зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Седьмая симфония Шостаковича – ZA мир без фашизма!

 «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами»
/Из статьи Алексея Толстого для газеты «Правда»/

 Слова Толстого наиболее точно отражают суть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Композитору удалось в своём произведении нащупать нерв, давший всему советскому народу импульс к победе. Стойкость советского солдата соизмерима лишь с любовью к Родине, сила которой безгранична. Сегодня, как и тогда, Россия ведёт борьбу с чёрными силами зла и нет никаких сомнений, что наш народ, за которым правда и бессмертная память о подвиге наших предков, в этом бою одержит победу.

 5 марта 1942 года оркестр Большого театра впервые исполнил легендарную Симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича, которая чуть позже получила название «Ленинградская». На титульном листе композитор написал «Посвящается городу Ленинграду».

 Перед премьерой Шостакович сильно волновался и был уверен, что симфония не найдёт отклик в сердцах советской публики. Он то и дело нервно повторял: «Не понравится, не понравится». Однако опасениям Шостаковича не суждено было сбыться и вопреки мрачным ожиданиям, симфония не только понравилась, но и стала гимном, воспевающим силу и мощь советского народа и его непреодолимую волю к победе над врагом. Поскольку премьера транслировалась по радио на всю страну, её услышали миллионы советских граждан, которые впоследствии писали композитору многочисленные восторженные отзывы. За Седьмую симфонию Шостакович, в возрасте 35 лет, был удостоен высшей награды в области культуры – Сталинской премии первой степени.

 Музыка Шостаковича, вобравшая в себя силу и волю к победе, победоносно шествовала по миру. Каждый, услышавший её однажды, понимал, что советский народ непобедим.

 Седьмая симфония представляет собой хронику военных лет, необычайно точно передающую их атмосферу. Данное произведение является грандиозным как по своей сути, так и по силе воздействия. Существует легенда, что Шостакович, будучи чрезвычайно чувствительным человеком, мог предвосхищать многие события. Так, в 1935 году, молодой композитор начинал сочинять вариации в жанре пассакальи, широко распространенном в Испании и представляющим собой траурное шествие. Дальше набросков дело не пошло, композитор был утомлён и отложил свой труд, что называется «в стол» до лучших времён, хотя и успел кое-что показать студентам консерватории. Именно война побудила композитора вспомнить о давно позабытой пассакальи и закончить произведение, в конце которого должен был быть торжествующий и победоносный финал. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Композитор находился тогда в Ленинграде и вместе со всеми ленинградцами участвовал в обороне города. Работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на крышах домов, тушил зажигательные бомбы – работал, что называется, на износ, с каким-то необычайным воодушевлением и вдохновением, ни на минуту не щадя себя.

 Находясь в эпицентре боевых действий, композитору удалось прочувствовать страх и ужас войны, которые нашли отражение в его историческом произведении. На фронт композитора не взяли, хотя он неоднократно об этом просил. Враг приближался, и

 Шостакович ежедневно слушал канонаду артиллерийских орудий, которая отбивалась в сознании композитора.
Шостакович о своей работе над симфонией писал: «Я писал её быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять её. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

 К концу сентября 1941 года были закончены три части симфонии. Четвертая часть произведения должна была быть торжественной и победоносной, олицетворять мощь и нерушимость советского народа, как бы провозглашая победу добра над злом. Для композитора такая задача стала самым настоящим испытанием, ведь сам он в начале октября вместе со своей семьёй был эвакуирован в Куйбышев, а мать с сестрой оставались в блокадном Ленинграде. Находясь в подавленном моральном состоянии, Дмитрий Шостакович буквально заставил себя дописать героический финал произведения, которому суждено было стать пророческим. 29 декабря того же года симфония была завершена.

 В 1942 году в Куйбышеве (ныне – Самара) в исполнении эвакуированного оркестра Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда состоялась премьера симфонии. Это стало поистине крупнейшим культурным событием мирового масштаба. Величайший дирижёр Артуро Тосканини, находясь под большим впечатлением, загорелся желанием первым исполнить это произведение в США. Однако возникли объективные сложности: доставить партитуру самолётом не представлялось возможным. И тогда партитуру, лист за листом, отсняли на фотопленку, а негатив уже окружным путём, через Ташкент, Ашхабад, Сирию, Ирак, Средиземное море, Атлантику, доставили в Нью-Йорк. Артуро Тосканини, которому на тот момент исполнилось 75 лет, понадобилось всего лишь 5 дней, чтобы выучить эту музыку наизусть! 9 июля 1942 года в Нью-Йорке состоялась премьера уникального произведения Шостаковича, услышать которое собрался весь музыкальный бомонд. Концерт транслировали по всему миру.

 Несмотря на всемирное признание, Дмитрий Шостакович мечтал о том, чтобы Седьмая симфония была исполнена в его родном Ленинграде. На тот момент, это казалось несбыточной мечтой, ведь первая зима в осаждённом городе буквально «заморозила» музыкальную жизнь в нём. Последний концерт симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета состоялся 27 декабря 1941 года – всего в блокадном городе оркестр дал 160 концертов, и все они транслировались по радио.

 Единственный дирижёр Карл Ильич Элиасберг, оставшийся в городе, был настолько истощён, что не мог самостоятельно передвигаться. Его, на детских саночках, довезли с Васильевского острова, где он жил, в Асторию, в стационар – там его немного откормили. Казалось бы, морально и физически измотанный человек стал буквально центром притяжения, сила которого была просто невероятной. Именно Карлу Ильичу Элиасбергу удалось сделать невозможное. За месяцы блокады многие музыканты оркестра умерли, большинство остальных, ещё живых, были крайне истощены. Элиасберг начал по крохам восстанавливать оркестр: дал объявление по радио, что музыкантов, оставшихся в городе, просят явиться в радиокомитет. Музыканты были настолько ослаблены, что не могли даже сидеть, не то, что играть. Им выдавали дополнительные пайки, и шаг за шагом благодаря неутомимому дирижёру Карлу Ильичу Элиасбергу оркестр возродился!

 2 июля 1942 года партитуру доставили в блокадный Ленинград на специальном самолёте. Партитура симфонии объёмна и для многих оркестров, даже сейчас, представляет особую сложность. Что уж говорить о военном времени – оркестр тогда насчитывал 14 музыкантов радиокомитета, 7 – из театра им. Кирова, 2 – из филармонии – таким составом исполнить симфонию было чем-то немыслимым, поскольку для её постановки необходимо было 80 человек. Элиасберг доказал, что невозможное возможно! Музыканты отзывались с боевых позиций, их разыскивали по госпиталям и вот, наконец, оркестр был собран, а произведение разучено буквально за несколько недель.

 Дата премьеры, назначенная на 9 августа, была не случайной. Именно в этот день немцы планировали полную расправу над городом и в честь этого события главнокомандующим раздавались пригласительные в популярный ресторан «Астория». Параллельно блокадники раздавали билеты на премьеру симфонии. Симфония транслировалась по радио и захватчики стали невольными слушателями этого эпохального произведения – уже тогда всем стало понятно: кто победит в этой войне. Музыка Шостаковича пронзала каждого: советских людей она заставляла гордиться своей страной, воспрянуть духом и идти вперёд, к победе, а немцев – сжиматься от страха и понимать, что победить советский народ невозможно!

 Один из немцев после победы СССР над нацистской Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграли не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть и голод, и смерть». А после подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортёр сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

В последние дни мы часто обращаемся к истории, проводим параллели и верим, что пока на мировых сценах будет звучать «Ленинградская симфония» Шостаковича, все люди будут помнить, какую цену заплатил советский народ ZA мир без фашизма! Во все времена главным оружием композиторов, музыкантов, поэтов, писателей и художников было их творчество – било прямо в цель, попадало в самое сердце.

Ксения Кизеева

 

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: