зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Слободской запад или история примиусских приходов

СЛОБОДСКОЙ ЗАПАД ИЛИ ИСТОРИЯ ПРИМИУССКИХ ПРИХОДОВ

Любопытную информацию, найденную в разных источниках, об истории возникновения наших церковных приходов, а также историческом развитии некоторых сел Примиусья предлагаем нашим читателям.

Запад Ростовской области богат храмами и церквями, построенных в начале 19 го века.
…Весной 1769 года на левый берег реки Миус по распоряжению Коша (главного управления Запорожской сечи) пришли более 500 душ казачьих семей. До июня они занимались рыболовством, а потом часть из них стала возводить себе постоянное жилье – землянки и мазанки. В августе переселенцев прибавилось (запорожские казаки, казенные крестьяне), и через месяц на Миусе образовались три слободы: Первая (Нижняя), Вторая (Средняя) и Третья (Верхняя). Со временем они, как уже известно - всем, получили новые названия по устроенным в них церквям – во имя святителя Николая, Святой Троицы и Покрова.
Теперь эти слободы зовутся селами: Николаевка, Троицкое, Покровское. Первое – давно уже пригород Таганрога и почти дотягивается до него своими дачами, а к северу идет на гору похожими друг на друга кирпичными домиками. Вдали показывается первая «запорожская» хата: деревянная, со ставнями, с нависающим козырьком крыши, который поддерживают бревна-столбы, и с резным карнизом, – такие больше встретятся в Троицком и немного в Покровском. Они – архитектурная, этнографическая достопримечательность «слободского» запада Ростовской области. Самое приметное место здесь – загиб обрыва, поворот главной улицы, и рядом на поляне – церковь, без которой Николаевка выглядела бы рядовым селом.

Церковь в селе Николаевка
На территории церкви расположен памятный мемориал. Бывшее церковно-приходское училище, построенное в 1881 году при священнике Иоанне, с красивой лепниной.
Постройкой церкви обеспокоились уже тогда, когда число жителей Нижней слободы перевалило за четыре сотни: из крепости Димитрия Ростовского перевезли старую деревянную церковь Рождества Богородицы и осенью 1782 года освятили во имя Николая Чудотворца. Через шесть лет, зимой, она сгорела – по одной из версий, оттого, что в пономарне во время вечерни не затушили угли.
До 1791 года, пока не собрали новую церковь, во имя Преображения Господня (материалом послужила ветхая Михайловская из Таганрога), в слободе работала часовня. Есть данные, что в слободе была и третья деревянная церковь (с 1811 года), названная, подобно первой, в честь св. Николая. Тогда слобода и стала Николаевкой.
В 1850 году (в основном, на деньги Марии Степановны Вольховской, жены штаб-ротмистра), в слободе, наконец, возвели каменную Николаевскую церковь, которую венчал большой круглый барабан, характерный для стиля ампир (уже немодного в больших городах). Боковой вход выделялся пологим сводом, приделы в честь Преображения Господня и Чудотворцев Косьмы и Дамиана объединяла большая полукруглая апсида. В 1887 году соорудили деревянную колокольню, а в 1914-м каменную – четырехугольную, толстую, грубую, совсем не в тон возвышенному образу храма. Вход в притвор напоминал короткий туннель.
Славился храм девичьим хором. Пение вызывало слезы умиления у блаженного Павла Таганрогского, глубоко почитаемого в наших краях святого. Однажды старец просил священника Антона Николаевича Попова, собравшего этот хор: «Когда я помру, то ты, отец Антоний, приезжай меня хоронить». В 1879 году хор вместе с о. Антонием и приехал в Таганрог…
Хранительницей заветов блаженного Павла стала его послушница, уроженка Николаевки Мария Величко (Мать Мария или, иначе, Мать-игуменья). В 1927 году семидесятипятилетняя старица Мария вместе с другими членами религиозной общины была арестована, оштрафована и выслана за пределы Северного Кавказа на три года по обвинению в вымогательстве (торговле «лечебной» землей с могилы старца). Умерла Мария Величко в Таганроге во время оккупации; как писал краевед Олег Гаврюшкин, немцы «устроили ей пышные похороны».
А в церкви на родине Марии Величко они держали пленных. Говорят, при отступлении фашисты загнали их в подвал и взорвали его.
В стены храма попадали танковые снаряды, а вот метившая в колокольню авиационная бомба ушла глубоко в землю не разорвавшись. Там она не опасна, говорят саперы, так и не сумевшие ее достать…
Наши власти закрывали храм всего раз, в 1959 году. Утварь тогда перевезли в село Синявское, в церковь Всех Святых, а здесь сельсовет порешил разместить спортзал; однако, за отсутствием отопления, поступил более традиционно: устроил склад зерна и ядохимикатов. Отрава и загубила росписи.
Едкий запах не давал свободно дышать ни отцу Евгению, ни прихожанам, сообща восстанавливавшим с 1989 года Никольский храм. Однако службы шли постоянно. И однажды под куполом проявился образ Пресвятой Богородицы с ангелами вокруг!
В церковь можно приехать в любой день: двери открыты! За ними – широкие парные своды, разделяющие зал на три части, стрельчатые ниши, лики евангелистов, люстра, позолоченные иконостас и оклады свеженаписанных икон.
В январе двухтысячного года владыка Пантелеимон благословил благочинного отца Александра передать в храм частицу мощей старца Павла. Есть предание, что блаженный Павел часто бывал здесь, помогал строительству. Николаевцы чтили его, ходили к нему в Таганрог за советом, за утешением, за поддержкой. И вот сейчас приходят сюда, к его мощам. Как и тогда, с надеждой: на исцеление, на утешение, на поддержку.

Село Троицкое
До 1769 года, пока не образовалась Средняя слобода, здесь стояла военная застава, прикрывавшая Таганрог с тыла. И теперь при выезде из села Троицкого хорошо заметна полынная горка с плоской вершиной – с нее далеко видны примиусская низменность и размашистое предместье Верхней слободы, или села Покровского, центра Неклиновского района.
А Нижняя слобода просматривается с южного края Троицкого: она узнается по церкви, так же как ориентиром Троицкого со стороны Нижней служит его собственная церковь.
Нижняя, Средняя и Верхняя слободы – Николаевка, Троицкое, Покровское – как встарь, друг у друга на виду. Они немного похожи; еще можно встретить здесь «запорожскую» хату с высокой открытой галерейкой под козырьком крыши. Троицкое из трех сел самое малое. Однако побывать здесь стоит ради замечательной церкви, для наших краев редкой, а для небольшого села – на удивление монументальной и торжественной.
Среди домиков, в низеньком булыжном ограждении, при акациях, она выглядит уютно и тепло, как сто лет назад…
Прежде в Средней слободе стояла часовня, а в 1777 году запорожские казаки Нижней, Средней и Верхней слобод собрали денег и купили в крепости Димитрия Ростовского ветхую Успенскую церковь. Перевезли, укрепили и переименовали в Троицкую. А по ней и Среднюю слободу назвали в ее честь. Всего через пятнадцать лет - богослужения перенесли в молитвенный дом: прогнили подвалы, протекал потолок, и церковь с богатым иконостасом в любой момент могла рухнуть. За три года выстроили другую, на каменном фундаменте, с колокольней и оградой.

 

Новую, трехпрестольную каменную во имя Воздвижения Креста Господня возвели в 1830 году, – по-столичному броско, величественно, в модном ампирном духе: по обе стороны «дворцовые» сглаженные ризалиты (выступающие части здания во всю его высоту), повсюду – даже на круглом широком барабане – сдвоенные пилястры, небольшой праздничный фронтон над папертью, длинные решетчатые окна, башенка колокольни в четыре проема; и при этом – образцовая чистота стиля. Местный храм - достойное украшение живописного уголка Примиусья, слободы «многолюдной, с населением промышленным и зажиточным», как сказано в историко-статистическом описании Екатеринославской епархии за 1880 год. Впоследствии слободу Троицкую называли селом; незадолго до революции волостной центр село Троицкое насчитывало свыше 10 000 жителей, – в основном, крестьяне (для сравнения, население Николаевки было едва ли не вполовину меньше, а Покровского – на четверть больше).
Крестовоздвиженская церковь и по сей день украшает село Троицкое, ничего с ней не сделалось более чем за полтора века! По одним данным церковь никогда не закрывалась, по другим – ненадолго закрывали в войну, и немного после войны; и военнопленных немцы в ней держали, и склад был. Но даже когда колхоз «Россия» сваливал по углам зерно, все равно на свободной половине проводили службу.
В 80-е годы стены покрыли новыми росписями (старые поблекли), а пол выложили плиткой. Потом провели отопление. Интерьер церкви в синих тонах росписей: лики евангелистов, трехъярусный позолоченный иконостас. Молодцы жители, сберегли, сохранили святое место. А если правление колхоза в том не помогало – да зачтется им, что не разрушали!

На снимках: церковь и бывшее церковно-приходское училище в с. Николаевка;
храм в с. Троицкое; дом (1905 г. основания) Г.Г. Федоренко с сохранившейся русской печью (с. Покровское)

Продолжение следует…

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: