зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

«Обмыв» - дело тонкое, или След на земле

 Сегодня мы расскажем читателям, уже полюбившим тему из истории Покровского (начатую в публикации «История по одной фотографии. Пономаренко или Паламаернко?» и последующей « Как казак Галушка становится покровчанином Паламаренко»), о том, как первый носитель фамилии Пономаренко и его семейство отблагодарили покровчан за прописку в селе. А также как он и его семья «круто», как бы сейчас выразились, «поднялись» на покровской земле и как потом всё пошло прахом...
 Первая деревянная церковь в Покровском

Ещё хочу отметить, что эта публикация не для пропаганды нездорового образа жизни. Здесь описывается целый ритуал обращения к обществу, а также упоминаются имена первожителей слободы Верхней (с. Покровское).
 О том как «обмывали» приписку Степана Ивановича Галушки (Пономаренко) и его семейства к покровскому сельскому обществу и последующей его жизни дальше в книге Владимира Тодыки сказано следующее:
 «...Как приехали Степан и Марк домой, так наняли квартиру для всей семьи. Целую хату.
 В следующее воскресенье, после церковной службы, позвал Степан выборного (главу села) и сельского писаря и дал им по три червонца. Позвал и старожителей села. Вот они - первожители села Покровского: Сергей Сухарь, Филипп (Пылып) Коваль, Егор Суета, Михаил Слюсарь, Денис Одижный, Борис Лукша. Пригласил их с жёнами и детьми и других, а также священника. Отслужили молебен. А пред этим зарезали яловую корову и двух баранов. Обед готовили (жарили и варили) в пяти казанах для верхнян-старожителей. Купил Степан три ведра горилки. Посадил гостей за столы. На почётном месте - священник с дьяконом и церковный хор, а далее приглашённые (несколько десятков человек) - уважаемые гости и жители села.
 Налил Степан Иванович четыре стакана вина: себе, жене Оксане, Марку (сыну) и его жене Марине. Стали они напротив священника, отца Гавриила, и выборного Мартына Ханжи, и Степан сказал: «Православни христиане, старожители - покровци. Я до вас сос воею симьею з нызькым поклоном и просьбою. Кланяюсь вам всим!..».
 И все четверо поставили свои чарки и поклонились перед собой и в стороны.
 Взяли чарки в руки. Степан Иванович и говорит далее: «Принимайте меня с моим семейством, чтобы я был уже ваш. Я видел, что иконостас в вашей церкви темный, потрескался. Иконостас этот я вам позолочу. В церковь сторожа найму (кстати, стоял тот деревянный храм на том месте, где ныне РДК - на снимке). И покровскому обществу (громади) дарю сто карбованцив. Так вот, спрашиваю я вас: принимаете меня с семьей в вашу громаду или нет?». Все дружно закричали: «Принимаем! Принимаем! Принимаем!».
 И ещё спрашивал Степан, принимают их или нет, и ещё трижды им дружно сказали гости: «Принимаем!». И тогда Степан Иванович Паламаренко перекрестился и сказал: «Боже, благослови!», «Боже, благослови!», «Боже, благослови!» и обратился к священнику: «Батюшка, отец Гавриил, благословите чару сию». Священник благословил. Степан выпил. Налил ему и выборному по первому стакану вина. И началось веселье. Узнали и другие жители села. Тоже пришли в гости. За столами места всем не хватало. Разостлали во дворе несколько парусов. Купил Степан ещё три ведра водки, наклали закуски, хлеба, кнышив. И два дня пили, ели, пели, веселились и танцевали верхняны.
 И заканчивает автор эту главку такими словами: «Такого могарыча верхняны ныколы ище ны пылы».
 Потом купил Степан Иванович у покровского армянина дом за триста рублей около Петра Кравцова (Косенка). Купил в Таганроге барку (небольшое судно) за 150 рублей. И на этой барке перевозил строительные материалы из города по Миусу и построил дом с амбаром. Купил также четыре пары волов, пять коров, триста овец, а птице: индюкам, гусям, уткам и курам - и счёту не было.
 ...В 1812 году, когда французы были в Москве, внука Степана Ивановича, Савву, хотели взять в ополчение (в ратники). И тогда дедушка нанял за 800 рублей наёмника за внука (другого молодого парня) и дал воз и двух лошадей с упряжью и много пшеницы, чтобы не брали сына Марка в погонычи (извозчики), а Савку в ратники.
 ...Земли у Степана было много. Вокруг Верхней Слободы - целина. И взял он лучшей земли сколько хотел. Сеял он пшеницы (гарновки) десятин двадцать да ржи и ячменя десятин двадцать. Пробовал было гречку сеять, но урожай был невелик. Для жатвы нанимал работников из бедноты (поденщиков). Оплата была такой - два снопа хозяину, а третий - жнецу. Молотили цепами. Четыре мерки зерна хозяину, пятая - молотильщику. Да сена заготавливал на зиму скирд по десять.
 В Рождество и на Пасху раздавал Степан Иванович бедным сиротам и вдовам села бесплатно по мерке муки (1 мера - 26 литров) и деньгами одаривал. Кроме того, работников наёмных он хорошо кормил, а бедняков фна праздники кормил бесплатно. Харчи у Степана Ивановича были такие: борщ, каша да молоко, да икра чёрная, чебаки, севрюга (свежая) и балыки, сазаны, сула, веризуб, рыбец, селява. В то время около Ростова на Гнилой за карбованец какой хочешь рыбы воз накладывали (кроме красной): тарани, сулы, сазана, чебака, только бы конь довёз до Покровки. А каша у деда Степана была и пшеничная, и гречневая на рыбьем жире или с растительным маслом, или с молоком, «як хто хоче». А квас такой был, что пива не надо. А вечером косарям ставил ведро водки.
 Трудились от восхода до захода солнца. Богатели. Людей не обижали. Детей и внуков растили. В церковь ходили. Однако всё в этой жизни переменчиво: сегодня радость - завтра слёзы. Не успел человек с детством расстаться, уже молодость прошла, а там и старость на пороге... Так было, так будет.
 И вот сменились везение и удача в судьбе Степана Ивановича на потери и несчастья. Вначале украли (отбили) калмыки четыре пары волов и четыре коровы. Затем сгорел амбар. Загорелся среди ночи. А в нём было полно зерна. Дом люди от огня отстояли. Жена Оксана и дочь Лукерья были потрясены и страшно напуганы. А Степан, Марк с женой, их сын Савка и дочь Александра работали вместе со жнецами в степи. Приехали на другой день, а там, где был амбар, - куча золы. Жена Степана через месяц после того и умерла. Заболела и Лукерья, пожелтела, как воск. И через год умерла. Похоронил и дочь. И «зажурывся» Степан: очень стал тосковать и печалиться. А затем сильно заболел.
 В церкви заказывал по усопшим жене и дочери сорокоусты и год читать Псалтирь. И сам, пока ещё мог, читал Псалтирь, облегчая участь жены и дочери на том свете и вымаливая у Господа прощения за их грехи.
 Потом отказали ноги, стал сильно кашлять, а после Крещения в 1815 году и отдал Богу душу.
 «Похоронили его хорошо, дай Бог всякому, - священники сорок дней панихиду служили по Степану и на литургиях поминали, «неусыпающую» Псалтирь (день и ночь) год читали. Много вдов и сирот о нём плакали и вспоминали его щедрость и милосердие. Сорок дней устраивали обедни. Помянули по-христиански».
 Остался Марк Степанович со своим семейством один...
 Так трагично закончилась история одного из первых носителей фамилии Паламаренко в Покровском. Но и вся история отнюдь не закончилась. Остались живы дети, внуки, правнуки - следующие поколения этой фамилии...


По книге
Владимира Тодыки
«Реликвия» подготовил Андрей Кравцов

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: