зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

История по одной фотографии: Пономаренко или Паламаренко?

 Что мы знаем о своих фамилиях? В последнее время это стало модной темой. Не секрет, что большинство примиусских фамилий имеет украинские или малороссийские (кому как больше нравится) корни. Есть в Примиусье и запорожские казачьи фамилии. Они начинаются с глагола. Например: Перебейнос, Поливода (вероятно от ПолиЙвода), Переоридорога, Лупинога и др. Когда человек приходил в Сечь, он должен был отказываться от своей прежней фамилии, если она у него была, и получал новую - «прызвище». Так об этом говорит история.

Дедушка и бабушка Владимира Анатольевича - Пётр (Петро) и Галина (Ганна)

Зачастую наши фамилии происходят от рада занятий наших предков. Например, Олейник или Олейниковы занимались, вероятно, производством или реализацией растительного масла (польск. olejnik) - изготовитель или торговец растительным маслом (в старину масло — «олея», «олія»). Фамилия Кравцов (форма фамилии Кравец), насколько мне известно, произошла от польского слова «krawiec» (кравец), которое означает «портной». Вероятно, что предок носителя этой фамилии был портным.
 Одной из самой распространённых в Покровском является фамилия Пономаренко. С кем бы ни приходилось общаться, иногда в разговоре затронешь эту тему, мало кто знает, что она означает.
 С носителем такой фамилии я познакомился недавно. Зовут его Владимир Анатольевич Пономаренко (пенсионер). Он и позвал меня, чтобы показать документ - купчую, доставшуюся ему от его деда, а тому от своих предков о владении усадьбой в селе Покровском Ростовского уезда. Почему уезда? Сейчас объясню. Дело в том, что документ датирован 1877 годом. А в это время Таганрог с прилегающими населенными пунктами, а также Ростов и Азов принадлежали как административные единицы Екатеринославской губернии (центром был город Екатеринослав, затем Днепропетровск, сейчас - Днепр, Украина). Участок земли с этими населёнными пунктами выглядит на старых картах в форме подковы. Вокруг же простирались Земли Войска Донского (затем Области), причём гирла Дона также принадлежали донцам.
 Согласно историческим документам: «...в 1888 г. в состав области войска Донского вошли Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство. Затем образовался 9-й Ростовский округ, а Миусский округ был переименован в Таганрогский...».
 Так вот, Владимир Анатольевич бережно сохранил всю документацию, а также старые фотоснимки своего деда и бабушки, которые мы и публикуем с его разрешения. В купчей же сказано, что дом продан крестьянину Григорию Пономаренко, «свободный от всякого налога и запрещения».

Дед Владимира Анатольевича (крайний справа) - Петро Паламаренко с товарищами
 

Сам Владимир Анатольевич немного знает об истории поселения своих предков, но помнит из рассказов деда, что где-то в их огороде на улице Свердлова, где и находится сейчас уже обновлённый дом, похоронен бывший владелец этой усадьбы, который продал её его предкам. Сохранилась в семье и фотография старого дома. Обычный для того времени дом. Коих сейчас единицы на всё 14-тысячное Покровское. Хотя и в этом я сомневаюсь. Один, два могу припомнить, которые точно могу сказать, где они находятся...
 Поговорили с Владимиром Анатольевичем и о происхождении фамилии. Но с этим материалом мне больше повезло с моим давнишним другом Николаем Терещенко (местным краеведом, поисковиком). На удачу я его встретил по дороге к Владимиру Анатольевичу.
 - Куда спешишь, Андрюша? - спросил меня с улыбкой.
 - Иду, Григорьевич, за интересным, говорят, документом, к Пономаренко Владимиру...
 - А может, Паламаренко? - хитро улыбаясь, произнёс Николай Григорьевич. Я пожал плечами...
 - Будешь идти обратно, зайди ко мне, я тебе дам интересную книгу об этой фамилии, крикнул вслед Николай Терещенко...
 После встречи с Владимиром Анатольевичем вернулся к нему. Взял книгу, вскользь переговорили. И уже дома начал вчитываться. Книга называется «Реликвия». Написал её  Владимир Тодыка. С ним я познакомился в конце 80-х начале 90-х. Этот уважаемый человек жил по соседству с моей геройской бабушкой - Ковалёвой Ниной Михайловной, которая в оккупации, будучи фельдшером, пешком исходила наши края, оказывая медпомощь нашим советским гражданам и однажды попав под бомбежку получила увечье руки...
Владимир Тодыка очень долгое время занимал должность редактора местной «Приазовки». Поскольку я очень любил свою бабушку и поэтому часто бывал у неё, то и с Владимиром Ивановичем мы встречались во дворе многоквартирных домов, где проживала моя легендарная бабуля тоже нередко. С ним я разговаривал на разные политические темы. От него, видимо, и подпитался духом свободы. И очень приятно было, когда моё мировоззрение совпадало с мировоззрением такого талантливого и глубоко мыслящего человека.
 Что же написал такого Владимир Иванович Тодыка в этой книге? Коль мы затронули конкретную фамилию, о ней и напишу то, что сказано в книге. От автора. А если читателя заинтересует эта тема, продолжу публикацию и в следующих выпусках «Делового Миуса»...
 «Кто знает свою родословную и может изобразить своё генеалогическое древо? - спрашивает Владимир Иванович. Большинство может назвать своих дедушек и бабушек и кратко рассказать об их жизненном пути, - продолжает автор. О прабабушках и прадедушках уже знаем мы намного меньше. А своих пращурах - почти ничего не знаем. В общем, «иваны, не помнящие родства». А ведь это показатель не только культуры и образованности, но и важная составляющая духовности и нравственности человека.
 В селе Покровском есть мемориал Славы. В центральной его стеле в нише закрыта стальной пластиной капсула, в которой хранится письмо к потомкам - покровчанам. Написано оно в 1967 году. Вскрыть - в 2017 (капсула уже вскрыта - ред.) - это своеобразный мостик из прошлого в будущее.
 Но есть в Покровском и другое письмо к потомкам (Обращение к «верхнянам» - ред.), написано оно в 1921 году Марком Трифоновичем Паламаренко (Пономаренко), который родился в 1848 году. Отцом его был Трифон Саввич 1818 года рождения. Дедушка - Марк Степанович - был 1768 года рождения, умер в 1850 году. А прадедушка Степан Иванович Галушка - паламарь (церковный пономарь) - запорожский казак, переехавший в Верхнюю Слободу с семьёй в 1790 году.
 Стихотворение «виршеплёта», как он сам себя называет в своей родословной книге, Марк Трифонович озаглавил так: «Посвящается верхнянам». А из истории села мы знаем, что XVIII-XIX веках Верхней Слободой называлось село Покровское. Приводим несколько строк из «Обращения»:
  Для вас, мои верхняны,
  Пысав рассказы и писни...
  Пройшло життя мое поганэ,
  Мов наче снылося мэни.
  Пысав я в дэнь, пысав ночамы.
  Стихи, рассказы сочиняв.
  Нэ раз читав их пэрэд вамы,
  Я их от вас и нэ ховав...
  А як умру, то поховайтэ,
  А шо за вик я напысав,
  Усэ в пичать гуртом отдайтэ,
  Шоб кныжку всякый прочитав...
 Было в ту пору автору этих незамысловатых и самобытных рифмованных строк 73 года. Волею случая три переплетённые рукописные книги, ветхие от времени, в которых описывается вся родословная семейства Пономаренко, рассказы, стихотворения, воспоминания о жителях Покровского и их быте с XVIII века, написанные рукою Марка Трифоновича, в 2001 году принесла в редакцию газеты «Приазовксая степь» жительница села Татьяна Анатольевна Дараган. Эти реликвии для неё, как наследной хранительницы, и членов её семьи так дороги, что они их не доверяют никому. И поэтому то, что мы услышали от Татьяны Анатольевны, успели прочитать за несколько часов, сделать пометки и снять с отдельных страниц воспоминаний ксерокопии, и станет предметом дальнейшего повествования...
 ...Татьяна Анатольевна - наследница в девятом поколении того самого Степана Галушки Паламаренко, запорожского казака, который переехал в Покровское в 1790 году.
 ...Рукописные книги к ней попали от мамы, бывшей жительницы Покровского - Светланы Марковны Гончаровой (в замужестве Прядко), а она получила их на хранение от двоюродной бабушки - Ксении Алексеевны Сидельник (Ткачёвой). Старожилы села должны её помнить: умерла в 1990 году. Была учительницей математики в Б-Неклиновской школе, работала в районо, в Покровской заочно-вечерней школе. А ей эти реликвии достались от матери - Анастасии Марковны Паламаренко. Кстати, так звучит фамилия в старинном написании. Произошла же она от украинского слова «паламарь», т.е. служитель православной церкви (в основе фамилии Пономаренко лежит именование по занятию: «понамарь» или «паламарь» – это «священнослужитель, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении» - Андрей Кравцов). Со временем Паламаренки стали Пономаренками.
 Первые записи в семейной хронике о том, как род Галушки-Паламаренко переселился с берегов Днепра, и о жизни в Верхней Слободе сделали Марк и Трифон - сын и правнук запорожского казака Степана. А Марк Трифонович продолжил семейную летопись, добавив их устные рассказы, а также воспоминания бабушки Ганны, которые записал в 1862 году (а нам говорили, что люди были безграмотными - Андрей Кравцов), когда ему было 14 лет. А в 1921 году затем он рассказы своих предков собственноручно переписал в большую переплетённую книгу, добавив свои рассказы, стихи, воспоминания и автобиографию ещё в двух меньших по размерам книгах. И как мы должны быть сегодня благодарны всему роду Пономаренко за то, что сохранил бесценные семейные реликвии не только для себя, но и для покровчан, и для жителей всего района.

Старый дом, приобретённый Паламаренками за 750 серебряных рублей

 Тех, кто хранил эти дневники, только на Покровском кладбище покоится 24 человека да более 10 в бывшем вишнёвом саду в излучине Миуса на Золотовском. Только у Марка Паламаренко было 12 детей. Но способными и наблюдательными были не только представители мужской линии рода. Жена Марка Трифоновича Марья Ивановна вела свою «летопись» на крышке большого фамильного сундука («скрыни» - Андрей Кравцов).
 Об этом сундуке я много слышала, - вспоминает Татьяна. - Мать моей прабабушки Насти писала, кто из детей когда родился. А у неё их было 12. Выжило 6. А также вела записи о близких родственниках, так у одной из них было 24 ребёнка. Кто когда и от чего умер, страшные там были записи. Кто умер от холеры, кто утонул... Один ребёнок в кипящий котёл упал, другого собаки загрызли...
 ...Самая большая книга-тетрадь (26 на 24 см). Переплёт из толстого картона. Обложки обклеены материей, углы стёрты. В ней около 160 страниц. Записи сделаны крупным разборчивым почерком тёмными чернилами на украинском языке с соблюдением правил орфографии до 1918 года. Поэтому далее будем цитировать записи в переводе на русский язык, но иногда для сохранения колорита и точности повествования будем давать дословно, без перевода. В тетради описаны события с 1790 по 1923 годы.
 ....Первый заголовок «Моё родословие. Автобиография. Запорожская Сичь». И далее идёт повествование со слов предков, о том, где и как возникла Запорожская Сечь, о быте и нравах казаков, о том, как они учились воинскому искусству, где и с кем воевали, история боевых походов и т.д., вплоть до времён Екатерины II, когда запорожских казаков начали переселять на Кубань, Дон и Миус.
 Вот начало повествования: «На Днепре семь порогов (островов). Самый большой - ниже Екатеринослава. На нём и поселились запорожские казаки. И образовалась Запорожская Сичь (войско). Народ отчаянный - смерти не боялся. Сюда приходили те, кто уходил от татарской орды, польских ляхов та гайдамаков. Село или хутор ограбят, хаты сожгут. Старых людей вырежут. А молодых забирают в неволю или продают в Турцию. Вот молодые и крепкие бежали в Сечь от погромов и неволи. Их принимали в запорожцы. Давали коня, сбрую, одежду: «попервах сиру свитку, кересы с кобкою и постолы, до чобит (сапог - Андрей Кравцов) ще вин нэ дорис» и три года его учили, чтобы был искусный воин (лыцарь), знал почём «ковш лиха», и пять лет он назывался джурою («малым хлопцем»)...
 Завершается эта глава описанием пути следования семьи Степана Галушки из Запорожской Сечи в Верхнюю Слободу (слобода - свободное поселение - Андрей Кравцов).
 А путь этот проходил по тем же местам, тем шляхом, которым шли и ехали переселенцы - запорожские казаки с семьями по указу Екатерины II и распоряжению коша (совета казачьих старейшин и военачальников). «Дорога шла по целине. Степь покрыта ковылём. Ему дали трёх провожатых верховых. Поехали скоро. Проводники дорогу знали хорошо. За ночь проехали вёрст 100. Ехали и зарёю. На отдых остановились, где теперь (в 1921 году) железнодорожная станция Амвросиевка (в тексте - Обросимовка). Здесь было около десятка калмыцких кибиток. Они пасли табуны лошадей и крупного рогатого скота генерала Кутейникова. Степан купил у них сена, а овса своим лошадям купил «у корчми» (дорожном трактире). Накормили хорошо лошадей, а себе сварили кулеш и угостили горилкою проводников-луганцев. А после - поехали Воровским шлахом. Им калмыки указали путь. Приехали к Миусу. «Через реку переправились паромом, где теперь почта. У парома Степан дал проводникам по два таляры та и отпустил в Луган». Было это в 1790 году (село Покровское или слобода Верхняя образовалась в 1769 - Андрей Кравцов)...».
 P.S. Если читателя заинтересовала эта тема, дайте знать. В следующих выпусках газеты ты узнаешь, как казак Галушка становится покровчанином Паламаренко.

Андрей Кравцов

Все статьи

Комментарии пользователей

Светлана 25 июл 2021 в 15:51 # Ответить
new comment
Очень интересная статья.
Галина 26 июл 2021 в 21:08 # Ответить
new comment
Спасибо за интересный материал, тему обязательно нужно продолжать.
Николай Гончаров 11 дек 2021 в 12:53 # Ответить
new comment
Я тоже из Пономаренко 8 поколение имею его тетрадь.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: