зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Творцы Победы!

 15 июня исполнилось бы 130 лет со дня рождения одного из известных авиаконструкторов, ковавших победу в годы Великой Отечественной войны, В.М. Петлякова. Его именем названа Самбекская средняя школа. Подозреваю, не всем известно, что Владимир Михайлович – наш земляк. Своими очередными изысканиями с редакцией «Делового Миуса» поделился краевед из Покровского Николай Терещенко.

Петляков В.М.


 «О нашем земляке Владимире Михайловиче Петлякове, создателе знаменитого пикирующего бомбардировщика Пе-2, в 1969 году поступив в ХАИ на самолетостроительный факультет, я почти ничего не знал.

 В 1970-м, увидев в книжном магазине города Харьков, где я жил тогда, новый альбом «Советская авиационная техника» без промедления купил его. Хотя у меня студенческая стипендия была 35 руб. в месяц, а этот прекрасно оформленный большой альбом стоил тогда 10 рублей (Издательство «Машиностроение», Москва, 1970). Пришлось, как говорят, «затянуть поясок» …

 Но зато, сколько всего нового мне довелось узнать из него! Ведь в состав его редакционной коллегии вошли А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, О.К. Антонов, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.М. Люлька, И.Ф. Образцов, Г.П. Свищёв, Г.В. Новожилов и многие другие известные авиаконструкторы и составители альбома. В нем сказано:

 «С неизменной заботой и любовью относится советский народ к своей авиации. За годы советской власти в нашей стране создана современная авиационная промышленность, расцвела авиационная наука, подготовлены сотни тысяч замечательных летчиков.

 Еще до Великой Отечественной войны советские авиаконструкторы, инженеры, рабочие, герои-летчики вывели нашу авиацию на одно из первых мест в мире.

 Спасение челюскинцев, высадка научной экспедиции на Северный полюс, грандиозные перелеты, десятки мировых рекордов, постройка первых в мире по-настоящему летавших вертолетов, большие достижения в тяжелом самолетостроении, создание крупнейших научных авиационных центров – таков далеко не полный перечень свидетельств стремительного взлета нашей авиации в довоенное время.

  Великая Отечественная война подтвердила зрелость нашей авиационной науки и техники, высокий уровень советской авиационной промышленности, боевую мощь военно-воздушных сил нашей родины.

 Несмотря на потерю важнейших промышленных районов, на эвакуацию многих крупнейших заводов, авиационная промышленность обеспечила поставки фронту десятков тысяч самолетов-истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. Самолеты непрерывно совершенствовались. Создавались и ставились на вооружение новые замечательные машины.

 Невиданный массовый героизм проявили тысячи советских летчиков.

 Советская авиация выдержала во время войны жесточайшее испытание, сокрушила военно-воздушную мощь врага, помогла нашему народу одержать историческую победу.

 …За последние годы наша страна стала крупнейшим экспортером авиационной техники. Вертолеты, самолеты, авиационное оборудование покупают у нас многие государства.

 Успешно идут испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Руководящий состав бригады Петлякова

 

 Большинство наших летчиков-космонавтов – воспитанники Военно-воздушных сил. Советским военным летчиком был первый космонавт мира – Юрий Алексеевич Гагарин.

 Основа успехов нашей авиации – постоянное внимание и забота Коммунистической партии Советского Союза.

 Вождь нашей партии, основоположник советского государства Владимир Ильич Ленин проявил эту заботу уже в первые дни и месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции. 10 ноября 1917 года по личному указанию В.И. Ленина начал формироваться Первый социалистический авиационный отряд. В декабре 1918 года с одобрения В.И. Ленина создан ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт. Многие декреты Совнаркома, имеющие отношение к авиации, подписаны лично Лениным.

 В год столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина выходит этот альбом – иллюстрированный рассказ о советской авиационной технике. Редколлегия».

 В этом альбоме я впервые увидел портрет Владимира Михайловича Петлякова. И прочитал на этой же странице: «В.М. Петляков, ученик Н.Е. Жуковского и многолетний соратник А.Н. Туполева, сконструировал экспериментальный высотный самолет, на базе которого был создан Пе-2 – основной фронтовой бомбардировщик военных лет. Вторая очень значительная машина конструкции А.Н. Туполева АНТ-42 (Пе-8), построенная в ЦАГИ бригадой В.М. Петлякова. Этот самолет по своим тактико-техническим данным (оборонительному стрелковому вооружению, бомбовой нагрузке, дальности, потолку) превосходил знаменитую американскую «летающую крепость» Б-17 и был почти недосягаемым для немецких истребителей в годы войны».

 Так состоялось мое первое знакомство с одним из талантливейших авиаконструкторов минувшего XX века, с его творческой жизнью в авиации. Как позже оказалось – нашим земляком из Приазовья: уроженцем села Самбек Неклиновского района.

 Об этом факте его биографии стало известно многим лишь недавно – в минувшем 2020-м году.

 К 75-летию Великой Победы у Обелиска Славы в центре села Покровское был установлен в числе других и его портрет. Правда, поначалу над краткой автобиографической справкой о В.М. Петлякове почему-то был помещен …портрет С.П. Королева.

 Заметив это несоответствие, по пути зашел к главе Администрации В.Г. Гордиенко, сказал ему об этом:

 - Владимир Григорьевич, ведь отца практической космонавтики – академика Сергея Павловича Королева многие покровчане портрет в учебниках видели, его помнят и знают. А где же настоящий портрет В.М. Петлякова..?

 Реакция была ожидаемой. Портрет нашего земляка быстро нашли. И установили.

 К сожалению, на Аллее Героев у Обелиска Славы аналогичная история произошла, видимо с портретом покровчанина – Героя Социалистического Труда Н.И. Полового. Над краткой справкой о нем установлен цветной портрет человека, абсолютно на Николая Ивановича не похожего. Предыдущий, черно-белый, был прекрасным…

 На днях, дабы уточнить факты биографии Владимира Михайловича Петлякова, посетил читальный зал библиотеки им. И.М. Бондаренко. Узнал следующее: из книг о нем здесь нет ни книги Гай Д.К. «Профиль крыла», Москва, 1981 г.; ни книги Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года», Москва, 2002 г.

 Есть всего лишь вот эта краткая биографическая справка в «Большой Российской Энциклопедии» (Москва, 2014 г., т. 26). Привожу мои краткие выписки из нее:

 «Петляков Владимир Михайлович родился 15 (27) июня 1981 года, с. Самбек, ныне Неклиновского района, Ростовская область. Авиаконструктор, в 1922 году окончил МВТУ… В 1921-1936 г.г. – в ЦАГИ (в КБ А.Н. Туполева). Руководил проектированием крыльев многих самолетов АНТ, созданием и внедрением в серийное производство (1930-1935 г.г.) первых тяжелых бомбардировщиков дальнего действия ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), высотного четырехмоторного бомбардировщика дальнего действия ТБ-7 (АНТ-42); Пе-8 (в 1936 г. – первый полет, в 1940-серийное производство; пикирующего бомбардировщика Пе-2 (1939-1940 г.г.).

 В начале 1942 г. на самолете Пе-2 в США для ведения секретных переговоров был доставлен нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов (всего было пройдено 17800 км воздушного пути, причем значительная часть его над океаном и территорией противника.

 Петляков В.М. занимался также конструированием и являлся организатором производства аэросаней, глиссеров, торпедных катеров, дирижаблей мягких систем.

 С 1936 г. – конструктор на авиазаводе. Необоснованно репрессирован.

 В 1937-40 г.г. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД над бомбардировщиком ПБ-100 (Пе-2). В 1941 г. возглавил КБ на заводе №22 в Казани, где были продолжены работы над модификациями Пе-2. Погиб в авиационной катастрофе 12.01.1942 г.

 Государственная премия СССР (1941 г.). Награждался орденами Ленина (1933-1941 г.г.)».

 К 40-летию Победы советского народа над фашистской Германией вышла в свет книга «Крылья Победы» (2-е издание, дополненное), Москва, Политиздат, 1985 год (1-е изд. – там же, в 1983 г.). Автор – Шахурин А.И.

 В аннотации к ней говорится:
 «Около 137 самолетов получили Советские Военно-Воздушные Силы за годы Великой Отечественной войны – выпустить такое количество самолетов оказалось не под силу гитлеровской Германии и ее союзникам. В книге наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина «Крылья Победы» отражен подвиг рабочего класса, советских авиационных конструкторов, ученых, всех тех, кто создавал в наиболее трудное для советского народа время боевую авиационную технику. Хорошо показана в книге роль Центрального Комитета партии в развитии авиаиндустрии накануне и в годы войны. Советская авиация, в создание которой вложен огромный труд самолетостроителей, внесла решающий вклад в разгром военно-воздушных сил врага, объявленных гитлеровской пропагандой непобедимыми. Книга рассчитана на широкий круг читателей».

 В ней между страницами 96-97 имеется вставка фотографий видных авиаконструкторов. Рядом с С.В. Ильюшиным – фото В.М. Петлякова…

 Незадолго до смерти в незаконченном тексте вступления к своей рукописи Алексей Иванович Шахурин писал: «…Зная, какой великий труд вложили наши партия и наш народ в создание и развитие авиационной индустрии, зная, как велики были усилия при создании такой авиации, которая разгромила фашистскую авиацию во время Великой Отечественной войны, я посчитал необходимым и даже должным рассказать об этих усилиях в работе и в какой-то мере воссоздать картину грандиозного труда нашего народа, который можно приравнять к подвигу».

 Главу «До войны – полтора года» автор закончил словами (стр. 80): «…К осени 1940 года удалось из многих образцов самолетов отобрать, принять на вооружение и внедрить в серийное производство лучшие. Мы выбрали самолеты Лавочкина, Микояна, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Петлякова. Война показала, что выбор был правильным».

 В главе «На восток» он кратко и емко рассказал об эвакуации авиазаводов в Запорожье и в Таганрог. А на стр. 186 обращают на себя внимание читателя вот эти строки:

 «…Хотелось остановиться на достижениях советского моторостроения в годы войны, ибо, прежде всего, оно решающим образом влияло на повышение летно-технических данных самолетов. Более сильный двигатель делал, можно сказать, более сильной всю боевую машину. Ничто так не влияло на увеличение скорости, скороподъемности, высоту полета самолета, как увеличение мощности и высотности двигателя. И на земле, и в воздухе успеха добивался тот, кто имел лучший мотор.

 Конструкторское бюро В.Я. Климова наряду с дальнейшим совершенствованием двигателя ВК-105 пф, устанавливавшегося на истребителях конструктора А.С. Яковлева и пикирующих бомбардировщиках В.М. Петлякова, создало более мощный двигатель – ВК-107а, который в ноябре 1943 года был запущен в серийное производство. Этот двигатель развивал мощность 1650 лошадиных сил и отличался весьма совершенной конструкцией – был невелик и надежен. Вершиной конструкторской деятельности Владимира Яковлевича в годы войны был двигатель ВК-108, на котором удалось достигнуть скорости 745 километров в час – наивысшего достижения в истребительной авиации с поршневыми двигателями всех стран в годы войны».

 А на стр. 203 – вот эти: «…Вносились дальнейшие изменения в основной фронтовой бомбардировщик Пе-2. С новейшими двигателями конструкции В.Я Климова самолет имел скорость свыше 650 километров в час, что более чем на 100 км/час превышало скорость Пе-2 первых выпусков, и мог нести до 3-х тонн бомб, когда первые образцы поднимали максимально тонну.

 …Встречаясь с В.М. Мясищевым, который заменил в конструкторском бюро В.М. Петлякова, я всякий раз убеждался, насколько в надежные руки попало его детище. Когда В.М. Петлякова не стало…».

 Завершил свою рукопись книги «Крылья Победы» А.И. Шахурин такими словами, подводя итог пережитому: «…Да, небывалый трудовой героизм был проявлен рабочим классом, всем нашим народом накануне и в годы Великой Отечественной войны. Это был повседневный напряженный, самоотверженный труд патриотов, которые работали с полным самозабвением, с подчинением одной задаче – достижению победы над фашизмом. Этот труд достоин восхищения.

 Мое поколение исполнило свой долг. Хотелось бы, чтобы и новые поколения советских людей были в чем-то похожи на нас. И лучше нас. Они должны достроить то, что мы не достроили. А если придется защищать завоевания нашего народа, то у них есть с кого брать пример и на чей опыт опереться».

 Советую всем прочесть эту замечательную книгу».

Специально для «ДМ» в честь 130-летия со дня рождения нашего земляка В.М. Петлякова и к 80-летию начала Великой Отечественной войны Николай Терещенко, краевед с. Покровское.

 P.S. Для справки: Владимир Михайлович Петляков родился в семье Михаила Ивановича Петлякова и Марии Евсеевны Письменской, в селе Самбек, в 7 км от Таганрога, где молодые родители были на отдыхе. Всего в семье было пятеро детей, Володя был вторым ребёнком и первым сыном. Отец был родом из Павловского района Воронежской области, мать — из Таганрога. Проживала семья в Москве, в районе Солянки. Когда Володе было пять лет, скоропостижно скончался его отец, и мать Мария Евсеевна с пятью детьми была вынуждена вернуться к родителям в Таганрог.

 Несмотря на тяжелое материальное положение, Мария Евсеевна стремилась дать всем своим детям образование. В 1899 году поступил во Второе приходское училище им. Гоголя, в 1902 году стал учеником Таганрогского среднего технического училища — первого на юге России.

 Параллельно с учебой, чтобы помочь матери материально, Володя работает помощником мастера в железнодорожных мастерских и кочегаром.

 По окончании Технического училища в 1910 году Петляков отправляется в Москву, где после посещения Политехнического музея решает поступать в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Первая попытка не удалась, и Петляков возвращается в Таганрог, где поступает на работу техником-механиком по ремонту паровозов и вагонов, а в свободное время занимается самообразованием, в основном математикой и физикой.

 В 1911 году, со второй попытки, Петляков поступает на механический факультет ИМТУ. На правах вольнослушателя он посещает лекции Н. Е. Жуковского по аэродинамике. Однако на втором курсе ему приходится вернуться домой, чтобы помочь семье.

 В течение почти 10 лет, до продолжения учебы, Петляков работает на Макеевской рудничной спасательной станции в Донбассе, в мастерской архитектора Беликовского в Москве, на Брянском механическом заводе по вытачиванию корпусов трехдюймовых снарядов (шла Первая мировая война), на фарфоровом заводе, в аэродинамической лаборатории МВТУ и, наконец, снова в железнодорожном депо Таганрога, где он «дорастает» до исполняющего обязанности начальника участка службы тяги.

 В июне 1921 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров о возвращении студентов на учебу в высшие учебные заведения, и Петляков продолжил обучение в МВТУ, став работать при этом лаборантом в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1922 году Петляков защищает на «отлично» дипломный проект «Легкий одноместный спортивный самолет» и получает диплом инженера-механика. Профессор А. И. Путилов:

 «Вывешенные чертежи дипломного проекта были выполнены настолько красивыми, что удивляли даже опытных конструкторов. Вычерченный самолет в пространстве, казалось, взлетит с ватмана и поднимется в воздух».

 Уникальность проекта заключалась, в частности, в монопланной конструкции и использовании металлических элементов. Совершивший свой первый полет 21 октября 1923 года самолет, по предложению Владимира Михайловича Петлякова, был назван «АНТ»…

Подготовил Андрей Кравцов

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: