зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Дверь в мир искусства

 В Детской школе искусств Матвеево-Курганского района появился вновь повод для гордости! Преподаватель изобразительного искусства Александр Петрович Столбенко по итогам 2021-2022 годов вошёл в 8-ку лучших преподавателей изобразительного искусства по Ростовской области. В рейтинге по Южному Федеральному округу, который вышел на 1 сентября этого года, Детская школа искусств и Александр Петрович, как преподаватель, заняли 1 место. Гордость школы и района, наставник для сотен матвеево-курганских детей – герой нашей сегодняшней статьи.

 «В школе я работаю 11 лет. Наши детки ежегодно участвуют в различных конкурсах, и я вместе с ними – в качестве наставника. Существуют и отдельные конкурсы для преподавателей. По итогам этих конкурсов учителям присваиваются звания и категории, выдаются бронзовые или серебряные сертификаты. Данные по рейтингу направлялись в Министерство образования. Последние три года все эти конкурсы проводятся на государственном уровне, и лучшие педагоги поощряются. Именно в Сертификационном Центре определяется рейтинг как по уровню подготовки детей и наставников, так и по качеству авторских методик и разработок. Конкурс проходил дистанционно: высылались видео- и фотоматериалы. Сейчас время такое. Раньше очень часто выезжали в Батайск, Таганрог, потому что на таких конкурсах приветствуется живое участие.

 – Существует «потолок возможностей» у ваших воспитанников?

 – Дети разные приходят, и уровень у них разный. Академическое образование одно для всех, но к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Самое высокое достижение для ребят – это, конечно же, победа в конкурсе по РФ. Но не менее важны и победы в конкурсах Южного Федерального округа и района.

 – Вы сразу способны увидеть талант ребёнка или он нарабатывается в процессе обучения?

 – Нарабатывается в процессе обучения. Если ребёнок не будет трудиться, даже будучи очень талантливым, у него ничего не получится. Как говорил мой преподаватель – заслуженный художник: «Если ты не поработал 2-3 часа в день, ты забудешь то, что учил целый год!» Я своих воспитанников пытаюсь этому же научить. В изобразительном искусстве, особенно в академическом рисунке, требуется очень много навыков.

 – По какой методике вы обучаете детей? Есть авторские внедрения?

 – Все методички мы получаем от Министерства образования, в них мы вносим свои корректировки. У меня есть программа, в которую я вносил изменения по времени, процессу обучения и нагрузки на детей.

 – Сколько длится процесс обучения?

 – За 8 лет дети получают предпрофессиональное образование, которое в нашей стране утверждено уже лет 5. Эта та база, которая позволяет поступить в высшие учебные заведения.

 – К Вам на обучение может прийти каждый желающий или существует определённый отбор?

 – В любом случае, первые три года общеразвивающие. Дети фантазируют, рисуют, а я направляю их движения и мысли в правильное русло.

 – Для художника очень важно иметь образное мышление, если у ребёнка его нет?

 – Я их этому учу. Да и дети сейчас другие. Вспоминаю, как мы учились, и понимаю, что современные дети воспринимают мир намного лучше. Он у них такой разноцветный!

 – Умение перерисовывать – важный навык? Может быть, что ребёнок умеет хорошо перерисовывать, но плохо рисует?

 – Умение перерисовывать важно на начальном этапе. Когда дети овладели определёнными навыками, перерисовывать уже нельзя. Ребята получают базовые знания: они учат цветовую гамму и законы изображения, строение фигуры человека и животного, как растут растения и т.д. Потом полученную информацию каждый из них применяет по-своему. Рисунки на одну и ту же тему у всех разные, даже натюрморт, который, на первый взгляд, должен быть у всех одинаковым, у каждого будет неповторим. Этот процесс очень интересный сам по себе.

 – Приходят к Вам детки-самородки?

 – Конечно! Есть трудяги, есть самородки. Опять же повторюсь: всем важно трудиться, развивать свой талант!

 – В группе учащихся много?

 – Группы разные: по 8, 12, 15 человек. Рисуем мы всем художественным материалом. Дети в процессе обучения используют всё, что есть в изобразительном искусстве, в том числе и пластилин. Мы используем скульптурный пластилин, чтобы ребята знали, что такое скульптура, да и мелкая моторика хорошо развивается. У нас в некоторых группах есть уже маленькие скульпторы. Опять же, многие малыши, несмотря на свой юный возраст, очень по-взрослому мыслят, иногда такие интересные мысли высказывают. В процессе обучения: мозг думает, глаза видят, руки работают.

 – Какие картины любите писать именно Вы?

 – Я, как в еде – всеяден. Учусь вместе с детьми. Если вернуться назад, я думал, что мне это никогда не пригодится и всё это – не моё. Однако когда я вернулся к изобразительному искусству, я понял, что мне нужно всё. Я по образованию художник-график, художник-живописец.

 – Было когда-нибудь желание стать прославленным художником?

 – Вот славы мне не хотелось никогда. Я попал туда, куда мне нужно было попасть. В 17 лет я мечтал стать учителем рисования, либо работать диктором на телевидении. Потом от всего этого отошёл, но жизнь меня вернула к своему предназначению.

 – Среди Ваших учащихся больше девочек или мальчиков?

 – Для сравнения вернусь в своё детство: в группе из 15 человек было 3-4 девочки, сейчас всё наоборот. Хотя самые известные художники всё-таки мужчины.

 – Здесь, скорее всего, дело не в таланте, а в том, что женская природа берёт своё, и большинство девушек уходят в материнство и быт. Или всё-таки мужчины более талантливые?

 – Не могу так сказать, в этой сфере – полное равноправие. Мальчишки у нас про силу, выносливость и упорство – они больше ориентированы на спорт.

 – Своими наработками и опытом делитесь с коллегами?

 – Многие мои коллеги имеют продолжительный опыт работы, и я скорее у них перенимаю опыт, нежели они у меня. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность нашей заведующей отделением Изобразительного искусства Мамченко Алле Митрофановне.

 Очень многому у неё научился, очень много почерпнул. В основном, учился я, потому что попал в школу в том возрасте, когда все уже давно работали. Каждые два года мы проходим курсы повышения квалификации. Чем больше учишься, тем лучше.

 – В сфере изобразительного искусства много изменений, нововведений?

 – Жизнь не стоит на месте, всё стремительно меняется. В начале 20 века все смеялись над кубизмом и авангардом, так же и сейчас.

 – Дети в школе изучают историю изобразительного искусства?

 – Да, в старших классах есть такой предмет.

 – Хороший учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и уметь его преподавать. Вам это удаётся?

 – Я, прежде всего, педагог. Я очень люблю детей и эта любовь взаимная. Коллеги это тоже отмечают – взгляд со стороны всегда более объективный.

 – Среди Ваших учеников есть те, кто сделал изобразительное искусство своей профессией?

 – В моей педагогической практике было три полноценных выпуска. Одна девочка поступила в Волгоградский архитектурный институт, в этом году в ДГТУ на факультет «Дизайн» поступила моя выпускница Олеся Чен. Она ходила ко мне на занятия с раннего детства, девочка сразу сказала, что она будет дизайнером. Сейчас она прекрасно учится и каждый раз, когда она приезжает в район, заходит к нам в гости. Это человек, который целенаправленно пришёл учиться и поступил туда, куда хотел.

 – Какую роль в развитии детей играет изобразительное искусство?

 – Левое полушарие нашего мозга отвечает за логику и анализ, а правое – за творческие процессы. В идеале должны быть задействованы оба полушария. Если человек не развивается, неизбежна психологическая драма. Человек должен быть гармоничен и прекрасен во всём. Помимо школы у ребёнка должны быть увлечения и интересы, способствующие его всестороннему развитию. Важно в детях поддерживать все начинания! Всё, к чему лежит душа и есть интерес – это и есть ядро личности.

 В заключение разговора Александр Петрович рассказал, что уже много лет он придерживается единого правила: работать для себя не менее 3 часов. Блокнот, ручка и карандаш являются верными спутниками художника – с помощью них ему удаётся запечатлеть моменты жизни, которые большинство из нас не замечает и проходит стороной.

 Уважаемые читатели! Мир искусства невероятно многогранен – погрузившись в него, вы сделаете свой внутренний мир ярче и богаче! Всестороннее развитие позволит каждому ребёнку чувствовать себя уверенно в любом обществе и не бояться интеллектуальных бесед о «высоком»! Будьте открыты всему новому, задумывайтесь о большем, не ограничивайте себя повседневностью, расширяйте горизонты своего сознания, ломайте рамки и стереотипы, ищите себя в этом мире и мир в себе!

Ксения Кизеева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: