадцать намолыв».
Из этих слов можно сделать вывод, что не случайно Степан Иванович назывался «паламарь», т.е. церковный служитель - пономарь. Был он в Запорожье при церкви пономарём, принимал участие в отпеваниях усопших, читал за упокой душ запорожцев и членов их семей «Псалтирь» и поминальные молитвы. И за это ему платили.
А тем временем канцеляристы вписали в реестр всех членов его семьи и выдали соответствующую бумагу. «И им он дал по таляру (серебряной монете) за труд». Расставался с городничим по-дружески, тепло. Тот его пригласил в гости: «Приезжай когда-нибудь. Выпьем. Ты - добрый чоловик...».
Степан заехал в городские лавки и купил домой икры, балыков, тридцать бутылок вина «Сантуринского» и «Кипрского», ящик апельсинов, инжиру, фиников (не бедствовали запорожцы - Андрей Кравцов), орехов, три сорта «рожкив» (сдобных булок) и халвы и поехал в Покровское...».
Отрывки из книги Владимира Ивановича Тодыки
P.S. О том как «обмывали» приписку Степана Ивановича и его семейства к покровскому сельскому обществу, а также имена и фамилии первожителей Покровского читатель узнает в одном из последующих выпусков газеты.
Андрей Кравцов