зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Прокуратура ставит точку в споре о колодцах и водомерах

 Вот уже больше двух лет продолжатся споры между нашими читателями из трех районов Примиусья и службами их водоснабжения, результатом чего становятся их письма и жалобы в редакцию, а также комментарии в социальных сетях. В связи с общественной важностью и остротой проблемы, «Деловой Миус» обратился в органы прокурорского надзора с просьбой рассмотреть излагаемую читателями проблему по существу и дать для газеты официальные разъяснения по данному вопросу. Публикуем официальный комментарий прокурора Матвеево-Курганского района, старшего советника юстиции М.В. Погорелова.

Потребление воды должно учитываться

 Правоотношения по водоснабжению населения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-Ф’З «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются и на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Главные положения договора

 Положения ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», регулируют, в том числе и отношения с физическими лицами, заключившими или обязанными заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

 В пункте 8 ч. 5 данной статьи, устанавливающем существенные условия договора водоснабжения, предусмотрено, что к существенным условиям договора водоснабжения относится определение границ эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей. В силу ч. 7 статьи, местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

О колодцах для водомеров

 Статьей 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что приборы учета воды размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанной организации или в ином месте в соответствии с договором. Приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Указанные федеральные законы и Правила регулируют отношения, связанные с организацией учета энергопотребления абонентов, сети которых на момент вступления в силу Закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года не оборудованы соответствующими приборами учета энергоресурсов, в связи с чем не распространяется на абонентов, эксплуатирующих уже установленные и должным образом принятые приборы учета. Также законодательные акты не содержат императивной нормы, обязывающей абонентов водопотребления, при наличии установленных приборов водопотребления, оборудовать новые места установки водосчетчиков на границе балансовой принадлежности.

 Правоотношения между водоснабжающей организацией и абонентом возникают с момента фактической поставки ресурса и его оплаты либо заключения договора водоснабжения. Наступление срока очередной поверки, установленного и допущенного в определенном порядке в эксплуатацию прибора учета, замена сетей ввиду ветхости и т.п. не свидетельствую! о прекращении ранее возникших правоотношений.

 Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которых исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (пп. «т» п. 31). Таким образом, отказ водоснабжающей организации опломбировать приборы учета воды после их поверки является нарушением прав водопользователей, как потребителей.

 Наряду с изложенным, в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Крым от 21.05.2-15 по делу N 33-4390/2015 обращено внимание на то, что требования к абонентам об обустройстве колодца для размещения прибора учета воды в месте подключения к магистральному водоводу нарушают права неопределенного круга лиц, влекут за собою необходимость получения разрешения и согласований на осуществление такого строительства и являются экономически-затратными, чем нарушены требования ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют.

 Одновременно в определении суда указано на то, что перенесение прибора учета холодной воды за границы земельных участков абонентов, на место врезки к уличному водоводу, затрагивает права муниципального образования, поскольку централизованный (уличный) водовод расположен на землях муниципального образования и согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, это возможно только с согласия муниципального образования.

Где конкретно должны быть счетчики

 При этом, анализ действующего в названной сфере законодательства, в том числе Приказ Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», п. 7.2.2, 7.2.3 СП 30.13330.2016 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*» (угв. и введен в действие Приказом Минстроя России отс16.12.2016 N 951/пр) (ред. от 24.01.2019) позволяют сделать вывод, что счетчики на вводах холодной (горячей) воды в здания и сооружения следует устанавливать в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °С. Счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний, обслуживания, снятия и разборки на месте установки, для метрологической поверки. При невозможности размещения счетчиков холодной и/или горячей воды в здании, допускается устанавливать их вне здания, в специальных колодцах только в том случае, если в паспорте счетчика указано, что он может работать в условиях затопления.

 Указанные положения имеют ограниченный срок действия, и с 01.09.2021 по 01.09.2027 не подлежат применению, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985».

Михаил Погорелов,
прокурор района,
старший советник юстиции

Все статьи

Комментарии пользователей

Алексей 04 сен 2021 в 22:12 # Ответить
new comment
Так что можно не переносить счетчик в колодец как заставляет водоканал?
Андрей 09 сен 2021 в 08:32 # Ответить
new comment
Прекрасную аферу провернул Водоканал. Пол района послушно построили колодцы. Кроме того, тех кто вынес водомер на улицу, теперь могут обязать устанавливать специализированные водомеры предназначенные для работы при низких температурах в условиях затопления.

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: