зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Святки - от Рождества до Крещения: былые традиции и современность

К сожалению, постепенно уходят в прошлое православные традиции, и зачастую молодые люди в городах уже не понимают смысл старинных православных праздников, а многие вообще думают, что Святки - это блюдо вроде кутьи. Сегодня «Светлая полоса» расскажет нашим дорогим читателям, что это такое «и с чем его едят»!

 Пару лет назад, вечерком в канун Рождества, во время сочельника раздался стук в калитку. Я вышел и увидел двух ребят лет 18-20, которые мне радостно сообщили, что их « Папка и мамка вечерю прислали!», протянув мне банку с кутьёй. Я не стал пробовать, а пригласил их в дом, чтоб более обстоятельно побеседовать с ними. Уже на пороге дома я спросил их, что сегодня за праздник? В ответ услышал – кутья! Я им говорю: Нет такого праздника! Есть Рождественский сочельник!

 Они поняли, что-то пошло не так, и начали искать выход из ситуации. Я спокойно начал им объяснять, что сегодня вечером детвора, по традиции, ходит по дворам носит сочиво и поёт колядки, получая в подарок сладости. Вы знаете колядки? Выпучив на меня глаза, парни сказали – ЩАС! Выскочили на улицу, «углубились» в свои телефоны, один даже маме позвонил…

 - Мам, нам тут говорят, давайте колядки! Не знаю, что ответила мама на том конце провода, но через пару минут они зашли вновь на порог с улыбками от «уха до уха» со словами - мы всё поняли, мы знаем!

 Говорю им:

 - Ну, давайте! Исполняйте!

 И один из них, подглядывая в телефон, выдаёт: «Эх яблочко, да на тарелочке, надоела мне жена - пойду к девочке!» И вожделенно глядит на меня, думая, что сразил меня своим остроумием на-по-вал!

 У меня других слов не нашлось, кроме как по-отечески ему сказать первое, что пришло на ум: «Хлопчик! Ты …лядки попутал с колядками! Колядки - это нечто другое! Как это было в наших краях в дореволюционной России? Вот что пишет Г. Астапенко в своей книге о Рождестве на Дону: Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет.

«Я маленький хлопчик

Принесу Богу снопчик.

В дудочку играю, Христа забавляю.

А вы люди знайте, копеечку дайте

И курочку, петушка и пшенички два мешка».

 «Чем же вы берете?» – спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернуться люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!» Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню: «Да радуйтесь земли, веселитесь люди – Сын Божий народился!».

 Самое веселое время – Святки. Они наступают после Рождества Христова и длятся – до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями.

 С древних времен в Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. Хотя само название этих дней – Святки – говорит о святости этого радостного для христиан события. Существовало поверье, всю Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество (со звездой) славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто рядился на Рождественские вечера, должны были, очистится купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.

 К Святкам люди готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки.

 Накануне Старого Нового года, 13 января – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать. Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в донских станицах.

 До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски – это и есть щедровщики. В этот вечер они ходят от дома к дому, поздравляя станичников.

 Щедровки Г. Астапенко описал в книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков» на примере станицы Старочеркасской:

Во леску, леску, на желтом песку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Блудили блудцы, семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер

Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам

(после каждой новой строчки – повторение «Святой вечер...»)

Вынеси скамеечку, на нашу семеечку

Вареников блюдку да маслица глудку

А муж хвалится вороным конем, перед королем

А жена хвалится лисьей шубою, перед Любою

А сын хвалится луком стрелками, перед девками.

А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.

 На Дону гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть самого разнообразного цвета – и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый – бедняк.

 Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посовать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,

В поле стогами, у вас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.

С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!

 В святочные дни станичники ходили друг к другу в гости, если речь идет о семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки, арбузы и т.д. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол ставили хозяева, к которым пришли кумовья. Каждый вечер развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами.

 Вот так-то, дорогие друзья! Мы ни в коем случае не призываем вас ходить по домам щедровать-калядовать в период ковидных ограничений. Поздравьте только тех, с кем вы постоянно общаетесь! Берегите себя и своих близких! Особенно людей старшего поколения! С праздником!

Александр Качур

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: