зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Откуда взяться профессиональному механизатору в Примиусье?

 Вспоминая о прошлом, думаем, откуда и в каком количестве в регионе будут появляться новые квалифицированные кадры взамен естественно убывающих

 Немного о кадровой политике
 Разговоров о том, как много Примиусье потеряло, лишившись ранее имевшихся здесь учреждений профессионального образования, я, как журналист, слышала за эти годы от своих респондентов немало. Люди не раз и не два с горечью говорили о том, что детям приходится уезжать из села, чтобы учиться. Сетовали и на то, что, увы, далеко не многие из уехавших возвращаются обратно. Особенно часто жалеют те, кто связан с сельским хозяйством. Как-то специалист одного СПК сказал буквально следующее:
– Наша «бурса» (просторечное название местного ПТУ-80), выпускала прекрасных механизаторов, полностью покрывая потребность в них. А теперь к нам просится на работу человек, получивший какие-то корочки о том, что он кое-как научился ездить на тракторе, окончив трехмесячные курсы. А как я его в трактор посажу, когда он больше полутора миллионов стоит? Квалифицированные кадры для села, и не только механизаторы – это главная сейчас проблема!
 Начав разбираться, насколько «кадры для села» – это «проблема», реально пришлось убедиться: селу (и не только Матвееву Кургану, а селу вообще) очень не хватает собственного профессионального образования. Дети действительно бегут из сел в города стремительным потоком, возвращаясь обратно тощим ручейком. И в проблеме этой – выигрывает всегда тот, кто сам готовит кадры – много лет. Я, в свое время больше десяти лет отработав преподавателем в колледже РИНХа, где учились дети со всех четырех районов юго-запада Ростовской области, заметила, что очень многие наши выпускники из Родионовки, Неклиновки и Куйбышево уже в конце учебы стремились найти работу по месту обучения, оставаясь работать и жить в Матвеевом Кургане, а не возвращаясь в свои родные районы. Да, кто-то ехал после в Таганрог и Ростов, кто-то возвращался домой. Но очень существенную часть потребности в молодых квалифицированных кадрах Матвеево-Курганского района «закрывали» именно куйбышане, неклиновцы и родионовцы.
 

 Сейчас уже и Матвеев Курган сам оказался в тех же условиях – наши дети уезжают учиться в другие населенные пункты и даже в другие регионы. И огромное количество лучших из них, вместо того, чтобы после учебы работать на благо Матвеево-Курганского района и его людей, теперь поднимают экономику и укрепляют кадровый потенциал совсем других регионов страны. Ведь лучших всегда стремятся оставить при себе!
 Все это особенно бьет в глаза, когда начинаешь разбирать попавшие в руки архивные документы тридцатидвухлетней давности, описывающие, как и по какой причине в Матвеевом Кургане в 1988 году появилось первое профессиональное образовательное учреждение – СПТУ-80.

 Хочешь учиться – учись!
 16 марта 1988 года Матвеево-Курганский исполком районного Совета народных депутатов Ростовской области принял решение об открытии в поселке городского типа Матвеев Курган СПТУ. В качестве обоснования такого шага указывалось следующее: «В последние десять лет многие хозяйства района испытывают острый недостаток в кадрах массовых профессий: механизаторах, животноводах, шоферах, строительных рабочих. Ежегодно колхозы и совхозы для своевременного проведения весенне-полевых работ и уборки урожая привлекают от 70 до 120 рабочих районных организаций, более 50 рабочих промышленных предприятий города Таганрога. Шестнадцать средних и шесть восьмилетних школ района ежегодно выпускают 320 десятиклассников и 550 восьмиклассников. Более 200 человек из них каждый год направляются на учебу в СПТУ области и Украины. Однако 75% всей молодежи, оканчивая эти СПТУ, не возвращаются в своих хозяйства, что неудовлетворительно сказывается на закреплении молодых кадров в районе. Такое положение складывается в результате того, что в районе нет ни одного среднего специального учебного заведения, готовящего кадры для села».
 Если честно, то как человек, имеющий за плечами опыт работы в образовательном учреждении системы профессионального образования, могу только восхититься тем, как просто и быстро решались такие проблемы в Советском Союзе. Потому что уже 4 мая (полтора месяца!) Ростовское областное управление профессионально-технического образования издало приказ №279, разрешающий в Матвеевом Кургане со второго квартала 1988 года открытие СПТУ №80 с контингентом учащихся в 270 человек. Начальнику планово-экономического отдела управления было дано указание в этом же квартале подготовить штатное расписание и обеспечить финансирование открываемого училища. Методическому кабинету управления было приказано обеспечить СПТУ-80 в Матвеевом Кургане всеми необходимыми учебными планами, программами и методлитературой. А учебно-производственному и общеобразовательному отделам и отделу для подготовки кадров АПК – обеспечить училище всем необходимым оборудованием, наглядными пособиями и учебной техникой, а так же оказать СПТУ-80 помощь в организации учебно-воспитательного процесса. Отдел планирования и контроля оказывал помощь в профориентационной работе среди школьников 8-10 классов Матвеево-Курганского, Куйбышевского, Родионово-Несветайского и Неклиновского районов. Отдел жилищно-бытового и медико-санитарного обслуживания обеспечил училище всей необходимой учебной мебелью, а самих учащихся – форменной одеждой, попутно решая так же вопрос с обеспечением их горячим питанием и завершением ремонта переданного здания к 20 августа 1988 года.

 

Директором создаваемого СПТУ-80 назначен Александр Николаевич Литвинов, заместителем директора – Алла Петровна Цыку. Первыми мастерами, взявшимися за обучение молодого поколения, стали Николай Васильевич Жерноклёв, Александр Васильевич Пивоваров, Николай Николаевич Литвинов и Евгений Владимирович Филиппов. Уже 1 сентября 1988 года новое училище распахнуло свои двери для первых 94 учащихся, которые приехали в Матвеев Курган получать специальности тракториста-машиниста и сварщика.
 Читаешь – и просто диву даешься, насколько, если судить не по красивым словам, а именно по делам, было востребовано со стороны советского государства образованное подрастающее поколение и сохранение на селе квалифицированных кадров. Не успели решить в середине марта – как во втором квартале уже появилось, по сути, новое учебное заведение со всем необходимым для организации образовательного процесса. И все это – от бумажного учебного плана и до настоящего трактора – за какие-то пару месяцев было государством совершенно безвозмездно передано сельским детям! «Только пожелайте учиться – все остальное у вас будет». Кто в теме, тот знает, чего сейчас стоит образовательным учреждениям оформить «на верху» хотя бы одну важную бумажку и закупить хоть что-то из материально-технической базы. Не говоря уже о том, сколько потребуется денег и времени на открытие нового учебного заведения, даже если все затраты лягут на плечи частника, а не государства…
 Как рассказали бывшие преподаватели училища, в те годы только в Ростовской области ПТУ было много более ста, судя по присваиваемым им номерам. А сейчас – сейчас хорошо, если наберется полтора десятка…

 Горький дым
 воспоминаний
 Во время подготовки этой статьи я пообщалась с тремя бывшими сотрудниками закрывшегося в 2016 году Матвеево-Курганского профессионального училища №80. И все они, как один, попросили не писать их имена и фамилии. Потому что «больше не хотят никому ничего доказывать и ни с кем ни за что воевать». Все трое вспоминают ушедшее прошлое с тоской и болью, говоря о том, что у них кровью сердце обливалось, когда учебное заведение прекратило свое существование, а все, что было нажито годами упорного труда, оказалось никому не нужным… Приведу лишь один монолог.
 – 28 лет – сами посчитайте, сколько было выпущено детей за эти годы, когда минимум по 125 человек выпускалось, а иногда – и без малого триста! Трактористы, газоэлектросварщики, слесари, парикмахеры, операторы связи, портные, хозяйки усадьбы (в последнюю специальность входили сразу три: плодоовощевод, портной и учетчик) – скольким детям мы дали путевку в жизнь! А педагоги какие были. Гиль Павел Федорович – к нему же очередь становилась: записываться в группу сварщиков! Дети, которые желали у него учиться, в классе не помещались…
 Павел Федорович Гиль, Николай Николаевич Дурасов, Ольга Петровна Галицкая, Петр Васильевич Цыку, Нина Васильевна Кулакова, Елена Алексеевна Куличева, Евгений Владимирович Филиппов, Ирина Павловна Ткаченко, Анатолий Григорьевич Суродин, Василий Петрович Поляниченко – вот далеко не полный список людей, подаривших сельским детям образование и профессию, а так же, что немаловажно, любовь к этой профессии…
 Мы принимали участие во всех районных и областных мероприятиях, где не раз завоевывали призовые места. «Арт-профи-форум», «Созвездие талантов», «Ярмарка профессий»… Не говоря уже о том, что каждый месяц в училище было какое-нибудь культурно-массовое мероприятие: Осенний бал, Новый год, День святого Валерьяна и так далее. А еще мы всегда отмечали 2 октября – День профтехобразования, профессиональный праздник всех, кто работает в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Этот день появился в календаре 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым в кратчайшие сроки по всей стране создавались училища: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения... Накануне войны по всей стране в массовом порядке создавались профессиональные училища, куда и в порядке мобилизации, и добровольно набиралась молодежь, представляете?
 

Училища, техникумы – это ведь очень важно для страны! Профессиональное образование – это тоже образование. В том числе для детей из тех семей, которые вообще никакого образования своим детям позволить не могут. Мы давали людям такое образование, а образованный человек – это опора государства, основа его социального и экономического благополучия, залог его будущего развития. Выпускники нашего училища где только не работали! У большинства фермеров и СПК района – наши механизаторы и наши сварщики. Водоканал, АТП, Райпо… На втором этаже бывшего «Универмага» швейный цех был. Так там были почти сплошь наши выпускницы. А сколько парикмахерских в районе появилось благодаря им! Сколько благодарственных писем от руководителей региона приходило к нам в училище! Сколько родителей приезжали, чтобы поблагодарить педколлектив за своих детей!
 Как мы старались выживать, что только не придумывали, чтобы удержаться на плаву! Помню, когда на почте потребовались операторы – открыли курсовую подготовку «Оператор связи», чтобы идти в ногу со временем. Старались и материальную базу сохранять, и пополнять все необходимое… Ведь училище – это не только книги, парта и доска. Это и свои трактора, и свои грузовики, и те поля, которые мы учили наших детей обрабатывать. Все это в прошлом – не восстановишь…
 Когда настало самое тяжелое время, то просто сердце кровью обливалось от того, что рушится все, ради чего мы десятки лет трудились всем коллективом. Но в стране началась оптимизация образовательных учреждений. И нас сначала оптимизировали, присоединив к колледжу в Таганроге и сделав из полноценного самостоятельного образовательного учреждения филиал городского колледжа. А еще через год этот филиал «оптимизировали» еще раз, просто закрыв. Преподаватели, кто годами проработал с детьми, я по себе знаю,– плакали, уходя… Но что было делать? Так и разбрелись – кто на пенсию, кто еще куда. Училище прекратило существование. Не люблю об этом вспоминать, больно становится. И до ужаса обидно…

 Что теперь?
 Конечно, массовое открытие училищ и техникумов в Советском Союзе, даже накануне Великой Отечественной, а не только в 1988 году предполагало наличие огромного количества рабочих мест. «Требуются! Требуются! Требуются!» – такими объявлениями тогда пестрели все тумбы и все заборы. Сейчас все иначе, и работы в маленьких селах маленьким людям, зачастую, днем с огнем не найти. Точно так же, как и места для учебы ребенка. По неофициальной информации, сообщенной нам учителями региона, нынешний учебный год стал рекордным за последние годы по оттоку из школ учащихся девятых классов, в условиях дистанционного обучения и пандемии принявших решение поступать в колледжи, училища и техникумы. Чтобы в условиях дальнейшей неопределенности суметь получить хоть какое-то образование, а не остаться вовсе без него, не сумев через два года сдать ЕГЭ (СМИ и социальные сети уже месяц твердят о второй волне и возвращении связанных с нею ограничений, а также о введении в нескольких регионах страны в школах дистанционного образования с 1 сентября). В этих условиях можно прогнозировать, что отток молодежи из сел Примиусья увеличится еще больше…
 Что же до подготовки необходимых для сел Примиусья специальностей, то мы посетили портал college.edunetwork.ru. И там выяснили, что обучиться пареньку из Матвеева Кургана или Куйбышево такой профессии, как тракторист-машинист, теперь можно всего в десяти учебных заведениях на всю Ростовскую область. Это Октябрьский аграрно-технологический техникум; Зимовниковский сельскохозяйственный техникум им. П.А. Бабаевского; Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум им. Б.И. Быкова; Дубовское многопрофильное профессиональное училище №100; Митякинский техникум агротехнологий и питания; Константиновский технологический техникум; Пролетарский аграрно-технологический техникум; Казанское аграрно-техническое профессиональное училище №97; Орловское многопрофильное профессиональное училище №98 и Каргинский аграрно-технологический техникум. Кстати, общежития для проживания студентов имеют всего восемь учебных заведений из полного списка. Вследствие чего у меня созрел вопрос для родителей выпускников девятого класса – вам куда больше нравится отправлять своих детей учиться на тракториста, с учетом отсутствия прямого транспортного сообщения с Примиусьем: в Белую Калитву, в станицу Казанскую, в Дубовский район или в Пролетарск?
 Слесарей по строительно-монтажным работам готовят на всю область лишь в двух техникумах – в Таганроге (слава богу, недалече!) и в Волгодонске. Сварщикам повезло больше. Их, кроме двух таганрогских колледжей – единственных учебных заведений такого профиля на весь юго-запад региона – обучают еще в двух десятках училищ и колледжей области, самое близкое из которых расположено, опять же, в Ростове-на-Дону…
 

А потому не могу окончить свои изыскания «на профессионально-сельскохозяйственную тему» никак иначе, кроме как еще раз процитировав фразу, сказанную бывшим сотрудником ПТУ-80: «Профессиональное образование – это тоже образование. В том числе для детей из тех семей, которые вообще никакого образования своим детям позволить не могут. Мы давали людям такое образование, а образованный человек – это опора государства, основа его социального и экономического благополучия, залог его будущего успешного развития».

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: