зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

«Креативщики» работу себе найдут всегда

 Листая ленту в смартфоне, проходя мимо афиш театров и кино, вывесок кафе и магазинов наш взгляд невольно останавливается на интересных картинках, притягивающих внимание. Зацепившись за интересный пазл, мы невольно задумываемся о смысле, заложенном в нём. Иными словами, через призму визуального восприятия раскрывается тема заявленного события – неудивительно, что мы так падки на рекламу на бигбордах, заманчивые трейлеры и обложки книг, которые иногда ярче и интереснее, чем сам сюжет!

Кто же за этим стоит? Кто этот злой гений, способный наравне с автором вникнуть в суть происходящего и не только передать смысл темы, её главный посыл, но и не побоюсь этого слова «заставить» вас этот продукт купить, даже если он вам не особо нужен? Оказываются, это талантливые креативщики, которыми, как известно, не рождаются, а становятся, обучаясь на факультете Медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ. О престижной и востребованной профессии медийщика, а также о многом другом мы поговорили с деканом факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии», кандидатом педагогических наук, доцентом Д.А. Дубовером.

 - Какую роль играют медиакоммуникации в современном мире?

 - Это вопрос, требующий либо очень короткого ответа: например, огромную роль, либо же, очень развёрнутого, чтобы объяснить все сферы влияния медиакоммуникаций в различных областях. Если постараться достичь «золотой середины», то могу сказать, что сегодня нет ни единой сферы, которая не требовала бы коммуникационных стратегий, моделей и не была бы связана с медиа. Это обусловлено, в первую очередь, с развитием различных каналов коммуникаций, потребительским поведением, моделями потребления информации. Есть некоторые сферы, которые сегодня закрыты для массовой коммуникации, например, военное дело, работа спецслужб. Тем не менее, работая внутри организаций, а также тех предприятий, которые работают под грифом «совершенно секретно» всё равно есть блок медийных коммуникаций, с той лишь разницей, что он недоступен массовому потребителю. Главное, сегодня мы живём в медийном мире и если не «медиатизировать» свою деятельность, то она не будет заметна.

 - Может ли интроверт реализоваться на данном поприще и стать успешным в этой профессии?

 - Да, может. Сфера коммуникаций востребована не только для тех, кто находится на «фронте», на переднем крае, но и для тех, кто готовит материал для будущих коммуникаций. Например, один выступает с презентацией, другой - эту презентацию создаёт. Есть в медиа ряд профессий, не связанных с публичностью, и эти профессии сегодня очень востребованы. Например, очень часто такие специалисты, как программисты, копирайтеры, дизайнеры находятся по ту сторону экрана и не обязаны выступать непосредственно, как те же журналисты. Здесь, на мой взгляд, это целое раздолье, потому что можно делать огромное количество всего интересного. С другой стороны, мне кажется, медиаграмотность способствует тому, чтобы помочь человеку преодолеть интроверсию как психологическую проблему и стать более коммуникабельным, приобрести новые коммуникативные навыки и научиться общаться с этим миром. Если же это не психологический недуг, а просто особенность характера, то, в любом случае, можно многое для себя извлечь.

 - Креативность – врождённый талант или способность, которая вырабатывается в процессе жизни? Насколько в наше время важно быть креативным?

 - Мне кажется, что это приобретаемая в течение всей жизни способность. Огромное влияние имеет воспитание человека, особенно в первые три года его жизни. В 3-5 лет закладывается основа восприятия мира: насколько человек будет нестандартным и пытаться находить интересное даже в неинтересном! До 12 лет формируется образное мышление, с 12 до 23 лет – мышление. Креатив связан с мыследеятельностью. Не нужно представлять, что креатив – это импульсы, которые происходят в голове. Креатив управляем, им можно и нужно управлять! В противном случае, невозможно представить, как уложиться в дедлайны и отработать задания. Если «креативничать» только по зову души, тогда мы не можем говорить о профессиональной работе. Настоящий профессионал и в музыке, и в дизайне, и в архитектуре должен быть способен создавать креативный продукт в управляемом режиме. В этой связи, конечно, хотелось бы отметить, что креативность, как мышца, наращивается. Кому-то легче с рождения это делать, кому-то сложнее, но если осознанно подходить, то можно научиться и даже неплохо это делать. Но, мне кажется, здесь самое главное то, что нельзя учиться именно креативу. Быть креативным и при этом не иметь бэкграунда в понимании литературы, культуры, общества, человека, значит генерировать огромное количество бестолковых идей. Первично, что необходимо для креативности – это хорошо изучить тот объект, по отношению к которому нужно будет проявлять эту самую креативность. Например, если это творческая креативность для креативных индустрий, то соответственно нужно разбираться в живописи, в искусстве, знать историю предмета, понимать культурологические аспекты, особенности восприятия различными народами, национальностями, культурами тех или иных образов.

 Если, например, я креативщик в области музыки – соответственно, я должен разбираться в музыке. Знать творчество разных композиторов, разные музыкальные культуры и всё это вместе приведёт к тому, что я смогу придумывать необычные креативные идеи, которые будут иметь под собой серьёзную основу. Именно тогда этот креатив будет интересен и вдохновлять ещё и других!

 - Расскажите, кто такой SMM-специалист и чем он отличается от обычного интернет-пользователя?

 - В первую очередь, нужно разобраться в названии. SMM – это социальный медиамаркетинг и главное слово здесь - «маркетинг». SMM-щик – это маркетолог, т.е. специалист, который знает, как вывести товар на рынок. Для того чтобы вывести товар на рынок, нужно понимать, во-первых, специфику товара, во-вторых, особенности рынка. Чтобы понимать особенности рынка, нужно разбираться в целевых аудиториях, нужно уметь делать анализ рынка конкурентов, выявлять уникальные торговые предложения, продумывать стратегии (технология SMART), исходя из рисков, угроз, возможностей. Таким образом, SMM-щик – это человек, у которого есть целевой замысел по поводу результата, к которому он хочет привести конкретный продукт и соответственно, у него есть видение того, какие шаги, инструменты необходимо использовать для того, чтобы замысел состоялся. В этом принципиальное отличие от обычного интернет-пользователя, который может быть очень талантливым, реализовывать потрясающие интересные идеи, но они не будут вписаны в систему. У SMM-щика всегда результат прогнозируемый, именно поэтому он является профессиональным специалистом.

 - Специальность медиакоммуникации на сегодняшний день отвечает запросам времени. Вы уже задумывались над тем, как долго будет она востребована и во что она может трансформироваться в будущем?

 - Я постоянно над этим задумываюсь. Мне кажется, в ближайшие 10-15 лет есть ещё абсолютная перспектива для развития медиакоммуникаций и фактически захват ими всех областей жизни, но в долгосрочной перспективе – коммуникация с машиной. Потому что искусственный интеллект со временем будет играть всё большую роль в жизни общества, и, соответственно, необходимо будет устанавливать коммуникации между человеком и машиной уже на несколько другом уровне. Будут востребованы такие специалисты, как педагог искусственного интеллекта, тот который обучает машины, программист коммуникационных стратегий, прописыващий скрипты и продумывающий модели поведения искусственного интеллекта по его самообучению. Я думаю, что перспектива будет в этом направлении. Кроме того, очень перспективно в будущем будет создание таких новых форм коммуникаций, как, например, PR-коммуникации, нейро-коммуникации, когда импульс мозга передаёт на устройство сигнал. Последнее считывает уже непосредственно эмоцию, которую может переводить в словесную форму.

 - Расскажите, пожалуйста, для наших читателей, что такое «Презентация для лифта» и её основные правила?

 - Это самое главное, что должен уметь каждый человек. Это способность за 10, 15, 20 секунд коротко рассказать о сложном проекте. Когда-то давно, лет 15 назад, я услышал фразу, что если вы не можете в двух словах своей бабушке объяснить, чем вы занимаетесь, значит, вы не профессионал. Презентация, начинающаяся со слов «На самом деле, всё очень сложно» – это плохая презентация. На самом деле, тот, у кого есть замысел, какое-то видение, проект должен уметь быстро, чётко объяснить, что бы он хотел. Не нужно начинать со слов: «Согласно духу времени, которое требует глубокого осознания….» Скажите конкретно: «Я хочу сделать так, чтобы людям было легче», т.е. есть у людей проблема, а я её решаю. Собственно, это ядро и нужно показать. Фактически, лифтовая презентация – это демонстрация ядра проекта и уже дальше говорить о том, как это актуально, какие есть конкуренты и сколько это будет стоить… Но это всё уже вторично. Главное – это заразить самим ядром, основой проекта. Я очень советую тренироваться и постоянно этому учиться – коротко объяснять сложные вещи!

 Как сообщает Business FM, «Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что большой спрос в ближайшие десятилетия в России будет на специалистов креативной индустрии, рынок которой в США и Китае достиг уже 1 трлн. долларов. Об этом Кудрин заявил на профессиональном форуме «Мастера». Речь, по его словам, о совершенствовании любой продукции — от станков до целых производственных комплексов, а также о кино, моде, дизайне, рекламе, издательском деле, архитектуре, изобразительном и театральном искусствах. По словам Кудрина, сфера креативной индустрии в развитых странах составляет более 6% ВВП. В России — чуть более 2%. Впрочем, уже к 2030 году страна прибавит еще 4% благодаря концепции развития творческих индустрий, утвержденной кабмином в конце сентября.

 Ранее Минкульт представил законопроект, впервые закрепляющий определение креативных индустрий. К этой сфере предложили, в частности, отнести предприятия, значительную долю расходов которых составляет оплата труда творческих специалистов.

Ксения Кизеева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: