зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Остановка «Конечная»!

 Пожалуй, самым «больным» вопросом прошедшего июля стал транспортный вопрос. Особенно вопрос подорожания проезда и вопрос с отменой автобуса, следующего от Камышевки до Матвеева Кургана и от Матвеева Кургана до Таганрога. Наши читатели звонили нам, писали обращения в социальных сетях и даже приезжали в редакцию с просьбами выяснить, как можно решить эту проблему: многие жители оказались полностью лишены возможности не только ездить на работу, но и даже посетить врача и пройти хоть какое-то обследование в районной больнице.

Мнение селян

 Анна Мокрая (Поправко):

 – 23 июля очень сильно подорожал проезд. Только с чем это связано? Зарплаты нам не поднимают, только цены и коммуналка растут! От хутора Краснодаровки стоимость проезда до города Таганрога – 420 рублей на автобусе! Капец, что за бешеные цены!!! Откуда у простых людей такие деньги?!

 Елизавета Крупенко (Картушина):

 – Подорожание – это одно, а то, что в некоторые села, рейсы вообще отменили, как люди должны добираться до социально значимых объектов?

 Алёна Позднякова (Арефьева):

 – Теперь из Марьевки и не уедешь автобусом... Его нет! Безобразие! Родителям мужа, чтобы выехать из села, – целый квест! А до трассы на попутку 2 км, пенсионерам – разминка.

 Валюшка Ганина:

 – Я житель села Камышевка, и до 2 июля 2022 года автобус ходил с перебоями. Но даже когда повысили проезд с 95 до 135 рублей, и то я последний раз автобус видела в своём селе 11 июля. На каких основаниях убрали маршрут «Камышевка – Соколовка – Марьевка – Новоандриановка – Матвеев Курган»? Теперь я на проезд от Камышевки до Матвеева Кургана трачу 1400 рублей за одну поездку – вынуждена пользоваться услугами такси. За три дня, чтобы посетить всех нужных мне врачей в Матвеево-Курганской ЦРБ и сдать назначенные ими анализы, мне пришлось заплатить 4200 рублей! Я безработная, сижу у мужа на шее, льгот и инвалидности не имею, несмотря на то, что перенесла четыре операции. А теперь, когда мне нужен автобус, чтобы мочь получать медицинскую помощь, положенную мне по конституции, его нет! И моя студентка-дочь не может теперь даже однократно домой приехать из города – нам это просто не по карману! Мы собрали подписи по селам, кто нуждается в автобусе, пусть даже с графиком 4 дня в неделю. Жители и на такое расписание согласны. Только надо время поменять, чтобы утром автобус уезжал 6:30, тогда будет ездить человек 20. Огромная просьба: верните нам автобус и поменяйте время – тогда будет видно, что маршрут у нас не убыточный.

Мнение перевозчика

 Генеральный директор ООО «М-Курганское АТП» Александр Скрипников:

 – Этот маршрут до Камышевки уже длительное время был убыточным. Особенно сильно «подкосила» его пандемия, значительно снизившая пассажиропоток как в целом по району, так и конкретно на этом маршруте. Однако, когда с 1 апреля нынешнего года в области отменили льготный проезд в общественном транспорте, заменив его выплачиваемой людям денежной компенсацией в тысячу рублей, люди вообще перестали ездить на автобусах. Для многих тысяча рублей – это вообще не компенсация, они тратили на проезд гораздо больше, особенно те, кто на автобусе ездил на работу. Ведь билет стоил около ста рублей в один конец…

 Наше предприятие сразу ощутило на себе все последствия отмены льготного проезда: мы ежемесячно получали за перевоз льготников по 1,5-1,6 миллиона рублей. Вследствие чего всего за три месяца после его отмены у АТП образовались убытки в 3 миллиона рублей – пассажирские перевозки не покрывают наших затрат. Мы пробовали поднять стоимость проезда на этом маршруте, чтобы хоть как-то компенсировать затраты. Однако и это ничего нет дало. Только на заправку топливом для выхода на этот маршрут нам требуется 800 рублей. А в автобусе ездит в среднем по 5-7 человек, редко – до десяти. Вечерами – вообще по три человека возим, при том, что вместимость автобуса – 20-23 человека. А нам ведь, кроме покупки топлива, еще и зарплату из чего-то нужно платить водителям и механикам, и запчасти на автобусы покупать! Не говоря уже о налогах. Один автобусный скат в магазинах у местных предпринимателей в январе стоил 5-6 тысяч, а сейчас – уже15-16... Из всех наших маршрутов этот, до Камышевки – самый убыточный, поэтому и было принято решение закрыть его. Хотя бы временно, пока в области не прояснится вопрос с тем, кто и как будет компенсировать перевозчикам убытки от работы.

 – Государство как-то помогает транспортникам?

 – Администрация района, а район, напомню, у нас дотационный, смогла выделить нам из своих средств 600 тысяч рублей – на покрытие убытков от порожних пробегов автобусов, это на все 13 внутрирайонных маршрутов за год. Но, кроме этой помощи от района, никаких других субсидий мы с 1 апреля, когда отменили субсидирование за льготников, больше ни от кого не получали.

 Такая сложная ситуация сложилась сейчас не только в нашем районе, – очень во многих районах нашей области. Песчанокопский район, например, насколько я знаю, уже вообще закрыл все внутрирайонное автобусное сообщение – автобусы тамошнего АТП ездят из райцентра только на Ростов и между крупными городами, автобусного сообщения между сёлами и хуторами внутри района больше нет. Сейчас и Правительство и Законодательное собрание области пытаются как-то решить этот вопрос, в том числе обсуждая возможность выделения субсидий на погашение убытков автотранспортным предприятиям региона. Но когда будут эти субсидии и каким будет их размер – сказать никто не может.

 – Жители писали нам в соцсетях, что, может быть, если бы АТП перевело автобус до Камышевки на другое, более ранее время, то пассажиров было бы больше.

 – Не было бы их больше. Мы ведь об этом спрашивали людей. Камышевцы сказали, что их устраивает то время, какое есть – на этом автобусе они вовремя попадали в Таганрог. Новоандриановцы требовали, чтобы автобус ходил на час позже. В Марьевке у нас просили время, отличающееся и от новоандриановцев, и от камышевцев. Мы пытались составить график этого автобуса так, чтобы прийти к какому-то компромиссу. Но новый график не понравился уже вообще никому. Оставили автобус ездить по старому времени – но он все равно не заполнялся. Вследствие чего, как бы это ни было трудно, маршрут было решено полностью отменить – наше предприятие больше не имеет финансовой возможности его поддерживать.

 – Люди заявляют, что АТП не имело права этого делать.

 – Конечно, имело. Наша страна живет в условиях рыночной экономики, а АТП – частное предприятие, и, значит, не может позволить себе работать в убыток. Хотя бы потому, что мы должны не только перевозить людей, но еще за свой счет и платить зарплату своим сотрудникам, поддерживать свой автопарк в рабочем состоянии и выполнять множество требований государства, в том числе – платить налоги. А из чего мы должны будем все это делать, если у нас уже три миллиона убытков?

 – Может быть, если бы (хотя бы гипотетически) у предприятия была возможность заменить автобусы менее вместительными маршрутными такси, это как-то решило бы проблему?

 – Не решило бы, поверьте. Посмотрите на такси – это маленькая машина, в нее садятся четыре пассажира. И то проезд до Камышевки обходится в 700 рублей! Если я подам на Камышевку автотранспорт с малой вместимостью, то во сколько же тогда там будет обходиться проезд – как у таксистов?

 – Бытует мнение, что организовать автобусный маршрут – это просто.

 – Кто считает, что это просто, тот пусть попробует сам организовать себе автобус и возить на нем пассажиров за плату. Нужен автобус. Нужна лицензия, которую не так-то просто получить. Нужен водитель и – обязательно – механик и медперсонал. Нужен тахограф в автобус – он стоит сорок тысяч рублей. Тахограф от перевозчика требует государство, но покупать его перевозчик обязан за свои деньги. И таких «нужно» – куча…

 Плюс таксисты, в том числе, нелегалы, очень автотранспортным предприятиям «помогают». Возвращаются из какой-то поездки по маршруту обратно и подбирают всех, кто стоит на автобусных остановках. В результате в Матвеев Курган спокойно доезжают из той же Марьевки четыре пассажира, а никаких налогов государству с этой выручки таксист-бомбила, в отличие от районного АТП, не должен будет платить… Потому что официально на этой дороге нет ни его самого, ни перевозимых им четверых пассажиров. Это разве равные условия для всех участников рынка?

 – К чему тогда идет транспортная отрасль, по-Вашему?

 – Пока она идет к банкротству, как мне видится. Причем к банкротству идет не только в нашем районе – везде. Каким мне видится решение проблемы? На мой взгляд, весь пассажирский транспорт во всех сельских районах страны (для таких типичны маленькая плотность населения и при этом большая протяженность маршрутов), обязательно должен дотироваться со стороны государства. Чтобы и транспортники могли обеспечивать подвоз людей, покрывая неизбежные убытки от работы в таких условиях, и селяне, у которых, в сравнении с горожанами, гораздо более низкие доходы, имели бы финансовую возможность совершать поездки хотя бы в пределах своего района и до ближайших городов. То есть, и цена билета должна быть изначально низкой, доступной для селян; и убытки транспортникам от перевозки людей по такой цене должны погашаться государством. А у нас ведь всего этого нет – дотации от государства планомерно сокращаются, вынуждая транспортные предприятия повышать тарифы до прибыльных и сокращать все убыточные маршруты. До 1 апреля нынешнего года нам хотя бы перевозка льготников как-то помогала держаться на плаву, но теперь у нас и ее забрали…

Мнение журналиста

 Полностью согласны с директором АТП: пассажирские перевозки на селе всегда были и будут убыточными из-за малого количества пассажиров и большой протяженности маршрутов. Именно поэтому государство даже в условиях рыночной экономики обязано брать на себя покрытие возникающих в этой сфере естественных убытков, обеспечивая самое главное – гарантированную Конституцией равную транспортную доступность для всех граждан страны, а не только для тех, кто живет в городах. Причем эта транспортная доступность (в законодательстве России юридическое определение такого понятия существует лишь для сферы занятости) должна включать в себя не только соответствующие всем нормативам дороги, но и обязательное наличие достаточного количества удовлетворяющего потребностям граждан транспорта, причем, – это важно – финансово доступного для большинства потенциальных пассажиров! А когда у нас из всех факторов транспортной доступности обеспечивается только ремонт дорог, а единственный в сутки старенький автобус никак не может удовлетворить потребность вовремя добраться до райцентра для жителя каждого села, да еще и однократно добраться из этого села в тот же Межрайонный диагностический центр Таганрога стоит бешеных денег, то назвать это можно только «недоступностью».

 То, что творится сейчас в отрасли пассажирских автоперевозок, причем, по всей стране, очень подходит под привычное уже уху определение «оптимизация». Сокращение государственных дотаций и субсидий; поднятие тарифов на перевозки до уровня прибыльности; упразднение всех убыточных маршрутов; жёсткий контроль обилечивания пассажиров, исключающий уход перевозчиков от налогообложения со стороны государства… Экономически эти меры, в общем, полностью соответствуют всем постулатам рыночной экономики. И такой «бухгалтерский» подход даже можно было бы назвать абсолютно правильным. Если бы речь шла о перевозке, допустим, дров. Или бензина. Или кирпичей.

 Но ведь у нас – еще и социальное государство, а не только государство с рыночной экономикой! У нас не кирпичи, а живые люди нуждаются в транспорте! Живые люди, которых уже и так бесконечными «оптимизациями» сначала поставили в такие условия, когда они за возможностью лечь в обыкновенный стационар, вынуждены многократно ездить обследоваться за 130 километров. Не говоря уже о возможности посетить органы власти, коммунальные службы, да просто скупиться, в конце концов, всем необходимым. А теперь все эти люди еще и как-то сами собой оказались лишены вообще какой-либо возможности куда-либо добраться: кого-то с работы не отпускают днями мотаться по врачам и чиновникам; кому-то общественный транспорт обеспечили по запредельным ценам или совершенно не подходящий по расписанию. А кому-то, получается, и вовсе отменили. Хотя нет, в государстве ж еще такси пока имеется, по 700 рублей за 40 километров! А кто не может себе позволить им пользоваться, ну… «они не вписались в рынок». Вроде и провозгласивший такую бесчеловечную гадость Чубайс уже давно за границу уехал, а озвученные им в начале «девяностых» лозунги почему-то все никак не улетучатся из нашей жизни…

 Будем надеяться, что хотя бы на уровне Законодательного Собрания и Правительства Ростовской области, где уже услышали селян, смогут придумать что-то, что покажет людям реальную социальную направленность нашего государства и его заботу о каждом россиянине, в том числе – в обеспечении равного для всех граждан России конституционного права на транспортную доступность. Особенно – к жизненно важным для них учреждениям здравоохранения. А там, глядишь, и депутатский корпус Государственной Думы с соответствующими инициативами подтянется…

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

Aндрей 14 авг 2022 в 02:17 # Ответить
new comment
Елена, а администрация района может организовать собственную транспортную организацию? Чтобы работники получали зарплату согласно штатного расписания, прибыль уходила в бюджет района и т.д. И все вопросы жители задавали в администрацию. АТП сейчас то причем?
Елена 15 авг 2022 в 14:50 # Ответить
new comment
Теоретически, исходя из норм закона, может. Практически – нет. Главная проблема – финансы, необходимые для его создания и начала работы; учитывая, что 80% районного бюджета – это дотации из области и только 20% – то, что зарабатывает сам район.
Если финансировать создание АТП (а это – сотни миллионов рублей) из собственных средств района, значит, придется делать это за счет школ, больниц, клубов, благоустройства и тд. Если просить область выделить деньги на эти цели, то завтра вслед за Матвеево-Курганским с той же проблемой в область обратятся практически все сельские и даже некоторые городские районы региона. Которым никто не сможет объяснить, с чего вдруг собственным АТП облагодетельствовали лишь один муниципалитет, когда проблемы с транспортом имеются у всех. А на всех, как вы понимаете, никаких денег не хватит даже у областного правительства.
Вторая проблема: даже если бы нашлись деньги, создание любого предприятия «с нуля» – это очень небыстрое дело, если его создают на бюджетные деньги, требующие огромного количества процедур и согласований. Например, бюджет района на нынешний 2022 год, со всеми статьями его затрат, утверждался депутатами год назад, в конце 2021. И расписанные в нем сегодня по статьям и целям использования деньги уже физически невозможно потратить на что-то другое – это преследуется законом.
Ну и самое главное: неважно, кто будет собственником АТП, частник или государство в лице муниципалитета. Главное, что при действующих на рынке в сельской местности условиях, работа транспортных перевозчиков на удаленных от райцентра маршрутах с малым количеством населения, имеющего низкие доходы и большими расстояниями между сёлами и хуторами прибыль не будет приносить никогда. А основная цель создания и существования любого коммерческого предприятия в рыночной экономике – это именно получение прибыли…

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: