Вот уже несколько лет существует в нашей газете замечательная рубрика: «Народы Примиусья», в которой мы рассказываем о представителях тех этносов, которые проживают на территории Юго-Западной части Ростовской области: русских, корейцах, немцах, украинцах, цыганах. Сегодняшний наш рассказ – о братском народе Белоруссии.
Откуда белорусы взялись в наших краях
Согласно последним исследованиям, проведенным российского-белорусскими учеными, основная часть белорусов появились на юге России во второй половине 19-первой половине 20 века. После отмены крепостного права огромная масса крестьян, которых уже не могли прокормить в то время перенаселенные, но не слишком плодородные земли Средней Полосы Восточно-Европейской равнины, устремилась сразу в нескольких направлениях: в Сибирь и на Дальний Восток, в Бессарабию, Екатеринославскую губернию и на Херсонщину, а так же на земли областей Войск Донского и Кубанского. Из почти шести миллионов проживавших в стране белорусов к началу 20 века в Малороссию, например, перебрались сто семьдесят четыре тысячи человек, а на Юг России около – шестидесяти тысяч. Причем привлекали всех этих переселенцев не только относительно еще незаселенные плодородные почвы Приазовья и Причерноморья, где можно было бы в более благоприятных условиях продолжать крестьянствовать. Но и Донбасс, ставший особенно привлекательным в связи с бурным развитием промышленности на Юге страны, а, следовательно, и найти работу, «выбиться в люди». Продолжилась миграция белорусов и после Октябрьской революции. Причем далеко не всегда она была обусловлена поиском земли или работы. Не могу не рассказать в связи с этим и свою историю – как на нашей земле появились мои белорусские предки.
Моя прабабушка, Анна Прокопьевна Кондратенко, этническая белоруска, родилась в белорусском тогда селе Монастырщина Мстиславского уезда Могилевской губернии (ныне это российский Монастырщенский район Смоленской области). После Империалистической войны прабабушка осталась круглой сиротой с младшей сестрой Агафьей на руках. И ее приметил зажиточный крестьянин-великоросс из села Войнино того же уезда, сосватав бедную, но трудолюбивую сиротку одному из шести своих сыновей. Так и образовалась в начале ХХ века русско-белорусская семья моих предков…
тА после были коллективизация и раскулачивание. Вопреки распространенному мнению о всеобщей ненависти к тем, кто жил зажиточно, семью моего прапрадеда предупредили сами же члены местного комитета бедноты, дав сутки на сборы и отъезд в любую точку страны, чтобы избежать ареста, конфискации всего нажитого имущества и принудительного выселения в Сибирь. Одна часть семьи в результате бежала в Могилев. А другая – вместе с телегами со скарбом пешком пришла на Донбасс. Так моя белорусская прабабушка вместе со своим русским мужем и оказалась в Примиусье, в селе Кутейниково. Где, по иронии судьбы, ее супруг стал не только коммунистом, но и сначала директором элеватора, а потом и председателем местного поссовета…
В семье до сих пор сохранилось предание, что больше всего прабабушка скучала по навсегда оставленным ею белоствольным березам, шелестящим над ее родной Монастырщиной… Может быть, поэтому во дворе у меня растет-шумит листвой такая же белая береза?
Белорусская кухня
Пожалуй, нет человека, который не знал бы, что самое главное растение в белорусской кухне, из которого готовится больше всего блюд – это картофель. Драники, клёцки, колдуны, картофельные запеканки, картофельная бабка, драчены, капытки, комовики, лежень – картофельный рулет с начинкой, тушёный картофель с мясом, картофель с грибами – каких только удивительных блюд из картофеля не понапридумывали белорусские хозяйки за последние три столетия! И каждое – удивительно вкусное. А к блюдам из картошечки – мясные зразы, полендвица, сальтисон, мачанка, шкварки и бигос. Бигос – это мясо, тушеное с капустой. Или зуцы – грибные котлетки с мясом. И все это – с квашеной капусточкой и с бочковыми огурчиками! А к ним – зубровка и белорусский квас из березового сока. Ляпота…
Классические белорусские драники
Ингредиенты: Картофель – 5 штук среднего размера, лук – ½ штуки, яйцо куриное – 1 штука, мука – 2 столовые ложки, молотый черный перец – по вкусу, соль – по вкусу, растительное масло – по вкусу.
Приготовление:
1. Картофель в сыром виде очистить от кожуры, тщательно вымыть и натереть на мелкой терке. Также можно воспользоваться блендером или перекрутить его через мясорубку. Аналогично нужно измельчить сырой репчатый лук, добавив его к картофелю. В луково-картофельную смесь для связки добавляется сырое яйцо, а также специи и мука. Тесто тщательно замешивается до полной однородности.
2. В сковороду налить масло и хорошо егоразогреть. Тесто аккуратно, при помощи столовой ложки, выкладывать на сковородку в виде блинчиков. Их размер зависит от предпочтений хозяйки. Если они будут большими, тогда их после можно будет нафаршировать какой-нибудь начинкой, превратив во вкуснющие блинчики. А если они будут маленькими, то их удобно подавать на небольших тарелках, особенно малышам.
3. Драники обжариваются на среднем огне с двух сторон до появления на них красивой румяной корочки. После этого сковородка накрывается крышкой, огонь убавляется до минимума, и драники томятся на нем еще примерно минутки три.
На стол к горячим драникам подают мелко нарезанную зелень и сметану или сливки, тщательно взбитые с чесноком и солью, или, кто любит, можно использовать томатный соус. В качестве напитка к драникам подают холодный медовый квас.
Культура Белоруссии
Как и русский, и украинский народы, белорусский тоже любит танцевать. Народные танцы его – хороводы, кадрили, плясовые и, конечно, польки. Полька, хоть и похожа на жительницу Польши, но «родилась» в Чехии. При этом хоть полька и является «чешкой» по происхождению, но именно в Белоруссии, среди белорусских танцоров, возвысилась высот мировой хореографии. От польки же произошло и великое множество исконно-белорусских танцев, таких, например, как «Трасуха».
А чудесные белорусские песни, в том числе советского периода! Помните «Песняров» с их «Косив Ясь конюшину» или «Сябров» с их «Лягу-прылягу»? «Каханая мара», «Малиновки заслышав голосок», «Алеся», «Завируха», «Беловежская пуща», «Я у бабушки живу» – все эти песни до сих пор живут в сердце каждого, чья молодость пришлась на «семидесятые-восьмидесятые» прошлого века.
Можно говорить об огромном пласте культурного наследия, подаренного нам белорусским народом. Но мне больше всего хочется привести здесь в качестве примера современного творчества прекрасную и очень трогательную песню Леонида Юрьевича Севера, председателя правления общественной организации «Белорусы Неклиновского района», которую я услышала однажды на проводимом в наших краях фестивале «Берега дружбы». Называется эта песня «Гость».
В белёсой одежде леса и поля –
Земля несгибаемой воли!
С надеждой, как прежде, шумят тополя
И всё мне знакомо до боли.
Здесь юность моя той же «сцежкай» бредёт,
А хлеб по-особому вкусен,
И сойка поёт, и солнце встаёт
Над милой моей Беларусью.
Услужливый бусел над крышей парит,
Знать, в хате появятся дети,
А сердце моё, разрываясь, болит,
Что аист и бусел – «соседи»!
Берёзки и сосны всё той же гурьбой
О кедрах беседуют с грустью,
И радуют лад, чистота и покой
В моей дорогой Беларуси.
И где в разнотравье бежал босиком,
Стоят городские кварталы,
И к речке уже не пройти прямиком
На шёпот зари запоздалой,
Но та же кукушка считает года
Так щедро, что ей улыбнусь я…
Молюсь: «Обойди стороною, беда,
Просторы моей Беларуси!»
Молюсь, не скрывая стыда и вины –
Я внук Сталинграда и Бреста…
Неужто навеки мосты сожжены
И Русь никогда не воскреснет?!
А Сож блики детства за отмель несёт
И слёз на щеках не стыжусь я,
И сойка поёт, и солнце встаёт
Над милой моей Беларусью…
Белорусы в Примиусье
Надо отметить, что наши, миусские, белорусы очень заметны на территории Ростовской белорусыобласти. С 2011 года в Неклиновском районе проводится Международный молодежный фестиваль-конкурс «Берега дружбы», на который съезжаются молодые поэты и писатели из трех стран: России, Украины и Белоруссии. По окончанию мероприятия они обычно издают сборник своих произведений на трех языках братских народов. А сам фестиваль в дни своего проведения превращается в большой праздник для всех жителей как Неклиновского района, так и районов, к нему примыкающих, а также жителей города Таганрога: во время фестиваля проводится множество концертов, конкурсов, выставок, ярмарок, а так же других культурных мероприятий. Например, в 2017 году съехавшиеся на миусскую землю из трех стран молодые писатели высадили каштановую аллею у храма иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» в хуторе Дарагановка.
В 2014 году миусскими белорусами была создана Общественная организация местная национально-культурная автономия «Белорусы Неклиновского района», что позволило значительно расширить как культурное взаимодействие между разными странами и регионами, так и возможности по реализации своих устремлений. Например, в прошлом году состоялось подписание договора об экономическом и культурном сотрудничестве между Неклиновским районом Ростовской области России и Гомельским районом Гомельской области Белоруссии. Это событие произошло во время фестиваля-праздника «Славянские литературные дожинки-2019» в городе Гомеле, куда была приглашена и наша делегация. Ну, а сами «Берега дружбы» за эти годы из простого фестиваля-конкурса «доросли» до «Культурно-образовательного проекта имени Александра Владимировича Третьякова», финансируемого за счет фонда Президентских грантов.
Белорусский костюм
Белорусский национальный костюм – а мы, если кто не ведает, знаем в качестве национального костюма именно народную, крестьянскую одежду – поражает обилием на нем красной, «защищающей жизнь» вышивки. В нем органично соединились три основных славянских цвета – красный, черный и белый. При этом у каждой местности вариации оформления костюма свои. «Свой строй», – как тут говорят. И таких «строев» у белорусского костюма насчитывается более тридцати! Причем, что важно, вся одежда белорусского костюма всегда изготавливалась только из натуральных тканей: лен, конопля и шерсть. При этом ее часть, как я уже сказала, была покрыта «защитной» и украшающей вышивкой, состоящей из геометрических и геометрически-растительных узоров. Основными элементами именно белорусского орнамента являются ромб в разнообразных вариантах: в виде квадрата, поставленного на вершину, с четырьмя точками, с отростками, а также кресты, розетки-звёзды, прямые и зигзагообразные линии.
Белорусский костюм – один из красивейших. И потому его не только надевают на различные культурные мероприятия, но и с удовольствием, (особенно стилизованные под народный костюм современные вещи) носят как праздничную или повседневную одежду, отражающую особый вкус своего владельца или его любовь и гордость по отношению к собственным корням.
Мудрая сказка народа
Очень многие люди, у которых есть знакомые белорусы, признают, что представители белорусского этноса – очень спокойные, рассудительные и прагматичные. А еще – довольно прямые и бесхитростные люди. Но обладающие при этом какой-то особенной жизненной мудростью, позволяющей им как-то иначе, чем другие, преодолевать свои проблемы. Может быть, поэтому одна из белорусских сказок так и называется «Краденым сыт не будешь»?
***
Было у одного человека два сына. Выросли они, а отец и говорит им: «Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас, чем хочет заниматься?» Молчат сыновья, не знают, какую себе работу выбрать. «Ну, так пойдем, – говорит отец, – по свету походим да посмотрим, что люди делают». Собрались и пошли потихоньку. Идут, сыновья ко всему приглядываются, думают, какую бы им работу выбрать.
Подошли к одной деревне. Видят – стоит у выгона кузница. Зашли они в кузницу. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки – помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше. Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда-сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу: «Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится». Обрадовался отец: нашел, думает, старший сын себе средство к жизни! «Ладно, – говорит, – будь кузнецом в этой деревне». Поставил он сыну кузницу, тот и начал кузнечным делом заниматься. И люди хвалят его, и сам он своей работой доволен.
А младший сын, сколько ни ходил, никак себе работу по вкусу не найдет. Идет он раз с отцом мимо луга. Видит – пасется на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать. «А не начать ли мне, батька, волов красть? – говорит сын. – Работа эта легкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол». «Кради, – говорит отец. – Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал».
Взял сын вола и погнал домой. А отец говорит: «Подожди меня возле леса - мне надо еще в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живет». Гонит сын вола да все, как волк, оглядывается, не бежит ли кто за ним. Пока до леса добрался, порядком перетрусил. Даже тошно от страха стало. Подождал он у опушки, пока отец воротился, и погнали они вместе вола домой. Зарезали дома вола, сняли с него шкуру и стали мясо варить. Наварили, а отец и говорит сыну: «Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет». Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки. Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает: не идет ли кто вола искать? Залает собака, пройдет или проедет кто мимо хаты – сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат... И пошло так день за днем.
Съели они, наконец, вола. Вот отец и говорит сыну: «А теперь давай шеи мерить: кто ж из нас раздобрел?» Померяли – у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела. Удивляется сын: «И чего оно так?» «А оттого, что ты краденого вола ел», – говорит отец. «Так и ты же ел краденого!» «Нет, я хозяину уплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол – страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!»
Елена Мотыжева